Скачиваний:
42
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
1.44 Mб
Скачать

4. Л.Н. Юровский: рыночное равновесие и денежная реформа

Леонид Наумович Юровский (1884—1938) — один из талантливейших и весьма продуктивных теоретиков рыночной экономики и финансового хозяйства, активный участник разботки и практической реализации финансовой и денежной политики.

Вместе с другими специалистами и руководителями финансового хозяйства (Г. Я. Сокольниковым, Н. Н. Кутлером, А. Г. Хрущовым) он сыграл ключевую роль в проведении денежной реформы в 1922—1924 гг. К сожалению, его имя и принадлежащие его перу работы долгое время были в забвении его записки, статьи, книги пылились в спецхранах. Между прочим, Юровский интересен уже тем, что был ведущим теоретиком новой финансовой политики, которую проводил “большевистский финансист” Г. Я. Сокольников, один из авторов и организаторов выпуска знаменитого “золотого червонца” (правда, сама идея “золотого червонца” принадлежит не ему).

Переход к нэпу вызвал оживление товарооборота и обострил “денежный голод”. Бюджетный дефицит покрывался путем усиленной работы печатного станка. В конце 1921г. рубль по сравнению с довоенным временем обесценился в 50000 раз.

О путях преодоления финансовой разрухи велись бурные споры. Участники обсуждений выдвигали самые различные, зачастую неадекватные, непродуманные идеи и предложения. Наркомфин обвиняли не в том, что выпускалось слишком много денежных знаков, а в нехватке денег, в том, что промышленность и торговля задыхаются, испытывая недостаток оборотных средств.

Нужна была денежная реформа, опыта проведения которой, создания твердой валюты, призванной заменить обесценивающиеся советские денежные знаки, практически ни у кого не было. Но благодаря тщательнейшей подготовительной работе, внимательному изучению и всесторонней оценке сложившейся ситуации, пути выхода из нее были определены. Это позволило Г. Я. Сокольникову с уверенностью заявить: “Мы строим свою политику на точнейшем изучении состояния рынка, на теснейшем изучении колебаний курса золота, товара. Для этого пришлось поставить аппарат, который напоминает собой ап-

133

парат донесения какого-нибудь штаба армии...”27. Юровский в этом аппарате руководил валютным управлением.

Денежная реформа проводилась в несколько этапов. Первый червонец выпустили в обращение в конце ноября 1922 г. Было объявлено, что червонец имеет золотое обеспечение, но внутри страны обмена на золото не производилось. Прочность новой денежной единицы обеспечивалась наличием золотого резерва, запасов валюты, товаров. Доверие к червонцу резко выросло. В страну поплыла иностранная валюта, капиталы, золото. Курс национальной валюты по отношению к доллару вырос, и это создало свою проблему.

Возник разрыв между курсом червонца и его реальной по­купательной способностью. Определенные трудности порожда­ло хождение параллельно двух денежных единиц: червонцев и советских денежных знаков. Финансовые проблемы, меропри­ятия по завершению денежной реформы решались при непос­редственном участии Юровского. По его мнению, основная задача по стабилизации и упрочению экономики заключалась не в самих финансах, а в создании благоприятных условий хозяйствования, преодолении диспропорций в народном хозяйстве. Он постоянно напоминал о необходимости регулиро­вания хозяйственных диспропорций, предупреждал о недопу­стимости мер по реализации плановых заданий “в обход ры­ночного равновесия”.

Отличительной чертой Юровского как теоретика, автора многих фундаментальных трудов, докладов, выступлений в пе­чати, на научных конференциях являются исключительная яс­ность, четкость изложения, умелое раскрытие сложных про­блем, убедительная аргументация. Может показаться неправ­доподобным, но его работы нередко оставляют впечатление будто написаны не семь десятилетий назад, а совсем недавно. Узловые проблемы, последовательно рассматриваемые в трудах ученого, — теория цены, проблема динамического равновесия, соотношение планового и товарного начала в народном хозяй­стве — и сегодня сохраняют свою значимость и злободневность. Прокомментируем трактовку некоторых проблем. 1. Теория цены и проблемы несовершенной конкуренции рас­сматривались Юровским в книге “Очерки по теории цены”, опубликованной им в 1919 г. в период преподавательской деятельности в Саратове. Автор придерживается концепции, со­гласно которой цена как ведущая категория товарного хозяйства не нуждается в “подкреплении” конституирующих факторов.

