Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Налоговый менеджмент Л.И. Комлева.doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
08.04.2015
Размер:
1.06 Mб
Скачать

2.2. Оценка эффективности работы менеджеров

Все большим и большим числом фирм используется такой относительно новый показатель эффективности работы менеджеров, как экономическая добавленная стоимость,чтобы точнее соотнести вознаграждение менеджеров и рост благосостояния акционеров компании.

Экономическая добавленная стоимость– это способ измерениядействительной,а неучетной бухгалтерскойрентабельности фирмы. В самом деле, стоимость заемного капитала (процентные расходы) вычитается из выручки для расчета чистой прибыли, но стоимость собственного капитала фирмы – нет. Следовательно, в экономическом смысле чистая прибыль превышает прибыль«истинную».Экономическая добавленная стоимость ликвидирует этот пробел в обычном бухгалтерском учете.

Экономическая добавленная стоимостьопределяется при вычитании стоимостивсегокапитала, используемого фирмой за год, из операционной прибыли компании после налогообложения. Чем выше значение экономической добавленной стоимости, тем больше богатства создает фирма для своих акционеров. Экономическая добавленная стоимость, также ее сравнительная мера, рыночная добавленная стоимость, подробно будут рассматриваться ниже.

Для расчета программ вознаграждения менеджеров используются различные процедуры, а удачно выстроенные компенсационные пакеты бывают весьма сложными. Тем не менее, давно установлено, что хорошо сформулированная программа вознаграждения может буквально чудесным образом вызывать рост эффективности финансовой деятельности компаний.

2.3. Непосредственное вмешательство акционеров в оперативное управление компанией

В прошлом большинство акций принадлежало отдельным людям, но сегодня большее их количество находится в собственности так называемых институциональных инвесторов типа страховых компаний, пенсионных и взаимных фондов и других. Соответственно руководители этих учреждений имеют возможность, если они решат воспользоваться ею, оказывать влияние на менеджеров фирм, чьими акционерами являются их структуры. Во-первых, они могут общаться с менеджерами фирмы и вносить разнообразные предложения, касающиеся методов ведения бизнеса. В сущности, институциональные инвесторы действуют как лоббисты интересов акционеров перед менеджментом компаний. Во-вторых, любой акционер, который владел в течение года акциями компании на сумму как минимум 1 тыс. долларов, может по законодательству выдвигать официальные предложения, которые должны голосоваться на ежегодном собрании акционеров, даже если это предложение не устраивает менеджеров. Хотя выдвигаемые акционерами предложения обычно не являются сильно ограничительными для менеджеров и относятся к вопросам, остающимся вне рамок ежедневного оперативного менеджмента, результаты подобного голосования являются важным сигналом для менеджмента.

Почему же сейчас институциональные инвесторы проявляют такую настойчивость в контроле за действиями менеджеров компаний, которыми они владеют? Основная причина этого заключается в том, что они не обладают возможностью быстро выйти из капитала тех фирм, которые доказывают свою неэффективность. Портфели акции институциональных инвесторов в последнее время настолько велики, что, если бы они решили реализовать свои акции на рынке, их цены оказались бы в «свободном падении». Поэтому многие институциональные инвесторы, вместо того чтобы продавать акции, предпочитают сейчас остаться в капитале фирм и начинать работать с менеджерами компаний. Кроме того, со стороны правительств некоторых стран, которое в соответствии с Актом о гарантировании дохода пенсионеров контролирует инвестиционную деятельность пенсионных фондов, к их менеджерам предъявляется требование голосовать на собраниях акционеров в интересах бенефициаров фонда. Наконец, Комиссия, но ценным бумагам и биржам расширили ряд вопросов, которые акционеры могут вносить на голосование на собраниях акционеров. Последним шагом Комиссии было решение о том, что вознаграждение руководителей также должно обсуждаться на собраниях акционеров, хотя ранее определение его величины относилось к «рядовым» вопросам бизнеса и не обсуждалось акционерами. Аналогично комиссии недавно разрешили акционерам голосовать по вопросам предоставления менеджменту «золотых парашютов»),дающих руководителям корпорации возможность получения крупного выходного пособия в случае, если компания поглощается другой компанией, а они теряют свою работу.

