Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник история мирововй єкономики.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
27.11.2019
Размер:
4.55 Mб
Скачать

Вопросы для повторения

  1. Назовите факторы, определившие высокие темпы экономического развития США в конце XIX — начале XX в.

  2. В чем заключались особенности отраслевой и территориальной структуры промышленности США?

  3. Сравните процессы концентрации и монополизации производства и капитала в США и в Германии.

  4. Объясните, почему конец XIX — начало XX в. считается началом государственно-монополистического капитализма?

  5. Объясните понятие «имперская модернизация» Японии.

  6. Какие причины и особенности хозяйственного развития обуслови­ ли внешнеэкономическую экспансию Японии?

Мировая экономика

в 1914--1939 гг. Становление

системы регулируемого

капитализма

Рассматриваемый период в отечественной и зарубежной исто-рико-экономической литературе справедливо охарактеризован как время становления и активного развития системы государ­ственного регулирования капитализма. Это выражалось в по­всеместном сокращении либерального режима рыночных отно­шений, который господствовал в большинстве развитых стран на протяжении XIX в., на основе небывалого доселе усиления вмешательства государства в экономические отношения. Этот процесс можно обозначить весьма емким, как нам представля­ется, термином этатизация (от франц. Ь'еіаі: — государство), а сформировавшийся режим экономических отношений — оп­ределить соответственно термином этатизм. Схематически данный период можно разделить на несколько этапов: 1914—1918 гг. — период военной экономики; 1919— 1923 гг. — период послевоенного кризисного состояния хо­зяйства; 1924—1928 гг. - - период стабилизации; 1929— 1933 гг.— период мирового экономического кризиса; 1934— 1939 — период предвоенной экономической конъюнктуры.

28.1. Периоды процесса этатизации

Период военной

экономики 1914-1918 гг.

Второе десятилетие XX в. отмечено крупней­шим за всю предшествовавшую историю че­ловечества военным катаклизмом -- Первой мировой войной. Для подтверждения этого тезиса достаточно напомнить, что в войну было втянуто более 30 стран с полуторамиллиардным населением, что составляло в то время две трети всех живших на планете людей. Поражают и ужасают масшта­бы понесенных в ходе войны потерь. Из 74 млн человек, поставлен­ных под ружье, погибло около 1.0 млн и более 20 млн было ранено и

438

IV. Новейшее время

28. Мировая экономика в 1914—1939 гг....

439

искалечено. Число мирных жителей, погибших от эпидемий и го­лода — непременных спутников войны, составило не менее 10 млн. Помимо этого войной была уничтожена приблизительно треть материальных ценностей ее стран-участниц. Это не только огром­ное количество военной техники, но и потери в промышленном, сельскохозяйственном секторах, инфраструктуре, жилищном фон­де, потенциале природных ресурсов и т.д.

Война неизмеримо ускорила развитие тенденции к усилению роли государства в хозяйственной жизни, далеко продвинула про­цесс складывания системы регулируемого капитализма. Введение жесткой государственной регламентации хозяйственных отношений с целью мобилизации экономических ресурсов на выполнение во­енно-политических задач, в экстремальных условиях постоянно со­кращающегося вследствие растущих невосполнимых потерь хозяй­ственного потенциала, было единственно возможным условием про­должения войны. Поэтому к моменту ее окончания практически во всех странах сложилась ярко выраженная этатистская система хо­зяйственных отношений.

На степень и формы развития системы государственного регу­лирования экономических отношений в годы Первой мировой вой­ны в воюющих странах оказывали влияние следующие основные факторы: уровень социально-экономического развития, особеннос­ти национального уклада и социально-политических отношений и, безусловно, степень участия той или иной страны в непосредствен­ных военных действиях. Тем не менее, следует констатировать, что во всех странах-участницах войны наблюдался ярко выраженный процесс этатизации хозяйственных отношений, который после ее окон­чания был приостановлен, и началось обратное движение к сокраще­нию гипертрофированной в чрезвычайной обстановке системы го­сударственного регулирования.

Послевоенные годы Послевоенный период нестабильного состоя- £919—1923 ния хозяиства большинства стран мира явился

прямым следствием тяжелых потерь, поне­сенных ими в 1914—1918 гг. На степень нестабильности также ока­зывал влияние ряд факторов, среди которых следует выделить: мас­штаб понесенных потерь, поражение или победа данной страны в войне, степень милитаризации и этатизации экономики в годы войны, общий уровень социально-экономического и политического разви­тия, ряд национальных особенностей.

