Скачиваний:
27
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
1.48 Mб
Скачать

Глава 11. Теории и модели экономического роста

1. Модель р. Харрода и е. Домара

С середины 50-х гг. среди представителей неоклассической школы возрос интерес к проблемам экономического роста. В тот период обострилось соперничество Соединенных Штатов с Советским Союзом, с Японией; постепенно стал исчерпы­ваться потенциал роста, возникший в послевоенный период (недостаток товаров, нехватка жилищ, повышенный спрос на оборудование при наличии резервов валюты); повысилось вни­мание к проблемам развития стран “третьего мира”.

Экономисты стали заниматься уточнением и конкретизацией кейнсианских положений, возрос интерес к разработке моделей экономического роста. Такие модели создавались, чтобы найти оптимальное соотношение между факторами роста, определить условия, обеспечивающие желаемые темпы и стабильность раз­вития, исследовать важнейшие пропорции, в том числе между потреблением и накоплением.

Одна из наиболее простых — модель определения темпов роста; она была разработана английским экономистом Р. Ф. Харродом и американским экономистом Е. Д. Домаром. Предложенные ими варианты модели весьма сходны, и их при­нято рассматривать как одну модель, именуемую обычно мо­делью Харрода—Домара. Это однофакторная модель. В ней учитывается только капитал в качестве единственного фактора ро­ста. Но этот фактор как бы “вбирает” в себя потенции всех остальных факторов.

Авторы предложенной модели исходят из того, что в случае роста производительности труда (сбережения труда) коэффи­циент капиталоемкости, т. е. отношение капитала к выпуску продукции, существенно не изменится. В этом случае возрастет и отношение капитала к труду, и отношение выпуска продукции к трудовым -затратам. Следовательно, коэффициент “капитал — выпуск” практически останется прежним.

Технический прогресс оказывает двоякое воздействие на ка­питал: изобретения могут быть сберегающими капитал или же увеличивающими его, т. е. требующими больше или меньше капитала на единицу производимой продукции1. Известно, на­пример, что в США в силу выравнивания противодействующих факторов коэффициент капиталоемкости длительное время ос­тавался стабильным.

209

Модель Харрода—Домара основывается на принятии ряда допущений. Так, предполагается, что в производстве задействованы все факторы. Соблюдается равенство спроса и предложения; прирост спроса равен приросту предложения.

В кейнсианской концепции, как известно, важную роль играет соотношение сбережений S и инвестиций I. Рост сбережений в экономическом смысле означает переключение средств с приобретения предметов потребления на инвестиционные товары. Равенство сбережений и инвестиций — одно из непременных условий устойчивого экономического роста. Если сбережения превышают инвестиции, то образуются излишние запасы, не полностью используется оборудование, увеличивается безработица. Если же инвестиционный спрос опережает размеры сбережений, то это может вести к “перегреву” экономики подстегивает инфляционный рост цен.

Проблема в том, что соотношение между сбережениями в стационарной и развивающейся экономике в краткосрочном и долгосрочном периодах выглядит неодинаково. Различие в данном случае не просто в подходах. В краткосрочном период сбережения и инвестиции равны по суммарному итогу. Что касается долгосрочного периода, то здесь наблюдается иная картина. Сбережения, отложенные сегодня (предложение), должны соответствовать инвестиционным вложениям (спросу), которые намечается осуществить завтра. Совпадение текущего предложения и предполагаемого спроса, согласование сегодняшних сбережений и завтрашних инвестиций оказывается весьма проблематичным. Если отвлечься от соображений конъюнктурного характера, то в долгосрочном периоде речь пойдет, во-первых, о реальных сбережениях и ожидаемых инвестициях; во-вторых, не о средних, а о приростных показателях, о ко­нечных (приростных) факторах, под воздействием которых фор­мируются инвестиции.

Однофакторная модель Харрода—Домара призвана послужить вспомогательным инструментом в решении проблем эко­номического роста в долгосрочном периоде. Сама по себе мо­дель ничего не доказывает. Она лишь помогает раскрыть ха­рактер взаимосвязей в динамике, представить их более просто и наглядно.

Формула (уравнение) Харрода—Домара имеет следующий вид:

G=S:С, или G:C=S,

210

где G темп экономического роста; С — отношение ка­питала к выпуску продукции (коэффициент капиталоемкости);

S — доля сбережений в национальном доходе.

В приведенном выше уравнении выражение G:С представ­ляет долю чистых инвестиций в национальном доходе. Почему берется такая зависимость?

1. Чистые сбережения в отношении к национальному до­ходу S. Чем больше величина чистых сбережений, тем в прин­ципе больше размер инвестиций, а чем значительнее прирост инвестиций, тем выше темп роста (прямая зависимость между приростом инвестиций и темпом экономического роста),

2. Коэффициент капиталоемкости, т. е. отношение капитала к выпуску продукции С. С капиталоемкостью связан темп роста: чем выше капиталоемкость, тем ниже темпы экономического роста, и напротив, чем меньше уровень капиталоемкости (бла­годаря техническому прогрессу, структурным сдвигам, сокра­щению неустановленного оборудования), тем выше темпы роста (обратная зависимость между коэффициентом капиталоемкости и темпом экономического роста).

Проиллюстрируем, как “работает” формула Харрода—Домара на числовых показателях США. В данном случае вводить особые ограничения не требуется. Темп роста определяется в соответ­ствии с ростом капиталовложений и их эффективностью (от­дачей). Предполагается, что численность занятых растет теми же темпами, что и капитал. Для простоты расчетов цифры округлены.

Величину национального дохода США примем равной 4000 млрд долл. (1988 г.)2. Чистые инвестиции в соответствии с размерами чистых сбережений на протяжении длительного времени были равны примерно 9%, или 0,09 от величины на­ционального дохода. В абсолютном выражении это составит 360 млрд долл. (4000х0,09).

