Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2598

.pdf
Скачиваний:
46
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
28.48 Mб
Скачать

«Энергоэффективная экономика» (раздел «Энергоэффективность ЖКХ») по поручению Госстроя РФ и Госэнергонадзора России и являются одним из инструментов исполнения «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.».

Современная теория и технология теплового неразрушающего контроля [78]

Внастоящее время актуальной является задача определения качества

иоперативная достоверная диагностика технического состояния материалов и конструкций изделий, в т.ч. в реальных условиях их эксплуатации. Тепловой неразрушающий контроль в силу своей специфики (бесконтактности, возможности контроля объектов в процессе их испытаний и штатной эксплуатации, высокой информативности и т.п.) позволяет эффективно решать эту задачу. Качественно новые возможности теплового контроля связаны с переходом от тепловой дефектоскопии (обнаружения внутренних дефектов) к тепловой дефектометрии (определению численных характеристик внутренних нарушений сплошности) и далее к оценке остаточного ресурса объектов.

Количественный анализ температурных полей с определением характеристик исследуемого объекта (геометрических, теплотехнических, теплофизических) строится на расчетных моделях, связанных с решением обратной задачи теплопроводности. Она формулируется в виде задачи на экстремум «функционала правдоподобия».

Постановка и решение прямой и обратной задач теплового

неразрушающего контроля

Решение обратной задачи в общем виде опирается на решение прямой задачи в следующем смысле: необходимо так подобрать параметры исследуемого объекта, чтобы его посчитанная реакция [некоторая функция времени U(τ)] оказалась по возможности более близка к измеренной реакции U0(τ). Близость понимается в смысле близости в функциональном пространстве (пространстве функций, удовлетворяющих некоторым условиям гладкости). Эту близость можно измерять с помощью разных метрик, мы же будем пользоваться среднеквадратичной (4.4) по причине простоты последней:

t

 

[U ] U0( ) U( ) 2 .

(4.4)

0

 

Доказано существование и единственность решения обратных задач (быть может, в ограниченной области пространства параметров), т.е. обеспечено наличие экстремума (4.4) .

В функционале (4.4) выделим зависимость от параметров для реакции

1020

U0(t), тем самым превратив его в функцию, минимум которой в пространстве этих параметров необходимо определить. Функционал (4.4) приведем к виду (Θ – набор параметров)

 

t

U

( ) U( , ) 2

.

(4.5)

 

 

0

 

 

 

 

0

 

 

 

 

Для решения обратных задач будем использовать метод движения по градиенту:

d i

 

( )

,

(4.6)

 

 

d

i

 

где набор координат Θ – совокупность параметров (теплофизических характеристик, см. ниже); τ – некоторый параметр, играющий роль времени. Для практического использования (4.6) необходимо численно определять все производные (как частные, так и полные), поскольку (4.6) фактически задает нам итерационную процедуру поиска минимума.

Система по принятой в теории колебаний классификации является автономной диссипативной динамической системой, заданной потоком. Если решение (4.4) существует, то система (4.6) обязана обладать неподвижной «притягивающей» особой точкой. Таким образом, можно разложить правую часть (4.6) до первого по отклонению члена вблизи неподвижной точки:

d i

 

2 ( 0 )

( i 0j ).

(4.7)

 

 

dt

i j

 

Выделим из всего множества переменных Θ те, явная зависимость от которых известна, и обозначим их через φ, прочие переменные – через Ψ. Таким образом, Ф(Θ) перейдет в Ф(φ, Ψ). Частные производные Ф(φ, Ψ) по переменным Ф нетрудно посчитать аналитически, потребовав (в силу поиска экстремума) их обнуления. Для динамической системы (4.6) это соответствует выражению

d i

 

( , )

0.

(4.8)

 

 

d

i

 

1021

Тем самым эффективно понижена размерность исходной системы на то количество переменных, аналитическая зависимость от которых нам теперь известна. На языке вариационного исчисления это означает, что при переходе от (4.6) к (4.8) на исходную систему наложен ряд связей, которые формально обеспечили бесконечно быстрое движение по направлениям, задаваемым бесконечно малыми приращениями параметров, зависимость от которых известна (аналогично известному классу задач теоретической механики о свободном движении, стесненном голономными связями).

Как известно, постановка прямой задачи теплопроводности основывается на законе сохранения энергии, записанном в виде уравнения непрерывности

Q(r,t )

divJ(r,t ) 0 ,

(4.9)

 

t

 

где Q(r,t) и J(r,t) – соответственно объемная плотность тепловой энергии и плотность теплового потока,

Q(r,t ) (r ) C (r ) T(r,t );

J(r,t ) (r )

T(r,t )

, (4.10)

 

 

 

r

здесь T(r,t) – температура; ρ(r) – плотность среды; С ρ (r) – ее удельная теплоемкость; λ(r) – теплопроводность. Три последние величины и относятся к теплофизическим (локальным) характеристикам, на практике же в основном определяют теплопроводность. Часто эти характеристики являются кусочно-постоянными функциями координат.

Таким образом, решая прямое уравнение теплопроводности (4.9), подставляя решение в (4.5) и подбирая параметры в соответствии с вышеизложенным, определяются параметры, реализующие экстремум (4.4).

Для упрощения математического описания без сокращения общности результатов примем, что дефект описывается одним параметром X. Для этого случая показано, что задача тепловой дефектометрии приводится к виду

[Tn( , 0

t

Tn( , 0 , ) T ( ) 2d .

 

,t )]

(4.11)

 

 

0

 

 

 

При возможности

 

аналитического решения

задачи

определения

Tn( , 0 ,t ) (прямой

задачи

теплопроводности)

функционал (4.11)

превращается в функцию относительно теплофизических параметров (4.5).

1022

Искомые характеристики определяются нахождением глобального минимума.

Проведя несложные математические преобразования, можно записать

1 t

[Tn(t )] ( 0, ) 02 0

2 t

0 0 Jn( , )[T0( ) T (

Jn2( , )d

t

 

)]d [T0( ) T ( )]2d .

4.12

0

 

Экстремум (4.12) по искомой переменной (фактически этот экстремум условный) определяется путем приравнивая частной производной по соответствующему аргументу нулю с учетом (4.8). Например, по переменной α0:

t

Jn2( , )d

0

0( )

 

 

.

(4.13)

t

 

 

Jn( , )T0( ) T ( )d

 

0

 

 

 

Таким образом, задача свелась к

нахождению минимума

функ-

ции Ф(λ, α0(λ)). Минимум этой функции (уже безусловный) определяется простым перебором: решая прямую задачу теплопроводности для достаточно большого набора λ, выделяют глобальный минимум. Описанный выше алгоритм позволяет определять численные значения областей внутренних нарушений сплошности на основе решения обратной задачи ТНК.

Оценка достоверности результатов теплового неразрушающего контроля. Принципиально важной задачей при серийном обследовании большого количества различных по конструкции объектов в реальных условиях их эксплуатации является оперативная оценка достоверности контроля.

Обычно для решения этой проблемы применяются лабораторные исследования с использованием специальных камер. Например, фрагмент исследуемого образца устанавливается на границе холодного и теплого отсеков термокамеры и создаются необходимые заранее определенные температурные режимы. Далее оценивается достоверность результатов. При всех очевидных преимуществах этот подход обладает существенными недостатками, не позволяющими широко использовать его на практике.

Рассмотрим решение данной задачи путем аналитического (в частнос-

1023

ти статистического) рассмотрения погрешностей при экспериментальных данных.

Исследования проводились на примере одного из параметров, описывающих интегральную (по толщине) характеристику теплозащиты объекта контроля – сопротивление теплопередаче. Не нарушая общность исследований, это позволило значительно повысить наглядность получаемых результатов при существенном упрощении математического аппарата.

Сопротивление теплопередаче k-го типа образца в любой точке поверхности рассчитывается в соответствии с разработанным выше методом тепловой дефектометрии. Интегральная характеристика всей конструкции, например приведенное сопротивление теплопередаче в целом зависит лишь от удельного веса разных участков и формулу для его определения можно представить в виде

R 1

n

n

(4.14)

R 1w

w 1 ,

 

i i

i

 

 

i 1

i 1

 

где суммирование идет по типам материалов; w – удельные веса; n – общее число типов материалов.

Последнее выражение (4.14) – условие нормировки.

Однако на практике наблюдаются отклонения (при использовании заявленных значений параметров). Более того, как показывает опыт, сопротивление теплопередаче Rk становится функцией положения на образце. Это происходит вследствие изменений в технологии производства, разных режимов эксплуатации и т.п. В то же время на процесс измерения оказывают воздействие множество факторов, регулярный учет которых практически невозможен (например, порывы ветра, изменение влажности и т.п.). Таким образом, причины отличия проектного значения приведенного сопротивления от реального (где по причинам, указанным выше, необходимо ввести соответствующие поправки) и возникновения погрешностей при измерении носят слабо контролируемый и труднообозримый характер.

В силу этого введем предположение, что обе процедуры – измерения сопротивлений и заявления их проектных значений – имеют случайные характеристики.

Таким образом, оправданным является вероятностная интерпретация обеих указанных процедур. Рассмотрим следующую вероятностную модель. Пусть случайная величина ζ – измеренное значение сопротивления теплопередаче (4.14), η – та же величина, заявленная проектной организацией. Отметим, что эти величины можно считать состоящими из двух компонент: Ror – истинное значение сопротивления и флуктуационные компоненты (т.е. собственно те добавки, которые

1024

обеспечивают случайность). Выделение флуктуационных компонент (считающихся независимыми от истинного сопротивления Ror) вызвано необходимостью учета статистики ошибок вне зависимости от особенностей конкретного объекта.

Таким образом, примем, что статистика ошибок не зависит от объекта, т.е. их наличие является свойством именно методик измерения и проектирования. Будем считать, что функция распределения (плотность вероятности) результатов измерения равна Р(ζ), плотность же вероятности для значения приведенного сопротивления, заявляемого проектной организацией, обозначим через Q(η). Плотность вероятности получения при измерении результата ζ и одновременно для проектной организации заявления приведенного сопротивления η выражается через плотность совместной вероятности W(ζ, η) (т.н. теорема умножения вероятностей):

W( , ) W( | )Q( ),

(4.15)

где введена плотность условной вероятности W(ζ,| η) – плотность вероятности получить в результате измерения ζ, при условии, что заявленное приведенное сопротивление η. Легко видеть, что связь между Р(ζ) и W(ζ, η) [а в силу (4.15) и Q(η)] следующая:

P( ) W( , )d W( | )Q( )d ,

(4.16)

здесь интегрирование ведется по допустимым значениям соответствующих аргументов. Случайные величины η и ζ, не независимы, это будет показано ниже. Функции распределения (4.15) и (4.16) нормированы на единицу.

Построим гистограмму отстроек измеренных сопротивлений от заявленных, т.е. η ζ , тем самым исключается трудность в отношении различий истинных сопротивлений Ror для разных объектов, они сократятся при вычитании (рис. 4.26).

Далее отметим, что гистограмма на рис. 4.26 приближает вид плотности условной вероятности W(η|ζ). Предполагая, что флуктуации не за висят от истинного значения Ror, объявляется, что не существует выделенных значений сопротивлений, и условная вероятность может зависеть лишь от разности (η – ζ). С другой стороны, это требование (независимости характера флуктуации от объекта) фактически означает, что результат усреднения по ансамблю объектов не отличается от усреднения по многократно проведенным измерениям на одном объекте. Тем самым по анализу данных о ряде объектов можно судить о методике измерения в целом. Далее, сама процедура измерений обеспечивает получение именно W(η|ζ). Ведь

1025

перед проведением теплового контроля имеется информация о сопротивлении, заявленном в проекте на контролируемый объект, т.е. о η.

N(η – ζ)

(η – ζ)

Рис. 4.26. Гистограмм отстроек измеренных сопротивлений теплопередаче (η – ζ) от заявленных

Аппроксимируем гистограмму экспоненциальным распределением:

W( | )

1

exp(

 

) ( ),

(4.17)

 

 

 

u

u

 

где u – характерный масштаб спадания (декремент); Θ(х) – ступенчатая функция Хевисайда (1 при х > 0 и 0 при прочих значениях аргумента).

Введем следующие предположения относительно функции распределения Θ(η). Пусть она будет аналогична по виду W(η|ζ). Таким образом, Q(η ) запишется в виде

Q( )

1

exp(

R

) ( R),

(4.18)

 

 

 

v

v

 

где v - характерный масштаб спадания.

Пусть вероятность значения сопротивления, лежащего в сегменте [Ror , Ror + Rδ], равна ε, где δ – допустимое относительное отклонение. Тогда, интегрируя (4.18) по указанному сегменту, можно в явном виде получить v:

v

R

 

.

(4.19)

ln(1 )

 

 

 

1026

Таким образом, вычисляя интеграл (4.16) с учетом (4.17) и (4.18), нетрудно получить явный вид функции распределения для результатов измерения Р(ζ):

 

 

R

 

 

exp(

 

)

v

 

 

 

, R;

u v

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P( )

 

 

(4.20)

 

 

R

 

 

exp(

)

u

 

 

 

, R.

 

u v

 

 

 

 

Далее получим средние значения и дисперсии плотностей вероятностей (4.20) и (4.19). Для заявленных проектных значений сопротивлений для среднего и значений дисперсии соответственно из (4.18) имеем

R v;

2( ) v2.

(4.21)

 

 

 

Для значений сопротивлений, полученных в результате измерений, среднее и дисперсия из (4.20) запишется в виде

 

R v u;

2( ) u2 v2 .

(4.22)

Выражения (4.21) и (4.22) позволяют нам оценить достоверность методики ТНК конструкций с помощью подсчета относительной погрешности

v u

E

 

.

(4.23)

 

 

R

 

Таким образом, предложенный метод позволяет оперативно оценивать достоверность результатов теплового неразрушающего контроля элементов строительных конструкций в реальных условиях их эксплуатации. Созданный метод тепловой дефектометрии позволил значительно расширить область применения теплового неразрушающего контроля конструкций различных отраслей промышленности.

1027

4.4.Перспективные мониторинги

4.4.1.Мониторинг технического состояния строительных

конструкций

Предлагается новый метод оценки технических показателей надежности строительных конструкций, основанный на обработке малого объема экспериментальных данных на основе нормированной статистики.

Решение задач по обеспечению безопасности эксплуатируемых зданий и сооружений возможно при широком внедрении мониторинга технического состояния строительных конструкций с выявлением, анализом и прогнозированием процессов изменений проектных параметров в результате силового и несилового (температурного, влажностного и коррози- онно-агрессивного) воздействия. Анализ результатов выполненных авторами обследований технического состояния железобетонных конструкций, эксплуатирующихся в условиях агрессивного воздействия несилового разрушения конструкций, показал значительное снижение нормативного срока эксплуатации. Причем обследования проводятся, как правило, когда повреждения конструкций становятся значительными. Организация и проведение обследований конструкций в условиях действующих производств представляет большую сложность из-за плохой доступности конструкций, небезопасности работ по обследованию и т. д. Поэтому в результате обследований удается получить недостаточный объем информации.

Выполнялись обследования технического состояния строительных конструкций гальванического цеха (три обследования через 3,5 – 5 лет) – фиксировали параметры коррозийного повреждения железобетонных конструкций: глубину карбонизации бетона защитного слоя, глубину разрушения бетона защитного слоя, ширину раскрытия коррозийных трещин, ориентированных вдоль стержней рабочей арматуры. Полученные данные представлены в табл. 4.3.

Внастоящее время выбор модели осуществляется по внешней форме, соответствующей характеру статистических данных, с использованием метода выборочных распределений и метода гистограмм. Существуют методы выбора модели, основанные на числовых характеристиках закона распределения, таких как метод моментов, метод, основанный на использовании контрэксцесса и энтропийного коэффициента.

Данные подходы не всегда могут описать структурные различия между реальным объектом и моделью, ставящейся в соответствие данному объекту. При этом аналитические выражения, полученные при использовании данных подходов, достаточно сложны и громоздки.

Вработе предлагается метод восстановления законов распределения, основанный на свойствах распределений, приведенных к интервалу [0,1],

1028

который сводится к приведению выборочных распределений к интервалу [0,1], с последующим вычислением статистических индикаторов по формулам

 

n

 

 

n

 

mx xi / n;

I E e ( xi mx )e / n.

 

i 1

 

i 1

Таблица 4.3

Для выбора класса моделирующей функции используется автоматизированная система, внешний вид модели и рассчитанные статистические индикаторы. Моделирующая функция подбирается по наименьшему расхождению между теоретическими и выборочными распределениями, то есть различию собственных индикаторов моделей и исходных статистических индикаторов выборочных данных в

1029

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]