Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_starikova.docx
Скачиваний:
112
Добавлен:
30.06.2020
Размер:
212.15 Кб
Скачать

2.3.1.3. История [ê] (h)

С судьбой фонемы [ê] (h) в русском языке связано решение многих вопросов: количество гласных фонем в современных говорах, группировка современных севернорусских говоров и т. д. Эта фонема интересна тем, что ни в один из периодов развития русского языка она не имела по говорам единой звуковой реализации. На разных территориях она реализовалась в разных звуках типа ê, i или дифтонга îе. Основные источники изучения истории фонемы [ê] (h) – памятники письменности и современные русские народные говоры. Памятники местной письменности позволяют судить об истории этой фонемы по говорам русского языка с XI в. до нового времени. История [ê] восстанавливается путем изучения употребления ее в памятниках письменности.

Не всякое написание буквы h в памятниках несет информацию о судьбе этой фонемы. Прежде всего необходимо установить, в какой позиции наблюдается смешение буквы h с буквами Е и И. И в этом плане все памятники письменности можно разделить на 3 группы:

  1. Памятники, где буква h заменяется буквой Е только в интерпалательной позиции (т. е. между мягкими согласными) t’ht’ // t’et’: свhча // свеча. В такой позиции все гласные произносятся как более закрытые, узкие звуки: звуковая реализация фонемы [е] сближается с реализацией фонемы [ê] (h). Это позиционно обусловленное явление, а не фонематическое совпадение, не слияние двух фонем в одну. К этой группе относятся памятники письменности, в которых между мягкими согласными смешиваются h и И: сhяно – сияно, свирhли – свирили. Сюда же можно отнести памятники письменности, в которых буквы h, е, и смешиваются только в безударной позиции: лhсной – лисной, но лhс. Такое смешение наблюдается в московских памятниках XVI – XVII вв. Памятники этой группы не свидетельствуют  об утрате самостоятельной особой фонемы [ê] (h), они говорят только о позиционном произношении.

  2. Есть памятники, где замена буквы h на Е, И происходит только во флексиях, напр.: дат. п. ед. ч.: женh // жене, им. п. мн.ч.: землh // земли // земле. В данном случае мы имеем дело с изменением флексий. Это не показатель судьбы фонемы [ê], а отражение изменений в системе склонения.

  3. Бесспорные данные о судьбе этой фонемы можно извлечь из написаний буквы h под ударением перед твердыми согласными в памятниках 3-ей группы. К ней относятся тексты, в которых в любой позиции смешиваются буквы h, Е, И. По таким написаниям можно делать вывод о совпадении фонем [ê] и [e], напр., в смоленском говоре, о совпадении [ê] и [и] – в галицко-волынских памятниках. К этой же группе относятся памятники, где буква h пишется всегда этимологически правильно: снhгъ, лhто. Такие написания не всегда свидетельствуют только о хорошей орфографической выучке писца: буква h пишется правильно потому, что по звучанию не совпадает с Е или И, значит, в этом говоре [ê] – еще самостоятельная фонема, не сливающаяся с другими, напр., в московских памятниках XV – XVI вв.

2.3.2. Преобразования консонантной системы

После утраты редуцированных основным процессом, преобразовавшим звуковую систему русского языка, было установление корреляции согласных по твердости-мягкости. Первым шагом на этом пути стало вторичное смягчение согласных (см. 2.2.4), последующим – переход [гы, кы, хы] в [ги, ки, хи]. Отвердение шипящих, преобразование аффрикат на это соотношение заметного влияния не оказали.