- •Лечение хронического вирусного гепатита в.
- •А) Иммуномодуляторы
- •Б) Противовирусные препараты
- •В) Препараты, действующие на молекулярном уровне («блокаторы кода»)
- •На какой стадии хронического гепатита в показано лечение ифн?
- •Какие больные хроническим гепатитом в отвечают на лечение ифн?
- •Роль трансплантации печени при хронической инфекции вгв
- •Практические выводы
- •Противовирусная терапия - побочные эффекты и контроль за лечением
- •Цели интерферонотерапии
- •Противопоказания к интерферонотерапии
- •Дозы ифн и длительность терапии
- •Лечение больных, у которых на фоне интерферонотерапии возникает рецидив
- •Дальнейшая тактика при развитии рецидива после окончания интерферонотерапии
- •Рибавирин
- •Ингибиторы протеаз
- •Альтернативные лекарственные препараты и их комбинации
- •Кровопускание и антиоксиданты
- •Практические выводы
Роль трансплантации печени при хронической инфекции вгв
Исходом хронического вирусного гепатита В является цирроз печени со всеми его опасными последствиями. Такой исход хронического воспаления печени, причем в сравнительно короткие сроки, часто наблюдается у больных, суперинфицированных BTD, а также у пациентов, которые одновременно оказываются анти-НВе-положительными и ВГВ-ДНК-положительными. Все это ставит вопрос о показаниях к пересадке печени при хронической виремии ВГВ.
Выживаемость таких больных после трансплантации печени, проведенной на стадиях А и В по Чайльду, в большой мере зависит от наличия или отсутствия маркеров репликации ВГВ в сыворотке. Напротив, при прогрессировании цирроза печени до стадии С по Чайльду эти маркеры не влияют на выживаемость.
Известно, что приблизительно у 50% всех больных с пересаженной печенью вновь развивается вирусный гепатит В. При более детальном рассмотрении выясняется, что частота реинфекции зависит от активности репликации вируса в дооперационном периоде.
Более чем у 80% ВГВ-ДНК-положительньгх больных после трансплантации печени вновь обнаруживается виремия. Если в дооперационном периоде пациенты при серологическом исследовании оставались HBeAg-отрицательным и и
ВГВ-ДНК-отрицательными, то частота виремии в послеоперационном периоде составляла менее 50%.
Эта проблема делает актуальной соответствующую подготовку больного перед трансплантацией печени, т.е. применение в дооперационном периоде ИФН с целью возможно более активного подавления репликации вируса или его полного элиминирования. Выше уже говорилось, что эта проблема приобретает особенно важное значение, когда попытка терапии ИФН предпринимается впервые уже на стадии декомпенсации цирроза печени. Дело в том, что лечение ИФН на этой стадии заболевания обычно сопровождается серьезными побочными явлениями. Исследования, которые проводятся в настоящее время в гастроэнтерологических центрах, призваны определить группу пациентов для проведения соответствующих подготовительных мероприятий перед трансплантацией печени. Наряду с определением показаний для терапии ИФН необходимо учитывать и значительное снижение защитных возможностей у таких больных.
Несмотря на это ограничение, целесообразно рекомендовать всем больным (особенно молодого возраста) декомпенсированным циррозом печени, развившимся в результате HBsAg-положительного ХАГ, консультацию в центре трансплантации печени. Важно провести консультацию по возможности до развития осложнений цирроза печени, таких, как асцит, печеночная энцефалопатия, кровотечение из варикозных вен пищевода, гепатоцеллюлярная карцинома.
Практические выводы
Хронический гепатит В остается достаточно серьезным заболеванием, способным привести к опасным последствиям (цирроз печени, гепатоцеллюлярная карцинома).
Хронический гепатит В может быть распознан случайно или сначала диагностирован как «остро» протекающий гепатит В. Клинические симптомы нехарактерны. Первое место по частоте среди них занимает утомляемость. Диагностическая ценность клинических проявлений невелика. Активность трансаминаз всегда оказывается повышенной. Их уровень подвержен широким колебаниям. Показатели активности ГПТ, равные как 50 Е/л, так и 1000 Е/л, вполне могут соотноситься с диагнозом хронического гепатита В. При подозрении на хронический гепатит В вирологическая диагностика, проводимая в клинической практике, включает в себя определение HBsAg (перед началом лечения), дополняемое исследованием ВГВ-ДНК в сыворотке. HBsAg-положительная и ВГВ-ДНК неположительная кровь должна считаться высокоинфицированной.
Даже в эпоху непосредственных методов диагностики, позволяющих получить изображение органов, у HBsAg-положительного больного с повышенным уровнем трансаминаз все же следует проводить биопсию печени.