Период стабилизации 1924—1928

Этот период характеризовался в развитых странах дальнейшим сокращением вмешатель­ства государства в хозяйственные отношения. Однако не следует понимать это как простое, механическое и тем

более полное возвращение к системе относительно свободных ры­ночных отношений. Иллюзорность такого взгляда станет очевидной при более конкретном анализе развития хозяйства отдельных стран. Здесь следует лишь заметить, что отступление этатизма было далеко не полным, да и не могло быть таковым, так как и в 20-е годы практически во всех странах наблюдался объективный процесс мо­нополизации экономики, сращивания монополий и государства, даль­нейшего искажения свободных рыночных отношений, что выража­лось, в частности, через углубление внутрихозяйственных диспро­порций и т.д. Кроме того далеко несовершенная Версальская сис­тема, установившая «новый» политический порядок, в целом не разрешила острых европейских и мировых противоречий, а спо­собствовала сохранению общей тенденции к милитаризации, под­талкивала проигравшие войну страны к новой попытке территори­ального и экономического передела мира. Это в конечном счете служило политическим обоснованием сохранения достаточно силь­ных элементов этатизма также и в период стабилизации.

Период Великого кризиса повторно, за ко-

Период мирового роткий промежуток времени, но уже в мир-

экономического^изиса ^ ^^ ^^ небывалые темпы роста

государственного вмешательства в хозяй­ственную жизнь. Развитие этатизма было характерным для всех без исключения стран. Отличительная черта нового этапа развития си­стемы государственного регулирования в том, что феномен этатиза­ции получает достаточно прочное теоретическое обоснование в кейн-сианской теории. Несколько в ином ключе трактуют неизбежность возникновения системы государственного регулирования эконо­мических отношений весьма популярные в то время доктрины: итальянский корпоративизм, германский национал-социализм, мно­гочисленные социалистические концепции и т.д., что свидетельствует о повсеместности данного процесса.

Послекризисный период 1934-1939

Сравнительно небольшой период послекри-зисного состояния экономики не отмечен сколь бы то ни было очевидным, как это наблюдалось в 20-е годы, отказом от этатизма в большинстве ве­дущих стран. Причины этого, на наш взгляд, кроются прежде всего в крайне неустойчивом состоянии национальных экономик, которые в то время, хотя и в разной степени, испытывали последствия недавне­го мирового кризиса. Более того, можно с известной долей уверенно­сти утверждать, что практически повсеместно наблюдается дальнейшее развитие системы государственного регулирования экономики, в ос­нове которого лежала ярко выраженная тенденция к милитаризации в условиях подготовки стран ко Второй мировой войне.

440

сг

IV. Новейшее вре

28. Мировая экономика в 1914—1939 гг....

28.2. Экономическое развитие крупнейшей индустриальной страны — США

Заявка на мировое лидерство

К началу Первой мировой войны США были крупнейшей мировой индустриальной стра­ной, на долю которой приходилось более 35% мирового промышленного производства. Благодаря развитому сель­скому хозяйству, инфраструктуре, чрезвычайно благоприятным при-родно-экономическим условиям, близости к неисчерпаемым рынкам Южноамериканского континента и весьма выгодной удаленности от конфликтующей Европы США уже в начале XX в. обеспечивали себя всем необходимым и одновременно серьезно потеснили своих конкурентов, сделав заявку на мировое лидерство.

В отличие от европейских стран США практически не участво­вали в Первой мировой войне, сохраняя нейтралитет вплоть до 6 ап­реля 1917 г. В непосредственные военные действия армия США всту­пила только летом 1918 г., понеся небольшие по сравнению с евро­пейскими странами потери (около 120 тыс. человек).

В целом за период подготовки к войне и особенно в ее годы США удалось активно использовать емкий рынок воевавших стран, выполняя контракты на поставки вооружения, что способствовало их ускоренному промышленному развитию, а также продовольствия, что резко увеличило уровень сельскохозяйственного производства в стране. США удалось также расширить свое влияние на рынках, контроли­ровавшихся ранее западноевропейскими странами, которые в то вре­мя были практически всецело заняты военными проблемами. В ре­зультате к окончанию войны страна оказалось способной погасить более половины своей внешнеэкономической задолженности и более того превратиться в самого крупного кредитора. Достаточно сказать, что к 1918 г. США располагали половиной мирового запаса золота.

441

Столь впечатляющие успехи США на фоне резкого падения хозяйственных показателей в других странах (за исключением Япо­нии) закрепили за ними роль страны-лидера.

