Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник Апрелевой Философия (распеч.).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
30.12.2019
Размер:
3.67 Mб
Скачать

1. Искусство

Форма чувственного созерцания, искусство несет в сознание единство понятия и индивидуального, что и является сутью прекрасного. Не подобно тому как искусство берет свое начало в природе и в сфере конечного, так его конец — в познании и проявлениях абсолютного Духа. В культурном развитии любой народ достигает возраста, когда искусство перерастает само себя.

2. Религия

Форма представления, поскольку абсолют перемещается из объективности искусства во внутренний мир субъекта. Если произведение искусства чувственным образом представляет истину, дух как объект, то религия добавляет к этому внутреннюю преданность души и сердца Усердие не принадлежит искусству, оно рождается тогда, когда человек принимает близко к сердцу то, что для искусства остается объективным.

3. Абсолютный

Это идея, познавшая себя абсолютным образом. Это и самопознание Бога, где, впрочем, человеку отведена существенно значимая роль. Бог, в трактовке Гегеля, максимально приближен к человеку, а человек поднят до высоты Бога. «Бог является Богом, лишь поскольку сознает Себя Самого. Его знание, более того, есть Его самосознание в человеке и знание, которое есть у человека о Боге, которое продвигает человека к Богу». Так Гегель, как он полагал, окончательно примирил конечное с бесконечным.

1. Восточное

2. Классическое

3. Романтическое

1. Восточная

2. Греческая

3. Христианская

3. Философия

Свободная мысль как самая чистая из форм познания. С ней наука приходит к собственному содержанию, соединяющему понятие с чувственными представлениями, объективность искусства и субъективность религии. В самом деле, мысль, с одной стороны, — самая внутренняя субъективность и, с другой стороны, — самая объективная и действенная всеобщность.

1. Антично-греческая

2. Средневеково-

христианская

3. Современная,

германская

Логика и всеобщность ее категорий

1. Бытие — ничто — становление

2. Наличное бытие как таковое — конечность — бесконечность

3. Для-себя-бытие — одно и многое — отталкивание/притяжение

1. Качество:

2. Количество:

3. Мера:

1. Чистое количество — непрерывная и дискретная величина — ограничение количества

2. Число — экстенсивное и интенсивное определенное количество — количественная бесконечность

3. Количественное отношение прямое — обратное — степенное отношение

1. Специфическое количество — специфирующая мера — для-себя-бытие в мере

2. Отношение самостоятельных мер — узловая линия отношений меры — безмерное

3. Становление сущности: абсолютная неразличенность как обратное отношение ее факторов — переход в сущность.

1. Видимость: существенное и несущественное — видимость — рефлексия

2. Определенные сущности: тождество — различие — противоречие

3. Основание: абсолютное — определенное — условие

1. Сущность:

2. Явление:

3. Действи-

тельность:

Идея в себе, или идея как

логос

1. Существование: вещь и ее свойства — материя вещей — растворение вещи

2. Явление: закон явлений — являющийся мир и в себе сущий мир — разложение явления

3. Существенное отношение: между целым и частями — между силой и ее проявлением — внешнего и внутреннего

1. Развертывание абсолютного — абсолютный атрибут — модус абсолютного

2. Случайность — относительная необходимость — абсолютная необходимость

3. Абсолютное отношение: субстанциальности — отношение причинности — взаимодействие.

1. Понятие: всеобщее — особенное — абсолютное

2. Суждение: наличного бытия — рефлексии — необходимости — понятия

3. Умозаключение: наличного бытия — рефлексии — необходимости

1. Субъектив-

ность:

2. Объектив-

ность:

3. Идея:

1. Механический объект — процесс — абсолютный механизм

2. Химический объект — процесс — переход химизма

3. Телеология: субъективная цель — средство — осуществленная цель

1. Жизнь: живой индивид — процесс жизни — род

2. Идея познания: идея истинного — идея блага

3. Абсолютная идея, тотальность всех категорий в их структурной диалектической связи

Схема этапов и «фигур» Феноменологии Духа

1. Сознание созерцание и познание мира как иного по отношению к себе и не зависимого от себя

1. Чувственная достоверность: единичное кажется истиной, но внутренние противоречия побуждают перейти общему

2. Восприятие: объект может показаться истиной, но и он противоречив как объект с множеством свойств

3. Рассудок: объект выступает как феномен, являющийся продуктом деятельности сил и законов (объект разрешается в S)

1. Самостоятельность и несамостоятельность самосознания (господство и рабство)

В поединке «господин» подвергся смертельному риску и, победив, стал хозяином. «Раб» убоялся смерти и, потерпев поражение, спасая свою жизнь, согласился с положением раба и превратился в некую «вещь», зависимую от господина. Господин эксплуатирует раба, принуждая его работать на себя, и довольствуется потреблением тех предметов, которые производит для него раб.

В отношениях такого типа развивается диалектическое движение, которое в конечном счете приводит к перестановке участников. Действительно, господин становится зависимым от вещей, утратив прежнюю независимость, потому что теряет навык делать то, что делает раб; тем временем раб становится не зависимым от вещей, так как он их производит. При этом господин не способен полностью реализовать свое самосознание, в силу того что раб, низведенный до положения вещи, не в состоянии быть диалектическим полюсом, с которым его хозяин мог бы себя адекватно соотнести (справедливо замечено, что быть только господином значит намного меньше, чем быть личностью, наделенной самосознанием). В то же время раб имеет в лице господина диалектический полюс, позволяющий обнаружить в нем сознание, ибо как раз сознание господина повелевает, а слуга делает то, что велит господин. Так Гегель прекрасно обозначил необычайную диалектическую потенцию, таящуюся в труде. По словам Гегеля, рабское сознание «именно в труде обретает самое себя, стремясь найти собственное значение, хотя труд, как казалось, делал это значение отвлеченным».

2. Свобода самосознания.

Самосознание достигает

полного знания о себе

только через последующие

стадии: а) стоицизма;

б) скептицизма;

в) несчастного сознания.

2. Самосознание Процесс познания того, что самосознание из себя представляет: от стремления обладать предметами, через борьбу оно реализует себя. Т.е. каждое самосознание структурно нуждается в другом самосознании и их борьба должна иметь исходом не смерть одного из них, но подчинение одного другому.

а) Стоицизм — свобода сознания, признает себя в форме мысли, которая выше власти и подчинения

Стоическое сознание, согласно Гегелю, «негативно по отношению к власти и подчинению, поскольку оно не совпадает ни с деятельностью господина, истина которого заключается в рабе, ни с деятельностью раба, чья истина лежит в воле его господина и в услужении ему. Оно в том, чтобы быть свободным на троне (как Марк Аврелий) и в цепях (как Эпиктет), при любой зависимости от чего бы то ни было...» Однако, желая освободить человека от всех порывов и страстей, стоицизм изолирует его от жизни, отчего, по словам Гегеля, его свобода остается абстрактной, уходит вовнутрь, не снимая иного по отношению к себе.

б) Скептицизм — преобразует отрешенность от мира в установку отрицания мира. При этом, отрицая все то, что сознание полагало несомненным, скептицизм опустошает самосознание и приводит его к противоречивости и разладу с собой.

в) Несчастное сознание

Признаки разлада, скрытого в противоречивости скептицизма, становятся явными в «несчастном», или «раздвоенном», сознании, «еще более запутавшемся в противоречиях». Такое раздвоение имеет два аспекта: постоянный и изменчивый. Первый соотносится с трансцендентным Богом, второй — с человеком. По Гегелю, несчастное (двухмирное) сознание главным образом характерно для средневекового христианства. Это «надломленное сознание», ищущее свою цель исключительно в недостижимом, потустороннем мире: оно живет в этом мире, но всецело обращено к другому (недостижимому); всякое приближение к трансцендентному Божеству несет несчастному сознанию умерщвление и ощущение собственной ничтожности.

Снятие отрицания, свойственного этому разладу (согласно Гегелю, признание, что трансценденция, в которой несчастное сознание видело единственную и истинную реальность, лежит именно внутри разлада, а не за его пределами), ведет к высшему синтезу, который реализуется на уровне «Разума» — третьего важнейшего этапа феноменологического пути.

1. Наблюдение природы

2. Наблюдение самосознания в его чистом виде и в его отношении к внешней действительности (законы логики и психологии)

3. Наблюдение самосознания в его отношении к своей непосредственности (физиогномика и френология)

1. Наблюдающий (созерцающий природу): мир прозрачен для разума, т.е. рационален. «Разум ищет свое иное (alterratio), зная, впрочем, что не найдет ничего другого, кроме собственной бесконечности». Чтобы найти самого себя в другом, Разум вынужден преодолеть «наблюдательный» (пассивный) момент и перейти к активному, или практическому, т.е. к моменту, когда разум действует нравственным образом.

2. Претворение разумного самосознания в действительность им самим: действующий Разум на более высоком уровне (уровне определенности быть чем угодно) повторяет момент самосознания. Сначала он проявляет себя в индивиде, чтобы затем возвыситься до уровня духовного единения индивидов. Этапов, как обычно, три: а) человек поначалу стремится к счастью, понимая его как комфорт и наслаждение. Это тип характера гётевского Фауста. Он полагал, что овладевает жизнью, на самом же деле постигал лишь смерть; б) на втором этапе сознание открывает в себе закон сердца и следует ему. Возможно, это случай Руссо. Негативностъ «сердечной» универсальности, полагает Гегель, заключена в ее поспешности, ибо здесь не достает момента опосредования. Кроме того, «закон сердца» у каждого свой, в этом источник несговорчивой субъективности и несовпадения с «поступью мирового Духа»; в) немногие дают пример универсальной добродетели, хотя на этом этапе она еще абстрактна, в том смысле что герои (типа Дон Кихота или, из другой серии, Робеспьера) хотят переломить ход истории, реформировать мир. Ясно, что они терпят рано или поздно поражение.