Обнаружение у больного компенсированного, гистологически подтвержденного гепатита В в стадии активной репликации вируса (положительные результаты определения HBsAg и ВГВ-ДНК) с переходом или без перехода в цирроз печени и повышенным уровнем трансаминаз должно рассматриваться как показание для терапии ИФН. Определенные проблемы при такой терапии возникают, с одной стороны, у больных с мягким течением хронического гепатита В (с гистологической картиной хронического персистирующего гепатита и уровнем ГПТ при многократных определениях ниже 70 Е/л), а с другой — у пациентов с декомпенсированным циррозом печени, сочетанными инфекциями (ВИЧ, ВГС), а также у больных с угнетенным иммунитетом и лиц, перенесших трансплантацию органов. Если такие больные и подлежат терапии ИФН, то лишь под контролем очень опытного клинициста и по возможности в тесной кооперации с центром трансплантации.
Лечение хронического гепатита В проводится с применением ИФН-а (торговые названия препарата «роферон А», «интрон А»). Продолжительность лечения составляет обычно 4—6 мес. В табл. 53 представлены рекомендации немецкой группы экспертов (H.E.Blum, K.P.Maier, G.Strohmeyer и другие участники согласительной конференции по гепатиту) по состоянию на апрель 1994 г., касающиеся практического проведения терапии ИФН при хроническом гепатите В. Если больной отвечает на лечение ИФН элиминацией ВГВ-ДНК (HBeAg), то отдаленный прогноз можно считать благоприятным. Частота рецидивов у таких больных небольшая, а шансы длительной элиминации HBsAg расцениваются как высокие.
Если пациент отвечает на лечение, то сначала повышается уровень трансаминаз и, что очень типично, быстро снижается концентрация ВГВ-ДНК (в большинстве случаев уже в течение 1-й недели терапии). При дальнейшем лечении параллельно со снижением уровня трансаминаз и сероконверсией HBeAg в анти-НВе улучшается и гистологическая картина печени.
Таблица 2
Лечение ИФН хронического гепатита В. Рекомендации согласительной конференции 1994 г.
Критерии отбора
Отсутствие противопоказаний
Повышение АЛТ' > 6 мес
Маркеры ВГВ- HBeAg-положительные или положительная ВГВ-ДНК у HBeAg-отрицательных пациентов
Гистологическое исследование печени, рекомендуется Проведение лечения
Лекарственный препарат ИФН-а
Доза 4,5—6 млн ЕД ИФН 3 раза в неделю подкожно
Продолжительность. 6 мес Контроль за ходом лечения
Клиническое исследование 1 раз в 2 нед
Клинический анализ крови, АЛТ I раз в 2 нед
Определение HBeAg/ВГВ-ДНК 1 раз в 3 мес Показатели эффективности лечения
Нормализация АЛТ
Сероконверсия HBeAg в анти-НВе или
смена положительных результатов определения ВГВ-ДНК отрицательными
Лечение следует проводить в гастроэнтерологическом центре. Там же должен осуществляться и его контроль. Несмотря на опасность рецидива инфекции ВГВ, больных циррозом печени, вызванным ВГВ, в возрасте моложе 60 лет нужно (по возможности до развития первых осложнений) проконсультировать в центре трансплантации печени.
Лечение хронического гепатита С.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТАКТИКУ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ
Факторы, определяющие тактику лечения больных хроническим гепатитом С, достаточно многочисленны.
В принципиальном плане все больные хроническим гепатитом С могут рассматриваться как кандидаты на специфическую противовирусную терапию. Показания к ее проведению определяются различными факторами. Тщательное изучение анамнестических данных, а также углубленное обследование больных позволяют исключить противопоказания к противовирусному лечению.
Для решения чрезвычайно трудного вопроса об определении конкретных показаний к противовирусной терапии предложены рекомендации различных медицинских обществ. Так, немецкое общество специалистов (см. Z.Gastroenterol.—1997.—Vol. 35.—P. 971-986) рекомендует в качестве базисной диагностики определение активности трансаминаз, протромбинового времени, уровня билирубина, у-ГТ и щелочной фосфатазы, проведение клинического анализа крови с оценкой содержания тромбоцитов, определение уровня общего белка, исследование электрофореза белков сыворотки и вирусных маркеров (HBsAg, анти-ВГС), проведение ультрасонографии печени. После этого для определения показаний к противовирусной терапии рекомендуется исследование дополнительных лабораторных параметров: ВГС-РНК, ANA, AS MA, анти-LKM, А MA, ТАК, МАК, TSH, антител к ВИЧ.
Целесообразность гистологического исследования печени немецкие гепатологи оценивают неоднозначно. Мы разделяем точку зрения американских гепатологов (см. ниже) о необходимости такого исследования (сравните гл. 5.3.2. и 5.4). Все гастроэнтерологи едины в том, что хроническую инфекцию ВГС можно диагностировать с помощью серологических исследований. При этом, однако, уровень трансаминаз не коррелирует с активностью воспалительного процесса в печени.
Специфические подходы к отбору кандидатов на противовирусную терапию определены на американской согласительной конференции (Gastroenterology.— 1997.—Vol. 113.—P. 375). Американские гепатологи выделяют следующие основные показания к противовирусному лечению:'
повышенная активность ГПТ в сыворотке;
положительные результаты определения ВГС-РНК в сыворотке;
гистологические признаки септального фиброза и/или хронической! гепатита (от умеренной до выраженной активности) как прогностические факторы развития цирроза печени.
Поскольку эффективность противовирусного лечения у больных других групп изучена пока еще недостаточно, американская коллегия экспертов не рекомендует проводить эту терапию:
-у пациентов с незначительными гистологическими изменениями печени («хроническим персистирующим гепатитом»);
-у больных с компенсированным циррозом печени;
-у пациентов моложе 18 и старше 60 лет.
К лечению больных перечисленных выше групп американские гепатологи рекомендуют подходить индивидуально.
У пациентов с незначительно выраженным хроническим гепатитом (прежнее название «хронический персистирующий гепатит»), т.е. у больных с очень умеренными гистологическими изменениями (с минимальной активностью воспаления, без признаков фиброза), противовирусное лечение не рекомендуется. Им показано динамическое наблюдение (с интервалом 3—5 лет) с контролем гистологической картины и уровня ГПТ в сыворотке.
Нет убедительных данных о том, что применение ИФН у больных компенсированным циррозом печени (без желтухи, асцита, кровотечений из варикозных вен пищевода, энцефалопатии) увеличивает продолжительность их жизни или замедляет развитие ГЦК. Таким образом, назначение противовирусное терапии в указанных случаях (если она здесь вообще показана) возможно тальке в индивидуальном порядке. При лечении декомпенсированного цирроза печем методом выбора (по мнению как немецких, так и американских гепатологов должна быть не интерферонотерапия, а трансплантация печени.
Больным, у которых выявляются анти-ВГС и ВГС-РНК в сыворотке но постоянно определяется нормальный уровнень трансаминаз, интерферонотерапия также не показана, поскольку имеющиеся сейчас данные не свидетельствуют о пользе применения ИФН у таких пациентов. Лечение ИФЬ этих больных если и должно проводиться, то только в рамках контролируемых исследований.
В настоящее время опубликованы результаты первою исследования ; 31 больного с постоянно нормальным уровнем ГПТ в сыворотке и незначительной активностью хронического гепатита по данным гистологического исследования. С помощью рандомизации пациенты были распределение на группы. 16 больных основной группы получали ИФН-а-2а в дозе 3 мл ЕД 3 раза в неделю в течение 6 мес. Пациенты контрольной группы никакого лечения не получали и просто находились под динамическим наблюдением. Контрольное обследование больных проведено через полгода.
К моменту окончания лечения (через 6 мес) ВГС-РНК в сыворотке обнаруживалась у 94% больных основной группы и у 93% пациентов контрольной группы. Повышение активности ГПТ у больных основной и контрольной групп отмечалось соответственно в 62 и 7% случаев.
Таким образом, проведение интерферонотерапии у относительно боль той группы носителей ВГС с нормальным уровнем ГПТ нецелесообразно
Существуют ли какие-либо специфические признаки, «идеального пациента» для интерферонотерапии?
Характеристики «оптимального кандидата» для лечения интерфероном представлены в табл 1.Однако на практике такие (теоретически) идеальны).
Таблица 1
Прогностически благоприятные факторы при проведении интерферонотерапии у больных хроническим гепатитом С
Небольшая продолжительность заболевания (< 5 лет) Отсутствие гистологических признаков цирроза печени Молодой возраст больных (< 45 лет) Низкий титр ВГС в сыворотке Генотип, отличный от генотипа ВГС lb Низкое содержание железа в ткани печени (< 650 цг/г нативной массы)
больные встречаются очень редко. Говоря о пациентах, идеально подходящих для терапии ИФН, чаще имеют в виду больных, которые:
не имеют гистологических изменений, характерных, с одной стороны, для минимального гепатита, а с другой — для цирроза печени;
моложе 50 лет;
не страдают алкоголизмом (нормальный уровень у-ГТ), наркома] ей, ожирением;
не имеют признаков коинфекции (отсутствуют HBsAg, ВИЧ);
имеют повышенный уровень трансаминаз в сыворотке, а также п знаки активной репликации ВГС (положительные результаты исследования ВГС-РНК).
Неоднократно предпринимавшиеся попытки создания на основе многочисленных прогностических факторов (таких, например, как генотипная степень виремии, уровень трансаминаз, наличие или отсутствие цирроз печени и др.) соответствующего алгоритма до сих пор не увенчались успехом. В то же время многие врачи справедливо рассматривают значительную длительность заболевания, пожилой возраст больного, далеко зашедшие гистологические изменения как прогностические признаки плох ответа на терапию ИФН.
Как же обстоят дела с другими факторами? Исследования, проведенные у 652 больных хроническим гепатитом С, показали, что при исходом титре ВГС-РНК менее 1х106 эквивалентов генома/мл частота длительной ремиссии при лечении ИФН-а составляет около 50%, тогда как при более высоком титре ВГС-РНК этот показатель снижается до 17%.
При оценке зависимости длительного ответа на интерферонотерапию от генотипа ВГС оказалось, что при генотипе lb длительный эффект И< наблюдался у 18% больных, тогда как у больных с другими генотип* ВГС этот показатель составил почти 55%.
При оценке значения гистологических изменений как прогностического фактора было установлено, что лечение было эффективным только у 1 больных с манифестными формами цирроза печени, а без цирроза печ( частота длительного эффекта интерферонотерапии возрастала почти до 31
При анализе этих данных становится очевидным, что применение И< у пожилых больных (старше 50 лет) с манифестными формами цирроза печени, имеющих генотип lb и высокую активность репликации вир} малоэффективно. Это согласуется с представленной выше тактикой ограниченного применения ИФН у больных вирусным гепатитом С.
Наконец, ранний ответ на противовирусную терапию может быть залогом ее последующего долговременного эффекта. Данные, приведены в табл 2., показывают, что исчезновение ВГС-РНК в сыворотке крови (или нормализация активности ГПТ) уже через 4 нед после начала терапии свидетельствует о последующем долговременном эффекте лечения. Представленные в табл. 2 данные показывают, что если через 2 мес терапии не происходит элиминации вируса, то долговременного эффекта лечения достичь не удастся. Более того, помимо высокой частоты побочных эффектов, появление на фоне терапии штаммов, резистентных к ИФН, повышает риск развития цирроза печени и ГЦК.
Исчезновение ВГС-РНК и нормализация активности ГПТ имеют одинаковую прогностическую значимость в оценке вероятности элиминации вируса. Это представляется очень важным в связи с возможностью ошибочных результатов определения ВГС-РНК с помощью ПЦР (сравните табл.)Все сказанное позволяет прийти к заключению, что при проведении противовирусного лечения необходимо сравнительно рано (самое позднее спустя 3 мес после начала) определить целесообразность его продолжения. Оценка активности трансаминаз играет здесь существенную роль. Такой подход не только помогает избежать побочного действия, но и дает существенный экономический эффект. Рекомендации немецкой группы экспертов по длительности интерферонотерапии следующие: «Первоначальная продолжительность лечения составляет 3 мес. При отсутствии эффекта терапия прекращается в эти сроки». В редких случаях наблюдается диссоциация уровня ГПТ и результатов определения ВГС-РНК, которая выражается в том, что ВГС-РНК продолжает обнаруживаться в сыворотке несмотря на нормализацию активности ГПТ. В таких ситуациях следует помнить об уязвимости метода определения ВГС-РНК. Больной нуждается в продолжении терапии еще в течение 3 мес с последующим повторным обследованием. Если полный ответ на лечение отсутствует (нет нормализации уровня ГПТ и исчезновения ВГС-РНК), то его прекращают.
Таблица 2
Результаты лечения ИНФ больных хроническим гепатитом С. Прогнозирование частоты рецидивов (по G.Colloredo et al.-J.Hepatol.-1996-Suppl.l-Vol.25-P.87.)
|
Продолжительность терапии ИНФ (месяцы) |
ВГС-РНК |
Долговременный эффект лечения |
|
1 |
отрицательная |
92% |
|
2 |
отрицательная |
86% |
|
3 |
отрицательная |
86% |
|
1+3 |
отрицательная |
100% |
Примечание: Положительные результаты исследования ВГС-РНК через 2 мес соответствует вероятности рецидива 79%
Следовательно, факторы, позволяющие оценить прогноз противовирусного лечения, безусловно, существуют. Однако они не могут полностью гарантировать больному положительный результат терапии (особенно долговременный). Эти факторы имеют прогностическое значение в том смысле, что показывают статистическую вероятность ответа конкретного больного на противовирусное лечение. Кроме того, эти факторы принимаются во внимание при создании новых схем лечения, учитывающих генотип вируса или степень виремии (например, комбинация ИФН и рибавирина), которые в будущем будут конкурировать (по крайней мере, при лечении больных, относящихся к группам риска) со стандартными схемами терапии.
