Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_starikova.docx
Скачиваний:
112
Добавлен:
30.06.2020
Размер:
212.15 Кб
Скачать

2.2.6.2.История редуцированных в сочетании с плавными

В древнерусском языке XI – XII вв., как и в общеславянском языке, было два типа таких сочетаний: tъrt, tьrt, tъlt  и trъt, trьt, tlъt, tlьt. В сочетаниях первого типа (гърло, пьрвын, пълкъ), независимо от позиции, во всех восточнославянских диалектах редуцированные перешли в гласные полного образования (вокализовались): гърло → рус. горло, укр. горло, бел. горла. С этими сочетаниями связано явление, которое в лингвистической литературе называется вторым полногласием – сочетанием плавного с двумя редуцированными: tъrъt. Время его появления дискуссионно: ряд ученых XIX в., проф. В.В. Иванов, авторы программы связывают это явление с периодом падения редуцированных (XI – XII вв.). Профессора Ф.П. Филин, В.М. Марков высказывали мнение, что 2-е полногласие произошло еще в VIII в. в диалектах восточнославянского языка.

Условием для появления 2-го полногласия было положение сочетания редуцированного с плавным перед слогом со слабым редуцированным: вьрхъ> вьрьхъ, мълньiа > мълънья. Оно не стало абсолютной фонетической закономерностью, поскольку его распространению препятствовал процесс подравнивания основ: у многих слов не во всех падежных формах имелись фонетические условия для второго полногласия, напр: им.-вин. търгъ – есть условия, в косвенных формах (търга, търгу, търгъмь) – нет.

В период утраты редуцированных фонем в таких сочетаниях редуцированные прояснились до О или Е, как следствие – второе полногласие по результату совпало с первым: ъръ > оро, ьрь > ере, ълъ > оло. Второе полногласие не было общим для всех восточнославянских говоров. Оно отражено в памятниках севера и северо-запада (в новгородских, псковских говорах): столоб, гороб. В современный русский язык попало несколько слов со 2-м полногласием: верёвка < вьрьвъка, бестолочь, остолоп от др.-рус. тълъкъ/. Таким образом, второе полногласие отличалось от первого и своим диалектным характером, и нерегулярностью.

Изменения во втором типе сочетаний – плавные с последующими редуцированными типа trъt – зависели от последующего слога. Если они оказывались перед слогом со слабым Ъ, Ь, то редуцированный в рассматриваемом сочетании оказывался сильным и во всех древнерусских говорах подвергся вокализации, напр.: кръвь >  рус. кровь, укр. кров, бел. кроў. Если же за слогом плавный + Ъ, Ь следовал слог с гласным полного образования, редуцированный оказывался в слабой позиции и, как правило, происходила вокализация, но в ее результате появились разные по диалектным зонам звуки. В зоне юга, юго-запада появились Ы, И. Эта черта – сочетания ры, ри, лы, лi – стала отличительной чертой украинского и белорусского языков. Во всех остальных древнерусских говорах, главным образом на севере и северо-востоке, где складывался язык русской народности, на месте Ъ, Ь появились гласные О, Е: др.-рус. глътатн > рус. глотать, укр. глитати, бел. глытаць.

 

 

2.2.6.3. Последствия падения редуцированных

Утрата редуцированных фонем считается важнейшим процессом во всей истории русского языка. Именно после утраты Ъ, Ь фонологическая система древнерусского языка, звуковой строй, звучание отдельных слов значительно приблизились к современному состоянию.

Все изменения в языке, вызванные утратой [Ъ], [Ь], можно разделить на 3 типа:

  • фонематические (связанные с изменениями системы фонем и их отношений);

  • звуковые (позиционные изменения звучания слов и морфем);

  • морфологические (вызванные аналогиями или другими морфологическими процессами).

I. Фонематические изменения

1. Падение редуцированных создало новые условия для функционирования других фонем. Согласные в слоге освободились от обязательного соседства с последующими гласными. В результате прекратили свое действие закономерности строения слога. Наряду с моделью открытого слога появилась модель закрытого слога tat: сънъ > сон. В одном слоге стали возможны звуки разных зон образования (передней и непередней): ко-н’ь > кон’.

2. Произошло количественное сокращение состава гласных фонем – значительный шаг по пути перехода от вокалистической системы древнерусского языка к консонантному: а) утратились редуцированные фонемы [ъ], [ь]; б) две ранее самостоятельные фонемы [ы], [и] объединились в одну [и]; в) увеличилась функциональная нагрузка фонем [o], [e].

3. Утрата [ъ], [ь] вызвала изменения состава согласных фонем. Она способствовала укрепиться в качестве самостоятельной фонемы звуку Ф: ловъ > [лоф], любовь > [л’убоф’]. возникло новое противопоставление по звонкости – глухости: [в] – [ф], [в’] [ф’];

4. Увеличилась сочетаемость (дистрибуция) согласных фонем: появились сочетания зубных с j: судья, житьё; появились сочетания бв: объвинити > обвинить; бн, бг, бх: обънажнтн > обнажить, объговорнтн > обговорить; пт, тн, дн, жд: копътнтн > коптить, сътьня > сотня; тл, дл: метьла > метла; кт(н), гт(н): ногътн > ногти и др.

5. Появились ранее недопустимые сочетания гласных с согласными: вълна > волна.

2.3. Фонетическая система старорусского языка

Большинство из процессов, характеризующих развитие фонологической системы старорусского языка, зародились в предшествующий древнерусский период. В области гласных это процессы нивелировки, упрощения вокализма, в области согласных – увеличение состава и их роли в звуковом строе языка.

2.3.1. Изменения в системе вокализма

2.3.1.1. История [О], [Е]. Переход [’Е] в [’О]

Фонологические отношения гласных [О] и [Е] очень сложные. В начальный период истории древнерусского языка, до смягчения полумягких согласных, это две самостоятельные фонемы. Они различали звуковые оболочки слов: бору (дат.п. ед. ч.) – беру (глагол), входили в нефонетические чередования корней: везу – возити, несу – носити, оформляли флексии зват. форм в разных склонениях: друже, жено.

Со смягчением полумягких согласных [е] и [о] начинают терять свойства фонем, поскольку уже не могут различать фонемный состав слов. Их употребление стало позиционно обусловленным: в начале слова – только [о], после смягченных согласных – [e], несмягченных – [o]. Между ними устанавливаются отношения, сходные с отношениями [ы] и [и]. В отличие от этой пары, [е] и [о] не слились в одну фонему, т.к. этому препятствовал такой их различительный признак, как лабиализация и ее отсутствие, чего не было у [ы] – [и]: их реализация определялась исключительно зоной образования согласного – его твердостью или мягкостью. По признаку лабиализованность – нелабиализованность произошла фонологизация [е] - [о]. Явление позиционного перехода Е в О заканчивается уже в начале старорусского периода.