Государственное

регулирование

экономических

отношений

Однако, как и в других странах, в США за годы войны ощутимо наметились диспропор­ции в развитии отраслей народного хозяй­ства, что явилось в известной степени как причиной, так и следствием усиления тен­денции государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Следует отметить, что еще в последние десятилетия XIX в. государ­ство предприняло первые серьезные шаги по регулированию эко­номических отношений, связанные прежде всего с желанием ограни­чить негативное влияние, оказываемое монополиями на экономику. В годы же высокой военной конъюнктуры государство резко уве­личило количество правительственных заказов монополиям, непо­средственно связанным с военным производством, предоставляя им кредиты и субсидии. С целью концентрации производственного по­тенциала на задаче выполнения военных заказов правительство Аме­рики в 1917—1918 гг. создало ряд комитетов, ответственных за раз­мещение правительственных заказов, а также за распределение рабо­чей силы, топлива, сырья, транспортных средств. Деятельность этих новых, необычных для страны с либеральной экономикой госу­дарственных институтов координировалась военно-промышленным советом. Аналогичная централизация была характерна и для банков­ской сферы. Кроме того, правительство США направляло значитель­ные бюджетные средства в производства, где ощущался недостаток частного капитала, в результате чего можно говорить о формирова­нии зачатка государственного сектора в народном хозяйстве страны, тесно связанного с военной промышленностью.

Период просперити

Послевоенный период, ознаменовавшийся се­рьезными кризисными явлениями в эконо­мике большинства стран как результат военной разрухи и издержек конверсионного процесса, а также серьезными социальными катак­лизмами, не был столь ярко характерен для США. В течение двух послевоенных лет в стране сохранялась весьма высокая хозяйствен­ная конъюнктура, в основании которой находилась активная помощь США, американских частных компаний европейским странам в деле восстановления хозяйственного потенциала. Однако вместе с сокра­щением общего объема военных и гражданских заказов кризисные явления все же коснулись экономики страны, и прежде всего ее про­мышленного сектора. Кризис 1920—1921 гг., начавшись в тяжелой промышленности, распространился вскоре и на сельское хозяйство.

442

сг

IV. Новейшее время

Впрочем, США достаточно быстро преодолели кризисные явле­ния конверсионного периода и уже с 1923 г. наблюдалось явное оживление конъюнктуры. Вплоть до конца 1929 г. экономика стра­ны переживала период просперити (от англ, ргозрегігу — процвета­ние). Фундаментом процветания стало ускоренное развитие новых отраслей (автомобильной, электротехнической, химической, радио­технической и др.).

Необходимо заметить, что этот период сопровождался и рядом побочных негативных явлений, таких, как рост отраслевых диспро­порций в народном хозяйстве страны, наличие хронической безра­ботицы, лихорадочный спекулятивный биржевой ажиотаж и др.

В целом же в годы просперити система государственного регу­лирования экономики в США не получила развития. Напротив, эйфория процветания возродила оптимистические иллюзии возвра­щения к либеральным основам хозяйственных отношений, не тре­бующим вмешательства извне.

«Черная пятница» Мировой КРИЗИ° 1929~1933 гг' начался ?

и Великая депрессия США' поразив сильнее всего экономику этой

страны. 25 октября 1929 г. на Нью-Йоркской

фондовой бирже вспыхнула паника в связи с катастрофическим падением курса акций, цена которых была завышена биржевыми спекулянтами. Сумма убытков исчислялась более чем 15 млрд долл. « Черная пятница» означала конец финансового и экономического бума 20-х годов и начало экономического кризиса. Паника на бирже

стала отправным пунктом всеобщего эко­номического упадка, причиной которого стало несоответствие между крупномасштаб­ным расширением производств и покупа­тельной способностью населения. Избыточ­ный товарный запас, не находящий сбыта в силу ограниченной емкости рынка, де­лал невозможным и бессмысленным даль­нейшее инвестирование производства. Это в свою очередь вело к сокращению про­изводства, разорению предпринимателей, резкому снижению занятости, что еще бо­лее сужало возможности реализации про­изведенных товаров.

Экономический кризис, или, как он был назван в США, Великая депрессия, Толпы людей у биржи акций поразил все отрасли народного хозяйства. Так, за четыре года промышленное производство страны сократи­лось в целом на 46,2%. Наиболее пострадали автомобилестроение,

28. Мировая экономика в 1914—1939 гг....

443

где производство сократилось на 80%, чугунолитейное производ­ство сократилось на 79%, сталелитейное -- на 76%, добыча нефти упала почти на 78%, угледобыча — на 59%.

Резкое сокращение производства в базовых отраслях оказало не­гативное воздействие на остальные отрасли экономики. Всего за годы кризиса в США обанкротились 135 тыс. промышленных, тор­говых и финансовых фирм, 5760 банков. Сильно пострадал и сель­скохозяйственный сектор, где в результате резкого падения заку­почных цен на продовольственные товары (в среднем на 58%), при фиксированных издержках в виде арендной платы, налогов и т.д., происходило постоянное сокращение производства, что повлекло за собой разорение около 1 млн фермеров.

Одним из наиболее тяжелых проявлений кризиса перепроизвод­ства стала небывалая для США безработица. В начале весны 1933 г. в стране насчитывалось около 17 млн безработных, что составляло в то время приблизительно одну треть от самодеятельного населения. Од­новременно произошло существенное падение уровня заработной платы (почти вдвое), что вместе с безработицей еще более сужало емкость внутреннего рынка, а следовательно, усугубляло кризисные явления. В результате резко активизировался социальный протест, носивший формы забастовок, голодных маршей, пикетов, демонстраций и т.п., что создавало известную угрозу для политической системы в целом.

Несмотря на углубление кризиса в течение 1929—1932 гг. было бы неверным утверждать, что в этот период правительство США не предпринимало серьезных шагов к его преодолению или хотя бы не пыталось смягчить его последствия. В основе неудач антикризис­ных мер правительства президента Герберта Гувера, вступившего в должность в марте 1929 г., лежала иллюзорная вера в неограничен­ные потенции либеральной хозяйственной модели, в способность произвольного саморегулирования рынка. Поэтому первоначально правительством использовались уже апробированные временем ре­цепты борьбы с кризисом, такие, как усиление политики торгового протекционизма. С конца же 1931 г. правительство перешло к ряду более активных, прямых действий по спасению и поддержанию на плаву крупных банков, промышленных, торговых фирм, транспор­тных компаний и крупных фермерских хозяйств путем государ­ственного кредитования. Стали предприниматься и попытки госу­дарственного регулирования процесса ценообразования. Все это сви­детельствовало о некотором пересмотре взглядов правительства на природу кризисных явлений и главное — на место и роль государ­ства в системе хозяйственных отношений.

Однако и эти меры администрации Гувера оказались малоэффек­тивными, о чем свидетельствовало дальнейшее углубление кризи-

444

IV. Новейшее время

28. Мировая экономика в 1914—1939 гг....

445

са, а вместе с ним и нарастание общественного недовольства неуме­лыми действиями правительства.

«Новый курс» Ф. Рузвельта — начало социально-ориентиро­ванного государства

Последний фактор стал решающим при из­брании в начале 1933 г. на пост президента Франклина Рузвельта. Имя Рузвельта не­разрывно связано с принципиально новой эффективной антикризисной политикой, которая вошла в историю под названием «Новый курс». Принципи­альным отличием этой политики от предшествующих антикризис­ных мероприятий было признание Рузвельтом несостоятельности либеральной доктрины, отрицание тезиса об автоматизме рыночно­го процесса и, следовательно, признание необходимости активного государственного вмешательства в сферу хозяйственных отноше­ний. Эти тезисы получили впоследствии теоретическое обоснование в концепции выдающегося английского экономиста Джона Мей-нарда Кейнса, а политика Рузвельта стала ярким подтверждением обоснованности концепции ученого.

Принципиально новым являлся взгляд Рузвельта и на соци­альный фактор антикризисной политики. Если Гувер с завидным упорством сопротивлялся введению пособий по безработице, повы­шению уровня заработной платы, введению других социальных ме­роприятий, облегчающих положение малоимущих граждан, то Руз­вельт напротив — настаивал на необходимости повернуться лицом к «забытому человеку», что сделало его программу весьма привлекатель­ной для большинства американцев, позволило погасить нарастающий социальный конфликт, сплотить нацию на борьбу с кризисом. «Но­вый курс» стал началом превращения США в социально-ориентиро­ванное государство.

Важным следствием политики «Нового курса» и одновременно его мощным инструментом стало дальнейшее развитие системы го­сударственного регулирования рыночных отношений, которое было прервано в период просперити. Следует еще раз подчеркнуть, что процесс этатизации протекал не в экстремальных военных услови­ях, а в мирное, хотя и кризисное время, и поэтому носил в целом социально-экономический, а не военно-политический характер. Во многом в силу этого возникшая система достаточно эффективно развивалась на протяжении ряда десятилетий, вплоть до начала ли­беральных реформ конца 60-х годов.

«Новый курс» не был заранее обдуманной системой реформ, а но­сил скорее эмпирический характер. Это подтверждается, в частно­сти, и тем, что теоретическое обоснование мероприятий антикри­зисной политики в виде основополагающей работы Дж. Кейнса

«Общая теория занятости, процента и денег» увидело свет только в 1936 г. Лишь спустя почти два года после начала реформ антикри­зисная политика стала приобретать явно выраженный последова­тельный характер. Это в известной мере определялось и тем, что в условиях некоторого оживления конъюнктуры реформаторам уже не приходилось действовать на всех фронтах, в пожарном порядке решать одновременно массу неотложных проблем. Относительная стабилизация положения наряду с накопленным опытом позволила действовать более целенаправленно.