Наиболее существенное изменение, которое в последнее время наблюдается в поведении институциональных инвесторов по отношению к «своим» компаниям, – это требование о включении независимых экспертов в советы директоров компаний: институциональные инвесторы рассматривают советы, контролируемые менеджерами, как слабое звено в схеме подотчетности менеджеров акционерам. Слишком часто, по мнению экспертов по корпоративному управлению, директора находятся «под пятой» у менеджеров, и именно инвесторы настаивают на действительно независимых советах директоров. На самом деле многие акционеры хотели бы видеть стороннего директора и на месте председателя совета, как это было недавно сделано в компании General Motors, потому что они не верят, что деятельность Председателя – ставленника компании может в достаточной степени служить интересам акционеров, а не своим собственным и менеджмента.

Угроза увольнения. До недавнего времени вероятность того, что менеджеры крупной фирмы могли быть уволены ее акционерами, оставалась настолько призрачной, что увольнение не рассматривалось менеджерами как серьезная угроза. Такая ситуация сохранялась потому, что акции большинства фирм были столь широко «распылены» среди множества акционеров, а контроль менеджеров за механизмом голосования был настолько силен, что акционерам-«диссидентам», не согласным с политикой, проводимой руководством компании, было практически невозможно набрать количество голосов, необходимое для смены команды менеджеров. Однако, как уже отмечалось, в последнее время ситуация имеет тенденцию меняться.

Аналогично предположим, что руководство фирмы занимает дополнительные средства и использует их для выкупа ранее выпущенных в обращение акции фирмы. При этом стоимость ранее выпущенного долга может упасть, поскольку теперь больший объем задолженности будет обеспечиваться прежним объемом активов и прежними потоками денежных средств фирмы. В обеих ситуациях – и в случае повышения риска проектов, и в случае роста доли долга в структуре капитала фирмы – акционеры, таким образом, пытаются получить выгоду за счет кредиторов.

Но следует ли акционерам, действующим через своих агентов-менеджеров, пытаться «экспроприировать» долю активов фирмы, принадлежащую кредиторам? В общем случае можно ответить «нет», поскольку для подобного некорректного поведения в цивилизованном мире не должно быть места. На практике же кредиторы пытаются защищаться от подобных действий, выдвигая различные ограничительные условия ) при заключении кредитных соглашений. Более того, если кредиторы чувствуют, что менеджеры фирмы пытаются получить выгоду за их счет, они либо откажутся от дальнейшего финансирования компании, либо запросят процентную ставку выше обычной, чтобы компенсировать риск возможных потерь. Таким образом, фирмы, которые ведут некорректную политику по отношению к кредиторам, несправедливо поступают с кредиторами, либо теряют доступ к рынкам долговых обязательств, либо принимают на себя бремя более высоких процентных ставок и ограничительных условий. И то, и другое нежелательно для акционеров таких компаний.

Из рассмотрения всех этих вопросов следует, что для того, чтобы действовать в интересах акционеров в долгосрочной перспективе, менеджеры должны вести честную игру с кредиторами. Менеджеры, выступающие в роли агентов, как акционеров, так и кредиторов, должны действовать таким образом, чтобы поддерживать справедливый баланс между интересами обоих классов инвесторов фирмы. При этом любые действия менеджеров, которые приведут к ущемлению интересов любых других заинтересованных лиц, включая ее сотрудников, клиентов, поставщиков и общество в целом, будут в конечном итоге вредными и для акционеров. В условиях конкурентного финансового рынка увеличение цены на акции требует честного поведения по отношению ко всем сторонам, на экономическое положение которых оказывают влияние решения и действия менеджеров и акционеров компании.