134

Юровский критикует как теорию трудовой стоимости, так и теорию предельной полезности. Субъективные оценки, психо­логические реакции сами зависят от цен, а не выступают в качестве определяющих факторов. Они не могут быть измерены и проверены.

Автор “Очерков по теории цены” исходит из того, что “цены всегда покоятся на ценах и искать выхода из этих взаимных зависимостей, не выходя вместе с тем за пределы народного хозяйства, было бы совершенно бесполезным занятием...”28.

С ценами связаны не желания покупателей, а их решения и действия. Поэтому, по мнению Юровского, положение о “равновесии потребителя”, при котором максимизируются потребности, теоретически не убедительно. Основное внимание он уделяет не потребительскому равновесию и не равновесию в статике, а многосложному и содержательному понятию “динамическое равновесие”. Динамическое равновесие охватывает не только взаимосвязи спроса и предложения, но и отношение производства и дохода.

Равновесие, формируемое законом образования рыночных цен, нарушается и восстанавливается весьма быстро. Равнове­сие, определяемое законом издержек производства, восстанав­ливается гораздо медленнее. Равновесие, нарушенное эконо­мическим кризисом, восстанавливается лишь постепенно29.

В отмеченной выше работе Юровский полемизирует с Туган-Барановским, выдвинувшим и обосновавшим социальную теорию распределения. Он не отрицает влияния на уровень доходов организаций рабочих и союзов предпринимателей, но предлагает иное, не социально-институциональное, а эконо­мическое объяснение рассматриваемого феномена.

По мнению Юровского, аргументы, опирающиеся на оценку соотношения социальных сил, не могут быть признаны при­емлемыми с позиций экономического анализа. Теоретик не должен уходить в сторону от предмета и методологии эконо­мической науки. Теоретический анализ отношений распреде­ления предполагает обращение к концепции “монопольных цен”. Именно на пути рассмотрения условий формирования и существа монопольных цен, предпосылок и характера конку­ренции, воздействующих на эти цены, следует искать теоре­тическое решение проблемы распределения.

2. Проблема динамического равновесия трактуется Юровским как в общетеоретическом плане, так и применительно к кон­кретным условиям страны в переходный период. Специфиче-

135

ские условия, в которых находится советская экономика, дол­жны найти свое отражение в планах хозяйственного развития.. “Методология планового хозяйства и назначение планов должны, очевидно, зависеть от особенностей той хозяйственной системы, в которой и для которой они составлены”30.

Важнейшая особенность состоит в том, что государственный сектор (при небывалой концентрации средств производства и других материальных ресурсов в руках государства) находится в “трояком окружении: потребительском, крестьянском и мировом. Что касается первого и второго, то государство в отношении них далеко не всесильно, хотя оно и в состоянии влиять на них, ибо в его распоряжении имеются могущест­венные средства воздействия: политика заработной платы, налоги, железнодорожные тарифы, заготавливающие органы, продажные цены промышленных изделий; но все же в этой области приходится уже не управлять (как в государственном секторе),. а направлять и предвидеть”31.

Программы развития государственного хозяйства призваны обеспечивать равновесие в нем самом и между ним и всем его окружением. План предусматривает “расширенное воспроизводство”, поэтому речь идет не о “равновесии в состоянии покоя, а о равновесии в движении”32. Состояние отдельных сфер народного хозяйства при этом изменяется. “Требование сохранения равновесия не исключает вообще различных конкретных заданий экономической политики, а только ограни­чивает их. Это требование оставляет свободу действия в отно­шении содержания экономических мероприятий с тем, однако, чтобы последние не расшатывали целостности всей экономи­ческой системы”33.

