Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ist_sots.docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
492.85 Кб
Скачать

42 Теории структурации э. Гидденса7

Энтони Гидденс — самый значительный современный социальный теоретик Великобрита­нии и один из немногих наиболее влиятельных теоретиков в мире.

Эта теория - главное концептуальное достижение Гидденса. Изложена в работе «Конституирование общества: очерк теории структурации» 1984. В 80-90 годы он ее развивал дальше.

Несмотря на то что Гидденс не марксист, марксистская теория повлияла на его творчество, а он сам считает свое «Строение общества» развернутым рассуждением об одном из высказываний Маркса, носящем по своей сути интегративный характер: «Люди сами творят историю, но они ее делают не так, как им вздумается; они творят ее при обстоятельствах, которых сами не выбрали, а с которыми непосредственно сталкиваются, которые даны им и унаследованы от прошлого»

Теория Маркса — лишь один из множества источников структурационной тео­рии. Так или иначе, Гидденс проанализировал и критически разобрал большин­ство важнейших теоретических подходов и извлек из многих из них ряд полезных идей. Теория структурации необычайно эклектична

Задача теории: преодолеть ограниченность предшествующей социологии.

«Проблема заключается в том, как должны быть определены концепции действия, значения и субъективности и как их можно соотнести с понятием структуры и принуждения. Если интерпретативная социология основана, так сказать, на империализме субъекта, то функционализм и структурализм предполагают империализм социальных объектов. Одна из принципиальных целей теории структурации — в том, чтобы положить конец этим имперским попыткам» (Э. Гидденс)

Новым инструментом социального познания в условиях общества «модерна» должна стать «теория структурации», понимаемая Э. Гидденсом как «онтологическое обрамление» для изучения социальной деятельности человека. «Онтологизм» в данном случае означает претензию на концептуальное исследований природы человеческого действия и институтов, а также взаимоотношений между действием и институтами. Э. Гидденс принимает различение между структурой, системой и действием, выражающееся, с одной стороны, в различении между социальной и системной интеграцией, введенном Д. Локвудом (на которое опирается и Ю. Хабермас), а, с другой стороны, в различении системы и структуры, введенном структурализмом

Идея: рассмотреть действие при помощи его рекурсивного характера, то есть как воспроизводство условий которые делают возможной деятельность социальных агентов. Действие – процесс, длящийся во времени (франц. «duree») Надо рассматривать производство социальных систем через совокупность социальных практик, взаимодействующих структур и действия в пространстве и времени.

Предмет социальных наук – анализ социальных практик. (практики преемственны и рефлексивны)

Центральное понятие теории - социальный агент. Он не воспринимается Э. Гидденсом как некий «атом», неделимый элемент социальной жизни. Наоборот, концепция агента сложна и призвана стать источником и основой дальнейших теоретических конструкций. Сложность агента действия настолько велика, что, по мнению Э. Гидденса, он может быть адекватно описан только как стратификационная модель.

Стратификационная модель социального агента включает три уровня: мотивация действия ( потенциал, осознанные и неосознанные желания), его рационализацию (рутинное поддерживание действий) и рефлексивный мониторинг действия ( отслеживание себя. других и условий). Вывод: действие носит процессуальный характер.

Уровень мотивации действия относится к тем осознанным и неосознанным желаниям, которые побуждают агента к действию. Мотивация не связана напрямую с протеканием действия, как два других стратификационных уровня. Мотивы проявляются только тогда, когда агент сталкивается с относительно необычной, «проблематичной» для него ситуацией. Поэтому большинство «рутинных», повседневных действий напрямую не мотивировано. В основном, на мотивационном уровне возникают общие «проекты» действия, в рамках которых формируется общая линия поведения.

Под рационализацией действия Э. Гидденс понимает скорее не состояние, а процесс, являющийся внутренне присущей агентам способностью: «Под рационализацией действия я подразумеваю способность индивидов рутинно и без особой суеты поддерживать постоянное «теоретическое понимание» оснований своей деятельности».13 По его мнению, эту способность не следует смешивать ни с приданием смысла каким-то моментам поведения, ни со способностью обозначать причины своего действия языковыми средствами. Рационализация действия обозначает скорее взаимное согласие участников взаимодействия относительно взаимной компетенции друг друга: люди знают, что они делают и обычно способны объяснить, чем они занимаются.

Рефлексивный мониторинг действия — это постоянное и непрерывное отслеживание индивидом своих собственных действий, действий других людей, а также физических и социальных условий действия. Он предполагает, что агенты не только отслеживают собственные действия, но и ожидают подобного же отслеживания от других агентов. В качестве самого высокого уровня стратификационной модели агента действия мониторинг напрямую зависит от рационализации.

В сфере сознания Гидденс также проводит (нежесткое) различие между дис­курсивным и практическим сознанием. Дискурсивное сознание означает способ­ность описывать наши действия словами. Практическое сознание подразумевает действия, которые акторы воспринимают как нечто само собой разумеющееся, не будучи способными выразить свои действия словами. Именно этот последний вид сознания имеет особое значение в теории структурации, что отражает ее основ­ной интерес к тому, что делается, а не к тому, что говорится.Границы между двумя этими видами сознания подвижны и изменчивы. Ссылаясь на теорию психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939), Энтони Гидденс замечает, что «между дискурсивным сознанием и бессознательным существуют барьеры, в частности, вытеснение»6, поскольку бессознательное включает в себя «формы постижения и побуждения, которые оказываются полностью вытесненными или предстают в сознании в уже деформированном виде». Бессознательное конституирует одну из границ компетентности человеческих акторов.

Принимая во внимание сделанный акцент на практическом сознании, перей­дем от агента к деятельности — тому, что агенты фактически делают. «Деятель­ность касается событий, по отношению к которым индивид выступает как нару­шитель... То, что произошло, не случилось бы, если бы этот индивид не вмешался». Таким образом, Гидденс уделяет большое (критики говорят, что слишком большое) внимание роли деятельности. Он пытается отделить деятельность от намерений, поскольку хочет показать, что действия в ко­нечном итоге нередко оказываются отличными от первоначальных намерений; иначе говоря, преднамеренные действия зачастую приводят к непреднамеренным последствиям. Понятие непреднамеренных последствий играет в теории Гидден­са большую роль, и оно имеет особое значение при переходе от анализа деятель­ности к рассмотрению уровня социальной системы. Следуя своему подходу, где акцент делается на деятельности, Гидденс припи­сывает агенту значительные возможности. Иначе говоря, агенты у Гидденса об­ладают способностью изменять социальный мир. Более того, понятие агентов не имеет смысла без этой власти: актор перестает быть агентом, если утрачивает спо­собность изменять социальный мир. Гидденс, конечно, признает, что существуют ограничения, которым подвергаются акторы, однако это не означает, что у акто­ров нет выбора и они не способны что-либо изменить. С точки зрения Гидденса, эта способность логически предшествует личности, поскольку действие предпо­лагает власть, или способность изменять ситуацию. Таким образом, теория структурации Гидденса приписывает актору и действию определенную власть и противостоит теориям, которые данный подход отвергают и вместо этого придают большое значение целям актора (феноменология) или внешней структуре (струк­турный функционализм).

Сам термин «структурация» направлен на выявление понятия «структура» как категории динамической. Структура (по Гидденсу)- порядок воспроизводства социальных практик во времени и пространстве. Действия агентов производит структуру (живую и постоянно меняющуюся.) Структура выступает как образец отношений, существующих в данном времени и пространстве. Гидденс рассматривает структурные качества как иерархически организованные.

Общепринятое в социологии понимание структуры стоит ближе к гидденсовской концепции социальных систем. Гидденс определяет социальные системы как воспроизводимые социальные практики, или «воспроиз­водимые отношения между акторами или коллективными образованиями, орга­низованные как регулярные социальные практики». Таким обра­зом, понятие социальной системы вытекает из того большого внимания, которое Гидденс уделяет практике. Социальные системы не имеют структур, но проявля­ют структурные свойства. Самих структур во времени и пространстве не суще­ствует, однако они проявляются в социальных системах в форме воспроизводимых практик. Хотя некоторые социальные системы могут быть продуктом целенаправ­ленного действия, Гидденс основной акцент делает на том, что такие системы час­то оборачиваются непреднамеренными последствиями человеческого действия. Эти непредвиденные последствия могут стать неосознаваемыми обстоятельства­ми действия и оказывать на него влияние по механизму обратной связи. В свою очередь, обстоятельства могут уклоняться от попыток их подчинения, но тем не менее акторы не оставляют своих усилий по осуществлению такого контроля над этими обстоятельствами.

Итак, структуры «иллюстрируются» в социальных системах. Кроме того, они очевидны в «следах воспоминаний», ориентирующих поведение сознательных социальных агентов». В результате, правила и возможности проявляются как на макроуровне социальных систем, так и на микроуровне чело­веческого сознания.

Центральная идея: дуальность структуры и действия. (действие структурно, структура действенна). Речь не о дуализме, а о дуальности. Дуализм - оппозиция социального и индивидуланого. Дуальность – взаимосвязь структуры и агентности.

Структура реализует себя через социальные действия агентов, действия имеют социально-структурированный характер. На понятие «дуальности структурного» можно взглянуть и с точки зрения того, что «структурное всегда является одновременно ограничивающим и наделяющим правами» и что, следовательно, оно связано с понятиями ограничения и компетентности. Например, обучение родному языку ограничивает способы нашего самовыражения и, следовательно, ограничивает наши возможности познания и действия, но в то же время наделяет нас умением, делает возможным целый комплекс действий и обменов.

Дуальность основана на повторяющемся характере человеческой деятельности. Структурные качества социальных систем являются как средством, так и результатом практик. В памяти индивидов есть своеобразные отпечатки социальной практики – осмысления своих возможностей и возможностей других).

Структура может влиять на человеческое поведение благодаря правилам и ресурсам.

«Изучать структурацию социальной системы значит изучать способы, которыми эта система через применение интегративных правил и средств, а также в контакте непредвиденных последствий, организуется и воспроизводится во взаимодействии».

Понятия структуры, системы и структурации отражают три аспекта социальной действительности. Структуры представляют собой регулярные наборы отношений, производимых и воспроизводимых субъектами действия; системы — отношения между индивидами и коллективами, воспроизводимые как регулярные социальные практики; а понятие структурация относится к условиям, управляющим преемственностью и преобразованием структур. Если первые два понятия еще могут быть осмыслены на некотором уровне абстракции, то последнее поддается рассмотрению только на уровне эмпирических обобщений

От своей трактовки структуры Гидденс переосмысливает социальных институтов. Институты – наиболее стабильные черты социальной жизни. Структурные качества социальных систем – институциональные черты, придающие жесткость во времени и пространстве. Институты понимаются Гидденсом как совокупности практик, и он выделяет четыре их типа: сим­волический порядок, политический институт, экономический институт и закон

«Наиболее глубокие структурные качества, присутствующие в воспроизводстве социетальных тотальностей – структурные принципы. Практики, имеющие наибольшую пространственно-временную протяженность в рамках таких тотальностей, – социальные институты».

Э. Гидденс разделяет представление о том, что социальные институты являются объективными образованиями, возникающими из взаимодействия агентов, но не сводимых к нему. Вместе с тем, возрастающая рефлексивность социального действия придает новые черты процессу институционализации. Рефлексия агента относительно своих и чужих действий приводит к осознанию институционального измерения действия: необходимости и возможности изменения социальных институтов. При этом осознание субъектом своей роли в воспроизводстве институтов отнюдь не ведет к растворению последних в действиях агентов

Предпосылка теории: правила и ресурсы, вовлеченные в производство, и воспроизводство социального действия являются средствами системного воспроизводства. (проблема правил и ресурсов как двух видов структур в социальной жизни)

Правила и ресурсы ( относящиеся к институтам)– самые важные аспекты структуры.

К правилам – относятся те процедуры, которым люди должны следовать в жизни, благодаря чему они участвуют в повседневных социальных практиках. Рутинная практика сама по себе не является правилом. Ресурсы – это средства с помощью которых осуществляется власть, рутинная составляющая осуществления поведения людей.

Две категории ресурсов: аллокативные (средства обеспечивающие господства над материальными объектами) и авторитарные (управление деятельностью других). Сами по себе ресурсы не являются структурами, но становятся таковыми когда воспроизводятся в процессе взаимодействия между людьми.

Любое социальное явление процесс Гидденс анализирует сквозь призму взаимосвязи социального и личного. Личностное начало вне социального контекста существовать не может. Они взаимосвязаны. Таким образом, теория структурации – квинтеэссенция подхода Гидденса к социологии.

Достижение Гидденса (новинка!) – пространственно-временной аспект взаимодействия социального и личностного. Пространство как социальная среда взаимодействия всегда включает в себя время, а оно осуществляется в пространстве. В социальных действиях и практиках пространство оказывается всегда связано со временем. Пространство- важнейший фактор координации социальных агентов во времени. Время детерминирует пространственную организацию. Отсюда – идея зонирования общества и него конкретных структур в рамках упорядоченного пространственно-временного континуума.

Изначальное условие — межличностное взаимодействие, при котором другие присутствуют в одно и то же время в одном и том же месте. Однако соци­альные системы расширяются во времени и пространстве, и другие могут уже не присутствовать непосредственно. Такое дистанцирование во времени и простран­стве становится в современном мире все более возможным благодаря новым фор­мам коммуникации и транспортировки. Грегори утверждает, что Гидденс уделяет времени больше внимания, чем пространству. Подчеркивая значе­ние пространства, Сондерс заявляет, что «при любом социологическом анализе того, почему и как что-то происходит, потребуется учесть, где (и когда) это происходит» Важнейший социологический вывод о социальном порядке зависит от степени интеграции социальных систем во времени и пространстве

Заключение: теория структурации имеет интегративный характер, завершая описания теории действия и теории структуры. Пафос концепции: доказать активное начало как структуры так и действия, ответить на вопрос: как возможно существование общества организованной общественной жизни, ответ: повторяющийся характер социальной деятельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]