3. Индивидуальность-в-себе-и-для-себя — это разум, синтезирующий первые два момента, представлен самосознанием, нашедшим собственное содержание. И здесь есть свои три момента: а) сначала человек посвящает себя делу, отождествляя себя с делаемым. Однако в таком совместном делании не хватает абсолютно реального содержания в качестве цели; б) такое содержание есть в законодательном Разуме в виде универсальных императивов. Но именно потому что они универсальны и абсолютны, недостаток их — в абстрактности; в) критический разум находит свое максимальное выражение в этическом формализме (кантианского типа), однако и он страдает абстрактностью.

3. Разум — есть всякая вещь, единство бытия и мышления. Рождается в момент, когда сознание обретает достоверность быть реальностью.

В процессе верификации заявленной определенности (certum) обозначиваются три этапа:

1. Удовольствие и необходимость

2. Закон сердца и безумие самомнения

3. Добродетель и общий ход вещей

1. Духовное животное родство

2. Разум, предписывающий законы

3. Разум, проверяющий законы

Заключительный момент самосознания подтверждает, что этическая субстанция есть не что иное, как этос, социальная среда, в которую погружен народ. «У свободного народа разум — актуализованная истина. Это дух, живой и присутствующий, в котором индивид находит свое предназначение (универсально особую сущность) и реализует его».

1. Истинный дух, нравственность — это первый момент Духа; а). «Высокая этическая жизнь» греческого полиса прекрасна, но его равновесие нестабильно; б). Отсюда неизбежный конфликт между законом Божественным и законом человеческим. Яркий тому пример — Антигона, героиня трагедии Софокла. По человеческому закону она не должна была хоронить брата, но по закону Божественному не могла отказать ему в последнем пристанище. Креонт наказывает ее, поправшую человеческий закон. Зато Судьба наказывает их обоих: его — за неуважение Божественного закона, ее — за попрание человеческого; в). Из этих конфликтов рождается общность: триумфом индивидуального начала можно считать Римскую империю (времен Антония и Юстиниана). «Юридическая персона» — новое понятие, означавшее, что каждый мог стать римским гражданином именно как «юридическая личность». Но мы уже знаем: когда исчезают различия, проступает абстрактный дух; из обладания всеми правами вытекает бесправие. Эту ситуацию мы находим в истории Цезаря, «хозяина мира», отчужденного (в антитезисе) от этической субстанции.

1. Нравственный мир, закон Божественный и человеческий, мужчина и женщина

2. Нравственное действие, знание человеческое и Божественное, вина и судьба

3. Правовое государство

I. Дух.

Разум, реализованный свободным народом, внутренне соединенный с «этической субстанцией», — это Дух. Дух есть индивид, конституирующий мир, который реализуется в жизни свободного народа. Дух, следовательно, есть единство самосознания в совершенной свободе и независимости и целое в его опосредованной оппозиции. Дух — это «Я, которое есть Мы, и Мы, которое есть Я». Нельзя понять Гегеля без того, чтобы не усвоить это существеннейшее для его концепции «интерсубъективное социальное измерение Духа».

2. Дух, отчужденный от себя, образованность.

Кульминацией раскола стала новая Европа, потерявшая средневековый дух единства: эпоха фатовской и легкомысленной культуры таила в себе саморазрушительное начало. Понятен реванш веры, противопоставляющей единству культурного мира «мир иной» (тема «несчастного сознания»). Вере противостоит чистая «интеллекция», настаивающая на правах разума. Просвещение, несмотря на заслуги перед разумом, Гегель сравнил с «исчезающей фурией» спасшей одно полезное. Абсолютная свобода просветителей пуста как пуст эгалитаризм, следствие того и другого — террор как реакция на упраздненные социальные различия.

3. Дух, обладающий достоверностью себя самого: моральность

Примирения с собой Дух достигает в стадии «моральности»: а). Сначала это кантианский долг ради долга, но на содержание долга он не убывает; б). Отсюда возникает структурная деформация, когда вводятся de facto содержания и цели, не имеющие отношения к чистому долгу во имя долга; в). Из этой ситуации диалектически возникает «фигура» «сознательности» — простое действие, согласное долгу, — то, что конкретным образом правильно делать. Этому соответствует «прекрасная душа» философов-романтиков.

1. Образованность, вера и чистое здравомыслие

2. Просвещение

3. Абсолютная свобода и ужас

Понятно, что с этого момента феноменологический итинерарий размечен «мировыми фигурами» и историческими вехами. «Отчужденный во времени» Дух, реализуясь, находит и познает себя.

1. Моральное мировоззрение

2. Перестановка

3. Совесть, прекрасная душа, зло и его прощение

Конфликт между Я осуждающим и Я осужденным готов перейти в новую фазу синтеза «прощения», или «примирения». «Примирительное "Да" двух сущих Я есть здесь бытие Я, расширенное до дуальности, Я, которое остается равным самому себе, которое в полном отчуждении находит свою определенность. Это Бог, являющийся тем, кто осознает себя как чистое знание».