Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria.docx
Скачиваний:
168
Добавлен:
08.02.2015
Размер:
124.68 Кб
Скачать

23. Россия в период правления Николая 1

Годы царствования Николая I (1825-1855 гг.) – это период наивысшего могущества самодержавия в России. Третий по счету сын Павла родился незадолго до восшествия того на престол, летом 1796 г. Екатерина II писала по этому поводу: «Я бабка третьега то внука, который, судя по необыкновенной силе, которой он одарен, кажется мне предназначенным царствовать, несмотря на то, что  у него  два старших брата». Позже Екатерина писала о новорожденном: «великая княгиня родила большущего мальчика, которого назвали Николаем. Голос у него – бас, и кричит он удивительно, длинною он 1аршин без 2 вершков, а руки не много меньше моих. В жизнь свою первый раз вижу такого рыцаря».

Деспотический и непредсказуемый отец не успел существенно повлиять на воспитание младших сыновей. К моменту его смерти Николаю было чуть больше четырех лет. В отличие от старших братьев – Александра и Константина, которых воспитывала бабка Екатерина Великая, его воспитывала мать, Мария Федоровна. Но от отца унаследовал некоторые черты характера: раздражительность, потерю в гневе самообладания. Особенно Николай любил военное дело, во время Отечественной войны Николаю было всего 16 лет, но уже просил мать и старшего брата отпустить в действующую армию. Получив отказ, Николай был огорчен, поэтому в 1814г император позволил ему участвовать в заграничных походах против Наполеона. Затем Николай посетил с образовательной целью Бельгию, Англию, Голландию, в Берлине он встретил свою будущую супругу, принцессу Шарлотту, получившую при крещении имя Александры Федоровны.

Николая I ранее нередко изображали как некую «самодовольную посредственность с кругозором ротного командира». По мнению дореволюционного историка Кизеветтера, Николай по сравнению с Александром, «был прост и ясен, как все элементарное», «ему не досталось ни одной черты из духовного богатства своей семьи: ни искристого ума Екатерины, ни мечтательного разочарования Александра, ни едкой насмешливости Михаила, младшего брата, ни даже мрачной страстности отца, Павла Петровича. Николай поражает, так сказать, необыкновенной «пресностью» своей натуры, - считает этот историк, - которая еще более подчеркивается внешней величавостью… В течение всего своего царствования он оставался малообразованным, ограниченным и самонадеянным заурядным бригадным генералом».

В действительности это был достаточно образованный для своего времени, волевой, прагматически мыслящий самодержец. Он профессионально знал военно-инженерное дело с приемами тактики, любил архитектуру и сам участвовал в проектах многих общественных зданий, хорошо разбирался в литературе и искусстве, был неплохим дипломатом. Был искренне верующим человеком, любил уют и семейный очаг. Поражал иностранцев роскошью двора и блестящими приемами, но был крайне непритязателен в личном быту, вплоть до того, что спал на походной солдатской койке, укрывшись шинелью. Удивлял огромной работоспособностью. С семи часов утра весь день он трудился в своем скромном кабинете Зимнего дворца, вникая во все мелочи жизни огромной империи, требуя подробных сведений обо всем случившемся.

В юности Николай много путешествовал за границей и по России. Вот как описывали его современники: «Это необыкновенно пленительный юноша, прям, как сосна. Его лицо – юношеской белизны с необыкновенно правильными чертами, красивым открытым лбом, красивыми изогнутыми бровями, необыкновенно красивым носом, изящным маленьким ртом. Он обладает решительным талантом ухаживать. Спал на кожаном мешке с сеном». А вот и иное о нем суждение: «Он был необщителен и холоден, весь преданный чувству долга своего…В правильных чертах лица видна какая-то неподвижность, безотчетная суровость. Сие чувство не могло привлекать к нему сердец. Скажем всю правду: он вовсе не был любим».

Будучи императором, он неоднократно повторял мысль о том, что на престоле оказался неожиданно для самого себя, в результате случайного стечения обстоятельств. После смерти бездетного Александра 1 престол должен был перейти к старшему брату Николая Константину. Однако Константин развелся с принцессою Сексен-Кобурскою и женился вторым браком на польской графине Жанне Грудзинской. По закону Российской империи, члены императорского дома, вступившие в брак не с царственной особой, не передают супруге прав и императорскую фамилию, а дети их не могут быть наследниками престола. Поэтому Константин при заключении брака добровольно отказался от престола и царским манифестом наследником был назначен Великий князь Николай. Это манифест хранился в Успенском соборе, в Сенате, Синоде и Государственном Совете, но знали о нем немногие.

После смерти Александра Николай присягнул на верность Константину, а Константин, в свою очередь, Николаю. Только 12 декабря пришло письмо от Константина с подтверждением своего отречения. Тогда же были вскрыты в Государственном Совете акты отречения и манифест. 14 декабря был обнародован манифест о восшествии на престол императора Николая I, и состоялась присяга новому государю в правительственных учреждениях и большей части войск. Однако часть гвардии отказалась присягать Николаю I. Гвардейские офицеры, члены тайных обществ, образовавшихся еще при Александре I, убедили солдат, что Константин не отрекся от престола и находится в заключении, и что грех изменять данной ему присяге. Заговорщики вывели солдат на Сенатскую площадь, что бы путем вооруженного мятежа совершить государственный переворот.

На Адмиралтейскую площадь были собраны войска принесшие присягу новому императору. Во главе их был Николай, пытавшийся образумить мятежников. В ответ на это с их стороны раздались выстрелы и крики: «Да здравствует Константин, да здравствует Конституция». Под конституцией кричавшие солдаты подразумевали, как выяснилось позже, супругу Константина. Генерал Милорадович, герой Отечественной войны подъехал к мятежным войскам и стал их уговаривать разойтись, но был смертельно ранен. После него митрополит Серафим пытался приблизится к толпе на Сенатской площади, но ему стали угрожать расстрелом, так же был встречен и великий князь Михаил, только что приехавший из Варшавы от брата Константина.

Убедившись, что мирные средства не действуют, Николай направил против мятежников кавалерию, но ее атаки не имели успеха, так как восставшие стояли густой колонной, которую кавалерии было трудно прорвать. Тогда Николай решил использовать артиллерию. Первый выстрел ударил высоко в здание сената, и мятежники ответили огнем, второй третий выстрелы ударили в середину толпы и рассеяли ее. Мятеж в столице был подавлен, и руководители его были арестованы.

2 недели спустя заговорщики сделали попытку поднять южную армию. Муравьев–Апостол, член южного тайного общества, поднял мятеж в Черниговском полке и двинулся на Киев. По дороге взбунтовавшийся отряд был окружен гусарами с артиллерией и сдался. Сам Муравьев был ранен, арестован и привезен в Санкт-Петербург. Верховная следственная комиссия привлекла к суду 121 человека участвующего в заговоре, целью которого было низвержение самодержавной власти и установление в России республики. 36 человек были приговорены к смертной казне, а остальные к ссылке на каторжные работы. Но император смягчил приговор, и только 5 самых деятельных заговорщиков было казнено: Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев и Каховский. Остальным казнь была заменена каторгой.

Восстание декабристов был одним из следствий заграничных походов русской армии в царствование Александра I. Молодые офицеры, побывавшие в Западной Европе, познакомились там с новыми идеями и учениями о государственном правлении. Как удобным моментом они решили воспользоваться династическим кризисом, создавшимся вследствие отказа Константина от престола. Движение было подавленно, но отложило глубокий отпечаток на все царствование Николая I.

Мятеж на Сенатской площади, который Николай подавил решительно и беспощадно через насколько часов после его начала, оказался одним из наиболее значимых для него жизненных впечатлений. Розыск по делу над его участниками стали первыми правительственными актами его царствования. День 14 декабря Николай запомнил навсегда.  Специально составленный для императора Свод показаний декабристов о внутреннем состоянии России, куда были включены основные положения планов и проектов декабристов, постоянно находился в кабинете Николая I.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]