“Если новая экономическая политика рассчитана надолго, то, следовательно, она должна найти методы установления рав­новесия в той экономической среде, в которой она проводит­ся, — писал Юровский. — Экономика может существовать при нарушенном равновесии, лишь бы в ней продолжали действовать силы, возвращающие к равновесию”3.

Равновесие может быть нарушено и ошибочно или плохо составленным планом. Контрольные цифры развития на­родного хозяйства должны разрабатываться с учетом тех. ресурсов, на которые может опираться “расширенное воспро­изводство”. Хозяйственные программы призваны отвечать таким соотношениям, “которые обеспечивали бы сохранение или

136

восстановление динамического равновесия хозяйственной си­стемы”33.

3. Рассматривая природу “товарно-социалистической систе­мы”, Юровский полемизирует с концепцией Е. А. Преображен­ского, утверждавшего, будто в качестве регулятора в социалистической экономике действует “закон первоначального соци­алистического накопления”. Иначе говоря, накопление материальных ресурсов в руках государства образуется за счет ресурсов, перераспределяемых из других секторов, прежде всего из крестьянского хозяйства.

По мнению Преображенского, этому закону подчинены все основные процессы экономической жизни в системе государ­ственного хозяйства. Этот закон изменяет и частично ликви­дирует закон стоимости и все законы товарного и товарно-ка­питалистического производства. Он якобы играет центральную роль и определяет распределение средств производства, рабочей силы, размеры отчуждения прибавочного продукта для целей расширенного воспроизводства.

Соглашаясь с тем, что государство занимает монопольное положение на рынке, и признавая наличие значительного пе­рераспределения средств в интересах государственного сектора, Юровский вместе с тем решительно возражает против теоре­тических обоснований и тезисов оппонента.

Изменяются цели экономической политики, методы изъятия ресурсов и способы регулирования. Но это не означает, что отменяется действие закона ценности. Условия ценообразова­ния в большинстве случаев отличаются от тех, которые имеют место при “свободной игре хозяйственных сил”36. Однако одно дело — тенденции экономической политики, другое — зако­номерности в области формирования цен. “"Закон первона­чального социалистического накопления" не ликвидирует за­конов товарного хозяйства, раз он имеет целью действовать через его законы”37.

“"Закон ценности", — напоминает Юровский, — действует всюду, где есть рынок и товар. Хозяйственная обстановка может приближаться к условиям свободной конкуренции. В хозяйственной обстановке могут играть крупную роль организации монопольного типа. Государство может "не вмешиваться" в ус­ловия производства, обмена и распределения. Государство мо­жет вести политику покровительства одним формам хозяйства и оттеснения других, регулировать условия внешней торговли, кредита и производства. Если при всех этих условиях остается

137

рынок, то действует "закон ценности"... Он действует по-раз­ному в зависимости от того, какова та хозяйственная обста­новка, в которой на рынке реализуются товары”38.

Чтобы устранить “закон ценности”, заключает Юровский, нужно осуществить одно условие, в высшей степени важное — лишить потребителя права свободно выбирать продукты из ограниченного запаса. Такова обстановка “военного коммунизма” или современной армии, где предметы потребления в определенных количествах предоставляются в натуре. Тогда не обязательно исчезнет ценностный счет, но исчезновение “закона ценности” “представляется мыслимым”.

Но если сохранится хотя бы суженный рынок хотя бы одних предметов потребления, рынок будет налицо, на рынке будут спрос и предложение, и вопрос о равновесии в нем будем “связывать и обязывать хозяйствующее государство”.

Борьба за выход из финансового кризиса, укрепление на­циональной валюты была нелегкой. Теоретические разработки Юровского, его трактовка рыночного равновесия в переходный период, первая попытка согласовать развитие противоположных— начал — плана и рынка, четкость аргументации способствовали решению сложнейших проблем денежной политики, созданию твердой валюты. Удалось далеко не все. Однако опыт денежной реформы 1922—1924 гг. не случайно внимательно изучали зарубежные специалисты; с ним небезынтересно знакомиться и сегодня.

Соседние файлы в папке Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность)