Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
172
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
206.85 Кб
Скачать

Рекомендуемая литература

(для подготовки к семинарским занятиям):

I. Основная

Аннушкин В.И. Риторика. - Пермь, 1994.

Апресян Г.З. Ораторское искусство. – 1978.

Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. - М., 1991.

Граудина Л.К. О современной концепции отечественной риторики и культуре речи// Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996.

II. Дополнительная

Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. - М., 1999.

Григорьева М.Ю. Нужно ли уметь мастерски говорить. Русская речь, 1994, № 1.

Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 2000.

Львов М.Р. Риторика. - М., 1999.

Панов М.И. Риторика от античности до наших дней (Вступительная статья)// Антология русской риторики. - М., 1997.

Сперанский М.М. Правила высшего красноречия. - Сиб., 1884.

Тема № 6: Русское академическое

красноречие XIXXX вв.

Академическое красноречие - это вузовское красноречие, его жанрами являются лекция и научный доклад.

Лекция – явление художественного порядка. Она строится на конкретном и ярком представлении о предмете чтения, излагается живым литературным языком и подчиняется строгой и стройной композиции.

Именно к этому стремились лучшие отечественные ученые, представители академического красноречия, расцвет которого приходится на 2-ую половину XIX века.

Начало XIX столетия характеризовалось отсутствием достаточного количества профессоров отечественной университетской школы и отсутствием научной терминологии.

К 1803 г. русская научная терминология была достаточно разработана и выдающийся московский физик П.И. Страхов мог прочесть с огромным успехом публичные лекции по естествознанию.

В 1812г. цикл публичных лекцийпо литературе впервые прочитал профессор Московского университета, лирик и переводчикА.Ф. Мерзляков, ставший учителем дляВ.Г. Белинского иМ.Ю. Лермонтоваи других известных людей эпохи.

В 30-е годы развитию академического красноречия поспособствовал Н.В.Гоголь - писатель и ученый, беллетрист и адъюнкт-профессор вступил на кафедру Петербургского университета в 1834 г. и он, глубоко ощущая неразрывную связь науки и искусства, выдвинул положение о художественной природе университетского образования.

В это же время в Московском университете получал филологическое образование И.А.Гончаров, а лучшим лектором был профессор Н.И.Надеждина, один из первых искусствоведов, профессор теории изящных искусств и археологии, сумевший поднять университетскую лекцию на высоту художественного творчества.

С 1836 г. древнегреческую литературу в Московском университете стал преподавать молодой профессор В.С. Печерин. Объясняя, например, Гомера или Софокла, он мастерски переводил их стихи прекрасным литературным словом. Лекции В.С. Печерина отличались художественной законченностью и новизной.

В университете переносились от поколения к поколению и настойчиво внедрялись традиции средневековых германских университетов. Например, соблюдалось правило контроля за содержанием лекций. Параграф № 8 университетского Устава 1755 г. требовал от профессоров чтения лекций только по учебнику, предписанному советом профессоров. Это уничтожало возможность самостоятельного творчества, снижало уровень преподавания, зато не допускало в университеты «демократической вольности». Этот параграф переходил из Устава в Устав многие десятилетия. Между тем, университетские студенческие диспуты и горячие споры по злободневным проблемам способствовали воспитанию разночинной русской интеллигенции. Это было поколение революционных демократов 40х годов. Среди студентов начала XIX века К.С. Аксаков, В.Г. Белинский, А.С. Грибоедов, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, историк Т.Н. Грановский, М.Ю. Лермонтов, Н.И. Пирогов, А.В. Станкевич, И.С. Тургенев. В воспитании блестящих ученых России, в подготовке целой плеяды замечательных профессоров 2ой половины XIX века большую роль сыграли выдающиеся представители отечественного академического красноречия: математик П.Л. Чебышев, физик Э.Х. Ленц, зоолог К.Ф. Рулье, геолог А.П. Павлов, химик А.А. Воскресенский, биолог С.С. Куторга, его брат – историк М.С. Куторга, филолог Н.И. Надеждин, профессора К.Д. Кавелин, Д.М. Перевощиков, И.И. Сомов, Л.С. Ценковский, Т.Н. Грановский. Эти лекторы превращали университетскую кафедру в трибуну для выражения общественной мысли, гражданских чаяний передовой русской интеллигенции. Публичные лекции Т.Н. Грановского особенно способствовали развитию новой формы ораторского искусства – русского академического красноречия. Отличительная особенность его мастерства в том, что сложные научные теоретические выводы подавались не в готовом виде, а как бы рождались на глазах у слушателей. Аудитория становилась сопричастной к творческому процессу познания истины. Во второй половине XIX века в области просвещения и науки появилась блестящая плеяда выдающихся ученых, талантливейших лекторов, крупнейших представителей русского академического красноречия: Тимофей Николаевич Грановский (1813 – 1855), Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911), Николай Алексеевич Умов (1846 – 1915), Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936), Клементий Аркадьевич Тимирязев (1843 – 1920).

С конца 90х годов XIX века в Московском университете начал читать лекции один из самых знаменитых из русских лекторов XIX века – Т.Н. Грановский. Его называли «Пушкиным истории» за ясное, образное, «антично-изящное» изложение, за умение воссоздать «в быстрых художественных чертах» целые эпохи и народы. Ему принадлежала тайна художественной обработки науки, искусство формы, вмещающей в себя много разнообразного материала. Его характеристики Тамерлана, Александра Македонского, Людовика IX и канцлера Бэкона до сих пор изумляют стройностью построения, цельностью изложения, философской насыщенностью материала. Характерно для него лирическое заключение лекций. Вот, например, эпизод лекции об Александре Македонском: “Судьба была к нему благосклоннее, чем к кому-либо из других своих любимцев: она дала ему совершить всемирно-исторический подвиг и рано свела его с поприща, как будто для того, чтобы в памяти народов сохранился во всей юношеской прелести своей его поэтической образ”. Так Т.Н. Грановский оживлял научное изложение материала лирико-философскими отступлениями. А.И. Герцен писал о нем: “К концу тяжелой эпохи, … когда все было прибито к земле, одна официальная низость громко говорила, литература была приостановлена и вместо науки преподавали теорию рабства … в то время, встречая Грановского на кафедре, становилось легче на душе. “Не все еще погибло, если он продолжает свою речь”, думал каждый и свободнее дышал”.

Рекомендуемая литература

(для подготовки к семинарским занятиям)

Соседние файлы в папке Риторика - Зубанова С.Г.