Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы_ПП.doc
Скачиваний:
162
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
1.68 Mб
Скачать

10. Правосубъектность как основа правового статуса субъекта предпринимательского права.

Одним из признаков субъекта предпринимательской деятельности является наличие у него правосубъектности (хозяйственной компетенции).

Понятие «правосубъектность» в хозяйственном и гражданском праве начинает разрабатываться с 1938-1940 гг. (Братусь, Венедиктов и др.). В гражданском праве устоялась версия, что правосубъектность – это правоспособность. Венедиктов первоначально придерживался этой же точки зрения, но в 50-ые гг. отметил, что совпадение этих понятий возможно лишь в отношении физических лиц, для которых закон устанавливает различные предпосылки возникновения правоспособности и дееспособности. Для юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно (в момент государственной регистрации), следовательно они сливаются в один правовой институт, в отношении которого можно применить термин «правосубъектность».

К концу 50-ых – нач. 60-ых гг. в связи с необходимостью фиксировать особенности правового статуса отдельных юридических лиц возникает идея о дополнительных критериях их индивидуализации. В плановой экономике каждое предприятие создавалось для ведения определенных видов деятельности и совершения определенных сделок. ГК 1964 г. признавал деятельность, не предусмотренную уставом – внеуставной, а заключенные в ее процессе сделки – ничтожными. Те виды деятельности, которые были записаны в уставе юридического лица, тот объем прав и обязанностей, которые были предоставлены этому лицу, был по определению В.В. Лаптева понятием «хозяйственная компетенция».

ГК 1964 г. устанавливал принцип специальной хозяйственной компетенции для всех видов юридических лиц. Этот принцип не соответствовал принципам рыночной экономики и уже в Законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности» было установлено, что предприятия вправе осуществлять и иные виды деятельности, не предусмотренные уставом, но соответствующие предмету деятельности предприятия (ст.21). Предмет деятельности – основной вид деятельности. 15 декабря 1990 г. было принято Положение об АО, утвержденное Постановлением Правительства РФ. В п.5 этого Положения было зафиксировано, что АО вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.

В декабре 1994 г. принимается I часть ГК РФ, в которой устанавливается, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и некоторых других коммерческих организаций, установленных законом, вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом (универсальная правосубъектность).

Универсальная (общая) правосубъектность означает и право коммерческой организации самостоятельно определять – в каких объемах осуществлять тот или иной вид деятельности, соотношение отдельных видов деятельности в системе деятельности организации. Соответственно учредители, создавая юридическое лицо с общей правосубъектностью, вообще не обязаны указывать какой-либо цели его создания. В соответствии абз. 1 п.2 ст.52 ГК РФ указание в учредительных документах коммерческой организации предмета и определенных целей деятельности является, по общему правилу, необязательным. Но даже добровольное внесение указанных сведений в учредительные документы не является ограничением правосубъектности коммерческой организации. Юридическая возможность осуществлять любые виды деятельность все равно сохраняется, так как в упредительные документы могут быть внесены соответствующие изменения.

Основная цель деятельности коммерческой организации – извлечение прибыли – закреплена п.1 ст.50 ГК РФ. Поэтому отсутствие в учредительном документе указания на цели деятельности не означает бесцельности создания организации. Общая правосубъектность коммерческой организации не означает свободу выбора основной цели деятельности. Коммерческая организация не вправе превращаться в некоммерческую путем переориентации исключительно на бесприбыльные виды общеполезной деятельности.

Специальная правосубъектность сохраняется в настоящее время для государственных и муниципальных унитарных предприятий (в уставе которых обязательно указываются предмет и цели деятельности), что объясняется отсутствием у них права собственности на закрепленное за ними имущество, и некоммерческих организаций. При наличии специальной правосубъектности юридические лица могут совершать только такие юридически значимые действия, которые отвечают целям их деятельности, предусмотренными учредительными документами, и нести связные с этой деятельностью обязанности.

В некоторых случаях закон устанавливает не общий запрет на осуществление всех других видов деятельности, а перечисляет лишь те из них, которыми такая организация заниматься не вправе. Так, предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Кредитным организациям ст.5 Закона «О банках и банковской деятельности» запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Такое ограничение правосубъектности организаций предлагают именовать исключительной правосубъектностью. Этот вид правосубъектности предполагает установление в законе исключительных видов деятельности, т.е. видов деятельности, осуществление которых несовместимо с другими видами деятельности. В то же время многие ученые рассматривают правосубъектность банков и страховых организаций как специальную, не соглашаясь с выделением особой разновидности исключительной правосубъектности.