Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник Апрелевой Философия (распеч.).doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
30.12.2019
Размер:
3.67 Mб
Скачать

4. Истина

Цель любого познания — философского, научного — в познании истины, в нахождении смыс­ла в осмыслении действительности. Поэтому философское познание не есть пассивное отра­жение, а активный прорыв, «победа в борьбе с бессмысленностью мировой действительности»1.

Истина это адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Истинность знания определяется мерой исти­ны. От того, обладает человек истинным или ложным знанием, зависит эффективность его действий, успешность его ориентации в мире, результативность принятых им решений.

Проблема истины — это проблема соответствия знания предмету познания. Это означает, что необходимо решить, прежде всего, два вопроса: в каком отношении находится знание к объективной реальности и как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. При анализе процесса познания используют понятие "объект" и "субъект". Под субъектом понимается человек, наделенный сознанием, под объектом предмет (природный, общественный, духовный), на который направленно познание. Взаимодействие объекта и субъекта есть реальная основа возникновения знания. Важен момент именно взаимодействия. Возможны два упрощения. Одно заключается в том, что утверждается активность объекта: внешний мир воздействует на человека и благодаря этому воздействию в сознании человека формируется образ внешнего предмета. Второе упрощение иного характера: акцент ставится на субъекте, полагается, что он своей активностью "добывает" знания из объекта. Но это две стороны единого процесса.

Диалектический материализм для обозначения реального процесса взаимодействия ввел понятие "предметно-практической деятельности" — практики как основы познания. Можно это изобразить такой схемой: объект < предметно-историческая деятельность < субъект.

Становится ясным, что содержание в равной степени зависит как от специфики предмета познания, так и от активности субъекта, от особенностей нервной системы человека, его органов восприятия, исторической эпохи, языка. В связи с этим в структуре знания выделяют объективную и субъективную стороны. Объективным знанием называется такое содержание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Проблема истины, как уже отмечалось, есть проблема соответствия знания объективной действительности, то есть это вопрос о достоверном, правильном, адекватном (от лат. adaeqatus приравненный) знании. Такое соответствие и получило название истины. Еще Аристотель сформулировал такое понимание истины: "…Истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное — связанным, а ложное — тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с вещами". Это так называемая корреспондентная (от лат. corresponere — отвечать, осведомлять) концепция истины. Но в истории философии было и иное понимание истины, — когерентная (от лат. cohaerentia — сцепление, связь) концепция, представители которой утверждали, что истинным является то положение, которое получено по определенным логическим правилам из других положений, ранее признанным как истинные.

Эти позиции не только противостоят друг другу, они взаимодополнительны, каждая подчеркивает одну, но реальную сторону. Здесь затрагивается важный вопрос критерия (от греч. kriterion — мерило, средство установления соответствия знаний объектам) истины. И. Кант отмечал важность критерия истины, он писал: "Но весь вопрос в том, чтобы найти всеобщий и верный критерий истины для всякого знания".

Сторонники когерентной позиции усматривают такой критерий в логических доказательствах; те, кто придерживается корреспондентной точки зрения — в прямом наблюдении, для прагматически ориентированных философов таковым критерием выступает полезность: истинно то, что полезно. Провозглашали и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Определенный резон в этом есть, но еще Демокрит отмечал, что вопрос об истине нельзя решить голосованием. История науки свидетельствует, что часто ученый, высказывающий непривычную истину, оказывается в одиночестве, и требуются усилия, чтобы новая истина овладела умами большинства.

Истина исторична, она всегда — "дитя времени". Это означает, что истинное знание, как и объективный мир, развивается по законам диалектики. Система знания — не некая сумма представлений, которое существует как склад готовых вещей, а бесконечное приближение, бесконечное движение ко все более всеобъемлющему, полному и глубокому проникновению в сущность вещей.

Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, он связан огромным количеством взаимоотношений с другими предметами мира. Охватить сразу объект во всей полноте невозможно не только в силу только что сказанного, но и так же и потому, что наука ограничена и историческими условиями жизни общества, и уровнем практики, и даже способностями ученого. Поэтому знания всегда относительны, т.е. они отражают не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а лишь в известных границах. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, которые определяют степень ее точности, строгость и полноту, называют относительной истиной.

Относительная истина — это ограниченно верное знание о чем-либо. Каждое новое знание — движение вперед, увеличение объема достоверного знания. Но, в то же время, каждое новое достижение в науке — это и открытие новых горизонтов незнания. Народная мудрость выразила данную диалектику в таких словах: "Многие не знают, как много надо знать, чтобы знать, что ты знаешь мало".

Но коль так, то возникает вопрос: а существует ли знание, истина, которая абсолютна или она как жар-птица никогда не дается в руки? Агностики отвечают на этот вопрос отрицательно, приводя в качестве доказательства тот факт, что человечество всегда имеет дело лишь с относительными истинами, каждая со временем оказывается не вполне точной и полной.

Однако отрицать абсолютную истину не приходится, она существует. Все дело в том, как ее понимать. Абсолютная истина такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Абсолютная истина — это и тот предел, цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина шаг, приближающий человечество к этой цели.

Относительная и абсолютная истины не две различные, противостоящие друг другу истины, а различные стороны, аспекты целого. Любая истина абсолютно-относительна.

Истина на протяжении всей истории культуры воспринималась в качестве величайшей социальной и личной ценности. Античные философы отстаивали идею единства истины, красоты, блага. К истине всегда подходили с нравственно-эстетической стороны, в этом выражалось отношение, оценка значимости истины в жизни человека и общества.

Когда мы произносим слова "истина", "ложь", "заблуждение", мы, с одной стороны, фиксируем момент соответствия знания объективной действительности, а с другой — выражаем значимость, ценность этого знания для реальной жизни людей.

К истине ведет долгий, тяжкий путь, наполненный трудностями, ошибками, трагедиями. История науки знает немало примеров того, как на алтарь истины люди приносили не только свой талант, но и самую жизнь. На путь к истине исследователя подстерегали ошибки и заблуждения. История знает, как часто за истину принимали заблуждение, которое представляет нежелательный, но неизбежный зигзаг на пути к истине, необходимую плату за нее.

Заблуждение — это такое содержание знания, которое не является адекватным реальности, но принимается как истинное. Заблуждения неизбежны. Они обусловлены и сложностью проблем, и ограниченностью дарования конкретного исследователя, и даже свободой выбора путей, без чего нет научного творчества.

От заблуждения следует отличать ложь как сознательное стремление исказить действительное состояние дела, цель которого — ввести кого-либо в обман. Ложь — это и стремление утверждать то, чего не было, и сокрытие того, что есть. Одной из причин лжи является то, что наука — это всегда столкновение взглядов, теорий, убеждений, высказываемых живыми конкретными людьми. Порою потребности житейского характера начинают подчинять интересы научные и тогда прибегают ко лжи.

Особенно это трагично в области социального познания, где порою на передний план выходят политические, идеологические потребности и интересы. Но сквозь все тернии, человеческие слабости, через ошибки человечество движется к относительно-абсолютной истине, справедливо усматривая в ней одну из главнейших ценностей бытия.