Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В.Д. ИСАЕВ.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.39 Mб
Скачать

12.3. Наука и образование как особый цивилизационный блок

Цивилизация представляет собой социум, в котором помимо указанных выше процессов, постоянно происходит смена поколений. Поэтому важнейшим условием нормы человеческого бытия является беспрерывная передача положительного опыта от одного поколения к другому. Это происходит с помощью образования и науки. Наука представляет собой фиксированный конструктивный опыт взаимодействия человека с природой и обществом в пространствах перечисленных выше блоков цивилизации. Этот конструктивный опыт должен отвечать двум условиям: во-первых, он должен быть понятен и, во-вторых, его, возможно, легко передавать из поколения в поколение. Таким условиям отвечают законы науки как форма выражения конструктивного опыта. Конструктивность определяется тем, насколько знания соответствуют действительному положению дел. Это соответствие традиционно называется истиной, поэтому наука стремится к тому, чтобы открывать и формулировать истинные законы. Наука, таким образом, представляет собой систематизированное знание, оформленное в виде законов. В этих законах отражаются, как правило, объективные связи, существующие в природе и обществе, эффективные способы расщепления и перекомбинации вещества и энергии, реальные и потенциальные возможности природы, а также человека.

Образование представляет собой разветвленную систему передачи знаний от одного поколения к другому.

Возникает вопрос: правомерно ли относить науку и образование к цивилизации? Казалось бы, более логичным и привычным считать их частью культуры, но, по нашему мнению, и наука, и образование имеет своим основанием служение технологичности, т.е. цивилизации – это главное. Кроме того, наука и образование лишены многих признаков культуры. Так, еще Аристотель разделял добродетели на два вида: дианоэтические (мышление, знание), которые влияют на их формирование, и этические, вырастающие на несоциональной основе, - это такие добродетели характера, как щедрость, умеренность, справедливость.

Также Бергсон настаивал на том, что наука не входит в сферу морали, наконец, что немаловажно, в науке истина имманентна, и в этом качестве она лишена признака истины трансцендентной. Священник Е.Ф.Сосунцов писал: "Истина вечна и неизменна, но способы ее выражения временны и переменчивы". В этом противоречие философского понимания истины: источник истины один, и в этом качестве она вечна и неизменна, но формулирует ее человек, чем сразу привносит в нее временное. Так что истина науки и истина веры – разные истины.

12.4. Понятия научного и мистического знания

Прежде чем рассматривать научное знание и мистическое знание, приведем несколько определений этих понятий. Кроме разных точек зрения на пользу научного и мистического знания можно столкнуться с тем, что в разных источниках по-разному дается определения этих понятий.

Начнем с того, какую трактовку дает философский словарь понятию знание.

Знание – продукт общественной материальной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. Знания могут быть донаучными (житейскими) и научными, а последние разделяются на эмпирические и теоретические. Кроме того, в обществе наличествуют мифологические, художественные, религиозные, мистические и т.п. знания. Сущность знания не может быть понята без раскрытия общественно-исторической обусловленности человеческой деятельности. В знании кристаллизуется, преемственно накапливается и объективируется общественная сила человека. Этот факт служил (и служит) основой объективно-идеалистических представлений о первичном и самодовлеющем характере идеальных образований и духовной активности. Идеалистической мистификации знания домарксовские материалисты противопоставляли понимание знания как результата индивидуальных познавательных усилий, индивидуального опыта. Однако подобная точка зрения не могла объяснить того существенного обстоятельства, что человек в контексте реальных общественных отношений приступает к познанию, обладая «готовым» понятийным и категориальным аппаратом. В знании осуществляется перевод разрозненных представлений в теоретически систематизированную общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено, передано, преемственно развито в качестве устойчивой опоры – последующей человеческой деятельности66.

Советский энциклопедический словарь дает такое определение мистики, мистицизма и науки:

«Мистика (от греч. mystikos - таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с богом, а также совокупностью теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику. При некоторых исторических условиях мистика становилась формой протеста против церкви и социальной иерархии; в других случаях оказывала влияние на развитие идеалистической диалектики.

Наука, сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Наука – одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и её результат – сумму знаний, лежащих в основе научных картины мира.

Наука – обозначение отдельных отраслей научного знания»67.

В Толковом словаре Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. можно найти более краткие определение мистики и науки:

«Мистика – вера в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним.

Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний»68.

В Этимологическом словаре дается такое определение:

Наука «одна из форм общественного сознания; система знаний, вскрывающая закономерности в развитии природы и общества и способ воздействия на окружающий мир».

В книге Блаватской определения мистицизма и метафизики звучат так:

«Мистицизм - любая доктрина, включающая в себя тайны и метафизику и касающаяся больше идеальных миров, чем грубой материальной вселенной».

«Метафизика (от греческого) мета - «вне» и физика – предметы внешнего материального мира. Перевести это слово как «вне природы» или сверхприродное –значит забыть дух и следовать мертвой букве, ибо точнее оно означает: вне природного, видимого и конкретного. Метафизика в онтологии философии – это термин, обозначающий науку, которая имеет дело с реальным и перманентным бытием в противоположность нереальному, иллюзорному и феноменальному бытию»69.

Можно заметить, что мистические знания поэтому и называются мистическим, что, по данным определениям, это таинственные (загадочные) знания о мире. По логике, получается, что для тех, кто не верит в существование мистических знаний, не существует ничего сверхъестественного в этом мире. Но до возникновения релятивистской механики естественно было то, что современная наука отрицает. И в качестве неестественного отрицалось то, что сейчас принимается всеми. Достаточно привести в качестве примера геометрию Лобачевского70.

Блаватская также дает определение понятию оккультные науки, которое содержит в себе достаточно жесткую критику в отношении людей, которые не считают оккультные науки науками:

«Оккультные науки – это науки о тайнах природы – физических и психических, ментальных и духовных, называемые Герметическими и Эзотерическими Науками. На Западе может быть названа Каббала, на Востоке – Мистицизм, Магия и Философия Йоги. Последнюю индийские Чела называют седьмой «Даршаной» (школа философии), в то время как миру непосвященных в Индии известно только шесть Даршан. Эти науки являются, и были в течение веков сокрытыми от толпы на том веском основании, что они никогда не были оценены ни эгоистичными образованными классами, которые могли бы злоупотреблять ими для собственной выгоды, тем самым, превращая Божественную науку в черную магию, ни необразованными, которые просто не поняли бы их. Против эзотерической философии Каббалы часто выдвигаются обвинения, что ее литература «полна варварского бессмысленного жаргона», непонятного для среднего ума. Но разве точные науки – медицина, физиология, химия и все остальные – не грешат тем же самым? Разве официальные ученые, не облекают факты и свои открытия в новоиспеченную и самую варварскую греко-латинскую» терминологию? Как было справедливо замечено нашим покойным братом Кендетом Маккензи», «так жонглировать словами» когда факты столь просты – вот искусство ученых настоящего времени, что представляет разительный контраст с учеными семнадцатого столетия, называвшими лопаты лопатами, а не "сельскохозяйственными орудиями"». Более того, тогда как их «факты» были бы столь просты и понятны, будучи выраженными на обычном языке, факты оккультной науки так трудны для понимания по своей природе, что в большинстве европейских языков нет слов для их выражения. Кроме того, наш «жаргон» вызван двойной необходимостью - а) ясного описания фактов для сведущего оккультной терминологии и б) для сокрытия их от профанов.71»