Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

subbotina_es_otv_red_povsednevnost_rossiiskoi_provintsii_xix-1

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
14.11.2020
Размер:
2.3 Mб
Скачать

лидера национального движения народов Кавказа. Женщин из его окружения: двух жен, дочь и невесток снимала супруга одного из калужских фотографов, т.к. дамы не хотели показывать свои лица мужчинам. Уговорили их сфотографироваться местные дворянки.1

Кроме того, фотокарточки играли определенную роль и в выборе супруга или супруги. Например, девушке показывали фотографию потенциального жениха, и она уже решала – нравится он или нет, или, хотя бы перед бракосочетанием, и она уже имела представление за кого ей предстоит выйти замуж. Именно так происходит в романе Фатиха Амирхана «Хаят». Главной героине дают фотоснимок молодого татарина.2 Богослов Муса Бигеев и дочь чистопольского купца Асьма Камалова также вначале обменялись фотокарточками, после этого между ними завязалась переписка, которая завершилась личным знакомством перед свадьбой и бракосочетанием.3 Появление фотоснимков значительно облегчило процедуру сватовства.

Вначале XX века фотографы-любители появились и среди татар. Фотография стала модным увлечением того времени. Конечно, доступна она была лишь людям с определенным материальным уровнем. Например, состояли членами Казанского фотографического общества представители известных купеческих династий города - А.Азимов, И.Айтуганов, С.Усманов.4 Фотография «Татарское молебствие на Юнусовской площади», сделанное Айтугановым 14 мая 1896 года, была опубликована в петербургском журнале «Всемирная иллюстрация». Фотолюбитель запечатлел торжественный молебн на площади по случаю коронации Николая II.

ВРоссии с конца XIX века выходили многочисленные журналы для фотографов-любителей, переводились иностранные пособия, публиковались самостоятельные работы по этой теме.5 Для татар, знающих русский язык, эти сочинения были вполне доступны. Одно из пособий «Моментальная фотография» была напечатана в типографии татарского предпринимателя И.Х. Усманова в Санкт-Петербурге. В 1917 году в Оренбурге была издана небольшая брошюра Х.Жанбаева «Кто придумал фотографию и науку изображения?» на татарском языке.6

1Захарьин И.Н. Встречи и воспоминания. – СПб., 1903. – С.69.

2Әмирхан Ф. Әсәрләр: Дүрт томда. Т.2. – Казан, 1985. – Б.167.

3Тагирджанова А.Н. Указ. соч. – С.14.

4Отчет о деятельности Казанского фотографического общества от 6 октября 1895 года до 1 марта 1896 года // Труды Казанского фотографического общества. - Т. 1. - Казань, 1896. - С.27-28.

5Евдокимов Б.А. Фотографические забавы. – СПб., 1916. – 158 с.

6Рәми И.Г., Даутов Р.Н. Әдәби сүзлек сүзлек (элекке чор татар әдәбияты һәм мәдәнияте буенча кыскача белешмәлек). – Казан, 2001. – Б.90.

91

Благодаря развитию фотоуслуг в татарском мусульманском обществе изменилось и отношение к изобразительному искусству. Значительную агитационную работу в этом направлении вели татарские газеты и журналы. К 1917 году фотография играла значительную роль в жизни татар-мусульман. Фотоснимки использовали в официальных документах, в качестве иллюстраций к книжной и газетно-журнальной продукции, в рекламе. В частной жизни, помимо эстетических функций, значительной была роль фотография при выборе будущего супруга или супруги, так как жених и невеста не могли видеть друг друга до свадьбы. Но самой главной целью любой фотографии являлась память, о человеке, о событии, о времени.

Гайкин В.А.

Институт истории, археологии и этнографии, ДВО РАН, г. Владивосток

 

 

 

 

Биография дома – история века

 

 

 

 

 

Этот

двухэтажный

деревянный

особняк

 

 

 

 

в лесном

пригороде

Владивостока

(станция

 

 

 

 

«Санаторная») разрушается, брошенный на

 

 

 

 

произвол судьбы, как старый больной бомж, за

 

 

 

 

плечами которого жизнь, наполненная событиями,

 

 

 

 

населенная яркими персонажами, сыгравшими

 

 

 

 

впрямом и переносном смыслах значительные роли

 

 

 

 

в мировой культурной и политической жизни. Дом

построен

приморским

олигархом Борисом Бринером и использовался

в качестве

дачи.

Его

отец Жюль Бринер (выходец из Швейцарии)

в 1902 продал

царскому

правительству лесную концессию в верховьях

пограничной

реки Ялу,

что было использовано Японией в качестве одного

из поводов для развязывания войны против России (1904 – 1905 гг.)1. Борис Бринер, «владелец заводов, портов, пароходов» (в частности дальнегорских рудников) успел побыть министром Дальневосточной республики.

1 Романов Б.А. Витте и концессия на р. Ялу. – В кн.: «Сборник статей по русской истории, посвящённый С.Ф. Платонову», Петроград, 1922. С.431.

92

Его империя была национализирована советским государством. И семья сочла за благо в1931г. эмигрировать в Харбин.1

Дом помнит озорного мальчугана Юлия (Юла), который стал любимцем зрителей послевоенного кинематографа, всемирно известным актером Юлом Бриннером, американским Робин Гудом из знаменитого вестерна «Великолепная семерка», за чьими подвигами на экране с замиранием сердца следили миллионы советских людей в 60-е гг.

Особняк пережил революционные потрясения и в 30-е годы всемогущий НКВД устроил здесь спецшколу2. Её посещал замнаркома НКВД Люшков (самый высокопоставленный перебежчик) перед тем как «уйти» в Японию в 1938г. Информация, которую он передал была бесценна: дислокация советских войск, военные шифры, информация о группе Зорге и т.д. Японцы застрелили Люшкова 19 августа 1945г., после вступления советских войск в Маньчжурию3.

В 1942г. в этом «учебном заведении» осваивал тонкости диверсионно-разведывательной работы молодой корейский партизан Ким Сон чжу, в 1946г. ставший известный всему миру как Ким Ир сен – лидер Северной Кореи. Впервые я узнал об этом в конце 70-х гг., работая над диссертацией о борьбе корейцев за независимость (в том числе партизанской борьбе Ким Ир Сена), наткнувшись в «Ленинке» на серьёзный японский источник, согласно которому в 1942 г. Ким Ир Сена видели (японские агенты) в районе станции Санаторной4. Я посмеялся над этим вымыслом. Ведь шпионская сеть к этому времени была ликвидирована (в то время я верил в эти сказки). Кроме того Ким Ир Сен в начале 40-х гг. был всего на всего командиром партизанского отряда в Маньчжурии5. И найти средней руки партизанского лидера на бескрайних просторах СССР

было гораздо сложнее, чем пресловутую иголку в стоге сена.

Каково же было мое удивление, когда в автобиографии Ким Ир сена, вышедшей в конце 80-х годов, я прочитал, что в 1942 г. будущий президент Северной Кореи действительно обучался в советской спецшколе, находившейся в этом месте6. Какой многочисленной, разветвленной,

1Бабцева И.И. . Из истории семьи Бринеров (по материалам фондов Музея) // Янковские чтения. Материалы конференций 1992, 1994, 1996 гг./ Приморский государственный объединённый музей им. В.К. Арсеньева, Владивосток: Фаркон, 1996. С. 60

2Спивак Павел. От разведшколы до восточной школы. Правда Приморья. 2008. №28.

3Наумов Л. Борьба в руководстве НКВД в 1936-1938гг. – М. 2006. С. 92

4Токко гайдзи гэппо (Бюллетень внешней разведки). Токио. 1944. ноябрь. (яп. яз.). С. 76-78.

5Тиан гайкё гаппо (Краткое ежемесячное обозрение общественного порядка). Б.м.,1940. ксилограф (яп.яз.).

6Ким Ир сен. В водовороте века. – Пхеньян: изд-во лит-ры на иностр. яз. , 1993. Т.3. С. 325.

93

имеющей устойчивую связь с Японией должна была быть японская разведсеть на территории СССР (в годы войны!), чтобы моментально идентифицировать корейского партизана, появившегося на короткое время на маленькой железнодорожной станции в лесном пригороде Владивостока! Имеет право на существование и другое объяснение столь быстрой фиксации японской разведкой появления Ким Ир сена на Санаторной – «наводка» Люшкова, обладавшего феноменальной памятью, несколько месяцев диктовавшего японцам по 40 страниц в день. Информацию, которую он «сбросил» японским спецслужбам можно смело назвать «большой энциклопедией НКВД» (и не только).

Как место, связанное с жизнью великого вождя корейского народа дом мог бы стать Меккой для северокорейских туристов, свято чтящих все, что имеет отношение к первому президенту КНДР. Директор Восточной школы Павел Спивак вспоминает: «В первые годы моего директорства Восточной школы был случай, когда на Санаторной останавливался на несколько часов спецпоезд уже нового лидера Северной Кореи Ким Чен ира. Санаторная была совместно окутана братскими спецслужбами, а у меня в памяти – серьезные восточные мужчины из-за забора почтительно фотографируют Восточную школу»1.

В «эпоху застоя» особняк был служебной дачей одного из руководителей Приморского края. После того как Россия «обрела независимость» дом почувствовал что развязка не за горами. Правда, в 90-х гг. в этом здании успешно функционировала Восточная школа, где владивостокские дети получали уроки истории зарубежного Дальнего Востока, древней и загадочной культуры. Директор Восточной школы Павел Спивак однажды случайно наткнулся в подвале на человеческие останки. Кем был этот незнакомец? Невольным свидетелем тайн семьи Бриннеров? «Человеком в железной маске», убитым сотрудником НКВД? Сохранив в тайне страшную находку, Павел Спивак снова закопал истлевшие останки2. Кому сейчас интересны жуткие тайны XX века. Тем, кто сегодня «у руля» стала не нужна и сама Восточная школа, которую выбросили из бринеровского особняка.

Старый дом, переживший революции и войны тихо умирает в мирное время, как лишний свидетель эпохи великих потрясений, разглядывая пустыми глазницами выбитых окон быстро меняющийся пленэр.

1Спивак Павел. О сколько тайн и странных совпадений таишь ты Санаторная… Арсеньевские вести. 23.07.08.

2Завадская Марина. Хунхузы, чиновники и восточная школа. Арсеньевские вести. 12.12.07.

94

Рис.1. Жюль Бринер («Он начал Русско-японскую войну»)

Рис.2.Борис Юльевич Бринер с детьми – Юлом и Верой

Рис. 3. Юл Бриннер в роли Криса Адамса («Великолепная семёрка»)

95

Рис.4. VERA BRYNNER - RUSSIAN GYPSY FOLK SONGS Orchestra directed by Gleb Yellin 1958 . Вера Бриннер (родная сестра Юла Бриннера, солистка Метрополитен опера)

Рис.5. Ким Ир сен во время пребывания в СССР. Справа его первая жена, Ким Чжон сук

(1942 г.).

Рис.6. Генрих Люшков

96

Гарунова Н.Н.

ДГУ, г. Махачкала

Городские отчеты как источник по истории повседневности провинциального города в середине XIX в.

Наибольшие доходы в небольшом провинциальном городе Кизляр, которым он стал к середине Х1Х века, потеряв прежнее могущество, приносило виноградарство, виноделие, шелководство, садоводство, торговля. При этом надо учесть, что город находился в самых неблагоприятных условиях: на окраине Кавказа, среди болот в местах постоянного затопления, удаленный от других крупных городов России сотнями километров безводных степей, подвергаемый постоянным набегам и грабежам.

На наш взгляд интересен ряд статистических сведений, характеризующих общественную жизнь и быт горожан Кизляра в 1835году.

По отчету за 1835 год в числе городских жителей указанно «людей постоянных профессий из местных жителей: портных-6; сапожников-3; оловянщиков-2; слесарей-1; серебрян. дел-5; часовщик-1 и т.д»1.

К 1835 г. в Кизляре было:колодцев в городе – 200; деревянных мостов – 15; улиц и переулков (ничем не мощенных) – 34; площадей – 2; казенный виноградный сад – 1 (частным людям принадлежащих – 1291); огородов не имеется. Кладбищ:грекороссийское -1; армянское-1; татарское-1; субботников- 1. Количество земли под домами – 168 квадратных сажей, под садами – 5552 дес., под выпасом – 100 дес.Число браков заключено: холостых (с девицами – 62, с вдовами – 13); вдовцов (с девицами – 22, с вдовами – 23). Число рожденных:всего404, в том числе мужчин 220; женщин 184; из них: законнорожденных – 393; незаконнорожденных – 11; мертворожденных нет. Число умерших: в частных домах мужчин 95; женщин 125; итого 220. В городской больнице умерших 25, ввоенном госпитале умерших мужчин 81; самоубийств 3. Общественные заведения по Отчету указаны: училище – 1; учителей – 7; учащихся – 132 чел.

Благотворительных заведений в Кизляре нет, исключая городскую больницу, устроенную обществом города для 12 самых бедных граждан.

В городской тюрьме содержатся арестанты: в течении года мужчин 121, женщин 1; выпущено мужчин 84; умерло мужчин 11, женщина 1; осталось к 1836 мужчин 27. Грабежей в городе – 2, всего краж – 16, на сумму 2600р. Содержатся в тюрьме: мужчин возраста 20 – 25 лет25 человек; мужчин

1 ГАРД. Ф. 379. Оп. 4. Д. 636. Л. 42

97

возраста 25-30 лет - 40 человек; мужчин возраста 30-35 лет - 30 человек; мужчин возраста 35-50 лет - 10 человек. Отыскано виновных в грабежах – 1,

кражах – 2, на сумму 2500 руб. и т. д1.[ГАРД. Ф. 379. Оп. 4. Д. 636. Л. 43].

В отчете за 1835 год можно найти следующие данные: хлеба по приблизительному исчислению было: муки пшеничной до 6000 четв., овса – до 400 четв. (1 четв. = 2 ведра = 0,025 м.). Жителями Кизляра черный ржаной хлеб не потреблялся, поэтому привоза не было. Если иногда появлялся, то употреблялся казаками в незначительном количестве. На собственное продовольствие жителями забито в течение 1835 г. быков и коров – 750, баранов – 18000 голов2.

Лавок в городе: хлебных – 3, москательных – 62, красных товаров – 89. Кроме базаров и лавок, купечество в Кизляре могло заниматься не только

коммерцией, но и заводить свои предприятия и мануфактуры, а менее

состоятельный люд мог заняться ремеслом, выращивать

сады, огороды

и продукты своего труда выносить для продажи на рынок.

 

Любопытны документы, которые иллюстрируют

обязательность

верующих по отношениям к своим обязанностям. В переписке Астраханскй епархии с Кизлярским духовным управлением найден документ «Рапорт командиру Гребенского полка от священника Виноградова», где он жалуется на дерзкое поведение в православной церкви казака Плотникова и казачек с ним Лотниковой, Андросовой, Свинцовой, Черновой. Они громко разговаривали, смеялись, и вели себя вызывающе3. О столь вопиющем факте

ибыл составлен рапорт.

Визучаемое нами время, торговля горцевчерез Кизляр с Россией продолжала оставаться жизненной необходимостью. В числе товаров,

доставляемых из России были: различные строительные материалы

идеревянные изделия, колеса, стеклянная посуда, алебастр, известь, бумага, различные красительные материалы, бочки, веревка, железные и чугунные вещи, колокола, фаянс, экипажи, мебель, картофель, капуста, растительное масло, разные крупы, пиво, лук, мед, свинец, пряные коренья, холст, табак

идр., а из Закавказья: нефть, пшеница, шелковые и хлопчатобумажные ткани, башлыки, бочки, ковры, горох, слоновая кость, различные восточные фрукты

ит.д. Часть этих товаров, расходились «в мелкой распродаже» в самом Кизляре, а большая их часть шла транзитом дальше. На внутренние рынки

России из Кизляра к середине XIX века вывозились товары местного

1ГАРД. Ф. 379. Оп. 4. Д. 636. Л. 43

2Там же

3Астраханская Епархия. Фонд 1058.Оп.2.Ч. 4. Д.1098.Л.45

98

производства и из соседей Ставропольской губернии. Данные о торговом обороте Кизляра в 1849 г. можно проследить на анализе следующих данных: вино виноградное на сумму 50000 руб; рогатый скот на сумму 25000 руб; шелка-сырца на сумму 21000 руб; разных горских изделий на сумму 50руб. (всего из Кизляра по сухопутной дороге в Астрахань на сумму 513000 руб.); бумаги пряденой - 89 тай; водки кизлярской -332 бочки; марены - 2048 пудов; рыбы соленой - 8000 пудов; семян арбузных -280 четвертей (через Шандруковскую пристань морем всего на сумму 716734 руб.)1

Даже краткий перечень представленных материалов позволяет сделать вывод о том, что городские отчеты являются весьма ценным источником по истории города, иллюстрирующие экономический, культурный, религиозный, социальный аспекты развития города.

Гаузова Т.А.

ПГГПУ, г. Пермь

Методика сбора и обработки информации в рамках устной истории

Интерес к устной истории в России появился ещё в 1960-е годы, однако к изучению устных источников как одному из видов, помогающих по-иному посмотреть на историческое прошлое, в Пермском государственном педагогическом университете обратились лишь в 2005-м году, хотя студенты исторического факультета ежегодно ездили в этнографические экспедиции.

В апреле 2005-го года на кафедре новой и новейшей истории России обсуждался вопрос о создании Центра устной истории. Инициативу в этом плане проявила доцент кафедры Селянинова Гульсина Дагирьяновна. Однако это оказалось не совсем простым делом. Нужна была программа, необходимо было решить вопрос с кадрами, формой организации. Предлагалось зарегистрировать Центр, либо как некоммерческую организацию, либо как структурное подразделение при университете. Остановились на последнем.

29 июня 2005 года этот вопрос обсуждался на заседании Учёного совета университета, который постановил: «Открыть Центр устной истории при Пермском государственном педагогическом университете».2 Было разработано Положение о структурном подразделении ПГПУ, которое определяло его

1Забудский. Военно-статистическое обозрение Российской империи. – СПб., 1851. Т. XVI. Ч. 1. С. 231-233.

2Протокол №7 заседания Учёного совета Пермского государственного педагогического университета от 29 июня 2005 г.

99

правомочия. Одной из основных целей своей деятельности Центр считал возможность обеспечения дополнительных форм обучения, научной и учебной деятельности, а также организацию и проведение разного рода научных исследований: поисковых, прикладных и т.д.

Для того чтобы всё это осуществлять нужно было заняться записью интервью по истории XX века, создавать архив устных источников, выполнять исследовательские проекты. Как итог – публикация материалов, участие в работе различных форумов и конференций. Создать устный источник не просто. Устная история как раз и даёт возможность сделать это посредством памяти, хранящей воспоминания о прошлом.

Прежде чем заняться этой работой, необходимо было определиться с тематикой научных исследований, поиском грантодателей. Преподавателей,

которые стали работать в Центре, интересовали

вопросы, связанные

с проблемами

ментальности

в обществе,

отношения

к власти, детства

и образования,

войны

и

фронта,

повседневности.

Определяя тему

исследования,

прежде

всего,

нужно

было

учитывать

и

факт возможности

жизни участников событий, взятых для исследования, и то, насколько они сохранились в их памяти. В рамках возможных тем нужно было найти респондентов для интервью – участников ВОВ и тружеников тыла, эвакуированных в Пермь деятелей культуры, репрессированных, военнопленных, остарбайтеров, спецпереселенцев, трудармейцев, узников немецких лагерей и ГУЛАГа.

Для того чтобы создать устный источник нужны двое – интервьюер и респондент. Сбор воспоминаний, составляющих его основу, решено было

организовать

силами студентов 2 – 3-го

курсов

очной формы обучения,

проходящих

музейно-архивную практику. Всю

последующую работу

с устными источниками: их обработку,

анализ, написание научных статей

должны были проводить преподаватели кафедры, работающие в Центре.

Прежде

чем пойти на практику,

студенты

посещают факультатив:

«Устная история Прикамья», где их знакомят с устными воспоминаниями, типами интервью, исследованиями памяти жителей Прикамья. Студентам предлагается подготовить какой-либо проект и выступить с ним, либо на студенческой конференции, либо «круглом столе» и обсудить его результаты. После того как студенты прослушают факультатив, они идут на музейноархивную практику, в рамках которой и проводится интервьюирование.

В помощь студенту-практиканту на

кафедре выпущена брошюра,

в которой обозначены основные положения

по организации и проведению

100