Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Труфанов М.Е. Совершенствование деятельности УУП по предупреждению и пресечению

.pdf
Скачиваний:
66
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
958.52 Кб
Скачать

ное воздействие на несовершеннолетнего. Отцам, привлекаемым за совершение подобного правонарушения, присущи те же особенности»1.

Понятия «неблагополучная семья» в отечественном законодательстве нет, но в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закреплен термин «семья, находящаяся в социально опасном положении». Исследования последних лет позволяют выделить среди них семьи с открытой и со скрытой формами неблагополучия (внутренне неблагополучные). Семьи с открытой формой неблагополучия, по мнению С.И. Долговой, «имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, родители ведут аморальный, противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия такой семьи не отвечают элементарным санитарногигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан»2. К этой же категории относятся конфликтные семьи, которым присущи супружеские скандалы, грубость, взаимные угрозы, оскорбления, отсутствие уважения. Вторая группа может попасть в поле зрения участкового уполномоченного полиции, скорее

1Долгова С.И. Административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 58.

2Там же. С. 59.

41

всего, при официальном обращении отдельных членов семьи или представителей образовательных учреждений по вопросам деструктивного влияния на личностное формирование ребенка.

Работа участкового уполномоченного полиции в семейнобытовой сфере находит реальное отражение в состоянии оперативной обстановки на его административном участке, которая включает в себя следующее: предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; объективное и своевременное разрешение вопросов, содержащихся в обращениях членов неблагополучных семей. Ввиду этого есть основания считать, что выявление участковым уполномоченным полиции правонарушений является непосредственной профилактикой и одновременно составной частью единой системы противодействия правонарушениям в семейно-бытовой сфере, которая позволяет своевременно их пресекать.

Базовым для современной России, на наш взгляд, является определение административно-пресекательных мер, представленное А.П. Кореневым. Известный ученый определяет их как «способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности»1.

1 См.: Коренев А.П. Административное право России. М., 2000. С. 221.

42

А.И. Каплунов определил меры административного пресечения как «предусмотренные нормами административного и ад- министративно-процессуального права юридические способы и средства психического или физического воздействия, применяемые сотрудниками органов внутренних дел для прекращения объективно противоправных, уголовно или административно наказуемых деяний на месте и во время их совершения, путем прямого вмешательства в действия (деятельность) нарушителя»1.

Ведомственные нормативные правовые акты последнего времени, касающиеся исследуемого направления2, отличаются особыми требованиями ко всей системе органов внутренних дел вообще и к участковым уполномоченным полиции в частности. Такое внимание ведомства определено, прежде всего, тем, что эффективное влияние на оперативную обстановку, результативное пресечение правонарушений в семейно-бытовой сфере невозможны без поступления обращений, содержащих всестороннюю информацию. Как свидетельствуют материалы административных и уголовных дел, подавляющее большинство противоправных деяний в семье происходит в очевидной обстановке, которой предшествует длительный конфликт, уже известный родственникам, соседям и другим близким людям.

1См.: Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внут- реннихдел(системно-правовойанализ): автореф. дис. ... д-раюрид. наук. М., 2005. С. 35.

2Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 // Рос. газ. 2014. 14 нояб.

43

Для того чтобы овладеть предварительной информацией о происшествии, участковому уполномоченному полиции в целях соблюдения требований личной безопасности еще до вхождения в квартиру или другое жилое помещение необходимо: связаться с дежурной частью территориального органа МВД России, получить данные о зарегистрированных по указанному адресу лицах и по возможности заручиться поддержкой ближайшего наряда пат- рульно-постовой службы либо другого участкового уполномоченного полиции. Информацию можно детализировать в паспорте на жилой дом, если участковый уполномоченный принял сигнал, находясь в своем участковом пункте полиции. Возможно, что кто-либо из участников семейно-бытового конфликта состоит у участкового уполномоченного полиции на профилактическом учете.

Прибыв к месту семейно-бытового правонарушения (чаще всего это место жительства правонарушителя либо потерпевшего), участковый уполномоченный полиции в соответствии с Федеральным законом «О полиции» имеет право требовать прекращения противоправного поведения. Императивность требования сотрудника полиции о прекращении семейно-бытового конфликта обеспечена правовой санкцией, содержащейся в ст. 19.3 КоАП РФ. В случае если участковый уполномоченный полиции получает отказ пройти в жилое помещение, то согласно ст. 15 Федерального закона «О полиции» с учетом оценки обстоятельств и при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается

44

преступление, он обладает полномочиями проникнуть в квартиру или дом вопреки воле проживающих там лиц в целях его пресечения. Более того, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилое помещение, но при этом использовать безопасные способы и средства, а также с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу.

Значимость пресечения административных правонарушений в семейно-бытовой сфере определяется тем, что в его процессе предкриминальные факторы могут своевременно подвергаться правовому воздействию арсенала административно-юрисдик- ционных средств. Как только для участкового уполномоченного полиции становится очевидным, в действиях какого участника семейно-бытового конфликта присутствуют признаки административного правонарушения, необходимо официально определить и зафиксировать его статус как лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Опрос действующих участковых уполномоченных полиции и личный опыт показывают следующее:

во-первых, составленный протокол имеет стержневое положение в производстве по делу об административном правонарушении и обозначает официальное начало административнопроцессуальных отношений между представителем власти

45

(в лице участкового уполномоченного полиции) и инициатором семейно-бытового конфликта, что обладает сдерживающим и профилактическим эффектом;

во-вторых, учитывая всю серьезность юридических последствий, данное лицо может занять активную правовую позицию для противостояния выдвинутому против него обвинению1 (ему должна быть дана возможность представлять доказательства, давать объяснения, что, безусловно, снимает проблему продолжения противоправного поведения);

в-третьих, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предоставляются права, а также на него возлагаются процессуальные обязанности, которые на первой стадии производства по делу об административном правонарушении не блокируют, но определенным образом ограничивают его статус как члена семьи.

Учитывая, что административные правонарушения в семейно-бытовой сфере можно рассматривать как общественно опасное поведение, выступающее следствием противоправного разрешения межличностного конфликта, вызванного главным образом проявлением неприязни, мести, ревности или хулиганских побуждений, отметим, что действия по их пресечению являются приоритетным направлением противодействия совершению преступлений, обеспечивающим нейтрализацию или бло-

1 См. подробнее: Дядькин О.Н. Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности (по материалам административной практики органов внутренних дел): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 13.

46

кирование причин их совершения. Целью пресечения выступает буквальное блокирование противозаконного поведения, которое порой выполняется в обстановке недостатка данных о ситуации и характере правонарушения. В случае если в ходе семейнобытового конфликта правонарушитель все же не реагирует на требования сотрудников полиции, продолжая насильственные действия, то с соблюдением требований ст. 19, на основании ст. 20 и (или) 21 Федерального закона «О полиции» они имеют право применить физическую силу и специальные средства, которые относятся к административно-правовым средствам пресечения.

Исследование материалов административной и судебной правоприменительной практики позволяет отметить, что применяемые участковыми уполномоченными полиции администра- тивно-правовые средства пресечения правонарушений в семейнобытовой сфере требуют соблюдения тактических основ, которые во многом опосредованы характерными признаками семейнобытовых правонарушений. В первую очередь это конкретное место совершения правонарушения (квартира, дом, подъезд, дачный участок, придомовая территория). Имеют значение также особые взаимоотношения между лицом, совершившим правонарушение, и потерпевшим (супружеские, родственные, соседские), наличие конфликта между ними (длительный, краткосрочный, ситуативный). Принципиально важно отметить, что противоправные действия в абсолютном большинстве случаев совершаются в состоянии опьянения.

47

Есть все основания согласится с мнением Р.А. Семенюка, который отмечает следующее: «Для пресечения возможности перерастания противоправного поведения в сфере семейнобытовых отношений в преступное посягательство необходимо, прежде всего, создать обстановку, которая исключила бы возможность продолжить эту противоправную деятельность и довести ее до конца»1.

Действительную проблему образует доставление и последующее задержание правонарушителей, находящихся по месту проживания в состоянии опьянения, в тех случаях, когда это необходимо для пресечения возможности причинения вреда жизни и здоровью членов семьи либо соседей, нанесения ущерба имуществу. Пунктом 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» при поступлении письменного заявления граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции сотруднику полиции предоставляется право доставить находящихся совместно с ними в жилище лиц в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу. В то же время данное положение имеет трудности в практической реализации, так как потерпевшие, как пра-

1 См.: Семенюк Р.А. Некоторые проблемы предупреждения участковыми уполномоченными полиции семейно-бытовых правонарушений, совершаемых в состоянии опьянения // Алтайский юридический вестник. № 19. 2017. С. 98–101.

48

вило, отказываются от дачи письменного заявления, а также от прохождения медицинского освидетельствования для подтверждения причинения телесных повреждений.

В такой ситуации возможно ухудшение положения членов семьи после ухода участкового уполномоченного полиции, поскольку потенциальный правонарушитель, оставшийся совместно с потерпевшими в квартире или доме, может продолжить свое противоправное поведение и повторно причинить вред жизни и здоровью членов семьи. Очевидно, что такое состояние полномочий участкового уполномоченного полиции не позволяет эффективно выявлять и пресекать правонарушения в семейно-бытовой сфере, так как правонарушитель, находящийся в состоянии опьянения, продолжает быть общественно опасным, его противоправное поведение может перерасти в уголовно наказуемое деяние.

Все указывает на то, что сотрудник полиции должен обладать правом принимать решение об изоляции участника семейнобытового конфликта до момента его вытрезвления. Соответственно, основываясь на проводимом исследовании, предлагаем внести изменения в п. 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции», указав в его диспозиции следующее: «Сотрудники полиции имеют право доставить лицо, находящееся по месту жительства или пребывания в состоянии опьянения, в медицинское учреждение либо в помещение территориального органа МВД России, если есть основания полагать, что данное лицо может

49

причинить вред жизни и здоровью иных лиц, нанести ущерб имуществу». Именно такое состояние полномочий позволит участковому уполномоченному полиции более результативно пресекать совершение повторных семейно-бытовых правонарушений и даже преступлений, так как позволит разобщить участников конфликта, снять эмоциональное напряжение пострадавших и обеспечить их участие в реализации задач по осуществлению производства по делу об административном правонарушении.

По мнению К.А. Кареевой-Папелковской, «меры административного пресечения, в особенности меры административнопроцессуального пресечения, являются предпосылками применения административных наказаний»1. Разделяя данное мнение, считаем возможным определить меры административного пресечения в деятельности участкового уполномоченного полиции как юридические средства и приемы правового воздействия, реализуемые с целью незамедлительного прекращения правонарушения по месту его обнаружения, а также обеспечения возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности.

1 Кареева-Попелковская К.А. К вопросу о классификации мер административного пресечения в деятельности полиции // Административное и муниципальное право. 2014. № 2. С. 106.

50

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]