Коэффициент капиталоемкости — в виде отношения все­го капитала к продукту национальному доходу) будет равен: 12000:4000=3 (здесь 12000 млрд долл. — национальный ка­питал; 4000 млрд долл. — национальный доход).

Подставив полученные величины в формулу Харрода—До-мара, получим: (7=0,09:3=0,03.Зная основные экономические параметры, можно прогно­зировать примерные темпы роста на перспективу. Конечно, реальные темпы могут отличаться, и порой значительно, от исчисленного подобным образом среднего показателя. Факти-

211

ческие темпы складываются под воздействием многих факторе которые упрошенная модель не учитывает. Фактические темпы зависят от фазы хозяйственного цикла, структуры инвестиций, использования технических достижений, других переменных факторов, воздействий на конъюнктуру.

Как же сложится картина экономического роста в динамике? Темп прироста национального дохода зависит, очевидно, от приростных (предельных) величин. Темп экономического роста будет находиться на уровне исчисленного (3%-ного прироста) в том случае, если сохранятся постоянной доля сбережений в национальном доходе и неизменным коэффициент капиталоемкости.

В экономике отсутствует автоматический механизм, способный нейтрализовать отклонения S и С от “норматива” (S=0,09 и С=3), обеспечивающего неизменный темп роста. Коэффициент капиталоемкости за короткое время может отклоняться вверх и вниз от норматива. Предельный показатель этого коэффициента будет иметь одно значение в условиях полной занятости и другое — в условиях неполной занятости. В условиях полной занятости коэффициент капиталоемкости окажется более низким (С<3), так как капитал будет использоваться более полно и интенсивно, в результате чего проявится нехватка оборудования, станков, комплектующих, сырья. При неполной занятости обнаружится противоположная картина.

Парадокс состоит в том, что при высоких темпах экономического роста коэффициент капиталоемкости будет “подстегивать” этот рост. В условиях же депрессии, снижающихся темпов роста, инвестиций для поддержания необходимых темпов будет не хватать.

В своей работе “К теории экономической динамики” Харрод отмечает неустойчивость развивающейся системы: “Вокруг линии развития, которая, если придерживаться ее, только одна дает удовлетворение, работают центробежные силы, заставляя систему все дальше и упорнее отклоняться от требуемой линии развития”3. Проще говоря, модель демонстрирует неуравновешенность рыночного механизма, его регуляторы направляют движение в сторону, противоположную ожидаемой.

Равновесие в динамике (в силу различий между оптимальным, “гарантированным”, и фактическим темпами роста) под воздействием колебаний составляющих (доли сбережений в национальном доходе и коэффициента капиталоемкости) дости-

212

гается нерегулярно, время от времени, “опытным путем и по­средством проб и ошибок”4.

Таким образом, простая модель помогает уяснить сложные взаимосвязи, способные уравновесить переменные роста лишь в долгосрочном периоде. Одна из целей модели Харрода—Домара как раз и заключается в том, чтобы попытаться “растянуть” кейнсианский анализ. Модель помогает выяснить, как кривая роста будет выглядеть не в относительно короткий отрезок времени, скажем, в пределах цикла, а в долгосрочном периоде. Модель призвана подсказать, какие условия необходимы, если хотим иметь постоянный, равномерный рост.

Из проведенного американскими экономистами анализа вы­текает необходимость наличия нескольких условий:

1) обеспечение оптимального соотношения между сегодняш­ним приростом сбережений и ожидаемым приростом инвести­ции: S= I;

2) экономический рост предполагает не просто поддержание текущего уровня частных инвестиций и государственных ка­питальных вложений, а их увеличение; приросты инвестиций рассматриваются как “побудительные толчки” или “новые им­пульсы” к росту;

3) необходимо постоянно балансировать спрос (подталкивать инвестиции) и предложение (производственные мощности, предполагающие их полную загрузку, или совокупный продукт, который может быть создан при использовании всех факторов и полной занятости).

Естественно, однофакторная модель Харрода—Домара не универсальный инструмент анализа. Она имеет ограниченное применение. Модель основывается на большом количестве до­пущений (“при прочих равных условиях”). Это инструмент те­оретического анализа, а не конкретной разработки рецептов и направлений экономической политики. Коэффициент капита­лоемкости в различных странах на разных стадиях хозяйствен­ного развития неодинаков.

При решении конкретных вопросов следует полнее учитывать множество переменных: технические условия, уровень квалификации рабочей силы, приоритеты роста, направления инвестиций. Одно дело, если упор делается на приоритетный рост тяжелой и добывающей промышленности, совсем иное — если прежде всего обеспечивается развитие обрабатывающих отрас­лей, инфраструктуры, сельского хозяйства. Хансен справедливо предупреждает об опасности односторонней оценки на основе

213

коэффициента капиталоемкости, что толкает аналитиков к “чрезмерному сосредоточению внимания на кирпичах и строительном растворе и недооценке инвестиций в развитие людских ресурсов. Фактически стандартные статистические измерения коэффициента капиталоемкости целиком основаны на оценках накопленного материального капитала. Однако столь же важными, если в действительности не еще более важными являются накопления человеческого капитала — знаний, навыков и квалификации всех видов”3.

Итак, чем меньше коэффициент капиталоемкости, тем больше возможностей для использования сбережений, тем эффективнее элементы капитала. Высокий коэффициент капиталоемкости и невысокий уровень сбережений обеспечивают благоприятные условия для создания спроса, но неблагоприятные с точки зрения темпов роста. Авторы модели считают необходимым вмешательство государства в целях регулирования экономического роста. Активная политика государства, по их мнению, — условие роста производства и доходов.

Соседние файлы в папке Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность)