Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие ТОН 12а.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
1.99 Mб
Скачать

6.3. Миграции в России с конца XIX - первой трети XX в.

Для России всегда было характерны относительно небольшие масштабы внутренней миграции населения. Этому способствовали исходно низкий уровень урбанизации (преобладание

сельского населения в течение длительного периода времени) и огромные межрайонные различия в степени природных условий и хозяйственной освоенности, сохранившиеся до настоящего времени. Кроме того, это объясняется и привязанностью сельского населения, и существенно худшими транспортными возможностями по сравнению с Западной Европой.

6.3.1. Миграции конца XIX - начала XX

В XIX в. значительную долю переселенных в Сибирь составляли принудительные мигранты - уголовные и политические ссыльные. Было сослано около 1 млн. репрессированных, что повлияло на формирование населения края, учитывая небольшую заселенность Сибири. Но с начала XX в. доля ссыльно-каторжного элемента в демографических процессах резко убывает. 12 июня 1900 г. был принят закон, запрещавший массовые уголовные ссылки в Сибирь.

Если до этого переселением занимались исключительно государственные органы (принудительное переселение), то с конца XIX в. до начала Первой мировой войны, доминирующую роль в миграционных процессах стали играть добровольные переселения - вольнокрестьянские и плановые, организованные и поддерживаемые государством миграции. В 1887-1916 гг. в связи с аграрным кризисом и завершением периода интенсивного железнодорожного строительства поток мигрантов резко возрос. За это время на окраины России переселились 5,2 млн. человек (в том числе 1,7 - в Западную Сибирь и 0,8 млн. - в Восточную Сибирь и на Дальний Восток).

6.3.2. Миграции Первой мировой, гражданской войн и первых лет Советской власти. (1914—1929 гг.)

В эпоху войн и революций (1914—1922 гг.) существенно снизилась доля добровольных государственных миграций, хотя появилась новая принудительная — военнопленные. Только в 1917 г. их было завезено около 200 тыс. Возросла доля эвакуированных и беженцев. Если аграрных переселенцев в Сибири в 1917 г. насчитывалось не более 50 тыс. чел., то беженцев и эвакуированных до 200 тыс. чел.

В 1920 г. в Сибири находилось около 500 тыс. чел. не приписанных к земельным обществам. В 1920—1922 гг. в регион, из-за Урала, спасаясь от голода, прибыло более 300 тыс. беженцев. Таким образом, в течение примерно 5 лет в Сибирь прибыло около 1 млн. чел. не контролируемых и не регистрируемых государством.

Роль государственных органов как регуляторов и контролеров переселенческих процессов была постепенно восстановлена в годы НЭПА. В это время, как и до революции, миграции были преимущественно аграрно-крестьянскими.

В целом, в 1920-е гг. соотношение между плановыми переселенцами и самовольными колебалось. Но сохранялась доля переселенцев возвращавшихся из Сибири обратно – около 20 % в 1923—1928 гг. Доля ссыльных в 20-е гг. была незначительной - от 12 до 15 тыс. (менее 0,15 %), на 10 млн. населения Сибири.

6.3.3. Миграции 1930—х гг.

Существенные сдвиги в размещении населения произошли в 1930—1933 гг. Организованное аграрное переселение в Сибирь было

прекращено. Хотя в начале 30-х гг. произошло некоторое возрастание стихийного вынужденного переселения, как результат бегства от голода и коллективизации. Основным видом переселения становится государственное переселение.

В дальнейшем широко применялась принудительная миграция. Она коснулась репрессированных крестьян, лиц подвергшихся «чисткам» в крупных городах и приграничных территориях и т.д. В целом, в эти годы колонизационно-переселенческие задачи государство решало тремя основными вариантами:

  • проведения не репрессивных, планово-мобилизационных переселений;

  • осуществления репрессивных миграций (депортации) или спецпереселения;

  • развертывания сети колоний и лагерей.

Планово-мобилизационные не репрессивные переселения использовались государством для расселения людей в районах с относительно благоприятными природно-климатическими условиями, где, в силу сочетания и действия разных факторов, главным образом политических, создавалась трудодефицитная ситуация (Северный Кавказ, Украина, Восточная Сибирь, Дальний Восток).

Второй и третий варианты - были ориентированы преимущественно, на освоение богатых ресурсами необжитых территорий с неблагоприятными природно-климатическими условиями. Были охвачены Европейский Север (Архангельская обл.) и Урал (Воркута), Западная, Восточная Сибирь и Дальний Восток (Норильск, зона БАМа, Колыма) и т. д.

Таким образом, на протяжении первой трети XX в. миграционное движение постоянно менялось по интенсивности, масштабам и разнообразию. Государственная миграционная политика эволюционировала от содействия добровольному и упорядочения стихийного переселений в начале века к насилию как основному рычагу организации и регулирования миграций (табл. 6.2.).

Таблица 6.2.

Виды миграции в России в первой половине ХХ в.

Годы

Преобладающая миграция

1900-1914

Добровольная (самовольная) и организованная государством

1914-1922

Вынужденная

1923-1929

Добровольная

1930-1937

Плановая государственная и принудительная

За первую половину XX столетия малоизученные и экономически неравномерно развитые северо-восточные территории России превратились в промышленные районы, прочно интегрированные в народнохозяйственный комплекс СССР. Однако, несмотря на серьезные результаты, применение специфических методов освоения, привело к серьезным социально-экономическим, демографическим, экологическим и политическим последствиям.