Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 1 Лекция.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
98.25 Кб
Скачать

Вопрос 2б) Становление российской таможенной системы в XVII–XVIII вв.

Итак, применительно к XVII веку можно говорить об оформлении таможенной системы, основными элементами которой стали: приказ территориального управления (впоследствии Приказ Большой казны) – таможенная изба – гостиный двор (место, где непосредственно осуществлялось таможенное оформление). Сегодня мы с вами применяем термин «таможенные операции».

Оформление централизованного государственного механизма впервые поставило задачу организации прохождения государственной службы. Первой попыткой решения этого вопроса стала передача таможен на откуп, случаи которой зафиксированы еще в конце XV в.

Государство, чтобы не нести расходы по содержанию таможенных учреждений, передавало право сбора пошлин на определенном государственном торгу частным лицам при условии уплаты ими определенной суммы, которая могла вноситься как авансовый либо как итоговый платеж. Именно это обстоятельство предопределило длительную, вплоть до конца XVIII в., историю откупов в России. На откуп отдавались не только таможенные, но и другие государственные сборы – питейный, банный, проезжий, мостовой и т.п. Значение этого способа укомплектования таможенных учреждений в разное время было неодинаково: на отдельных этапах он являлся ведущим, на других считался вспомогательным, неоднократно делались попытки его полной отмены. Вместе с тем, этот способ, передача таможен на откуп, продолжал существовать в разных политических и исторических условиях, что позволяет признать его важным феноменом в истории российского таможенного дела.

Заинтересованность правительства в длительном сохранении откупов вполне понятна – при отдаче сбора пошлин на откуп оно не только избавлялось от расходов на содержание соответствующего аппарата, но и получало чистый доход. Но здесь возможно отметить один очень серьезный минус - отсутствие государственного контроля над формированием личного состава переданных на откуп таможен противоречило тенденции к централизации управления.

Уже в ходе земской реформы Ивана Грозного была сформирована первая модель службы на местах – верная служба, при которой к выполнению обязанностей в местных органах власти в порядке государственной повинности привлекались представители посадского населения. «Верная служба» осуществлялась на безвозмездной основе в течение одного календарного года. Верная служба получила широкое распространение в таможенном деле и практиковалась в течение двухсот лет с 1555 по 1753 г., в XVI-XVII вв. для укомплектования таможенных изб, а до середины XVIII в. – внутренних таможен.

А вот здесь обращаю ваше особое внимание (речь идет о наших первых коллегах, таможенниках прошлого) - вступление в должность верных таможенников сопровождалось определенной процедурой, на первом этапе которой они в присутствии избравшего их населения приносили присягу в том, что будут старательно и бескорыстно собирать таможенную и кабацкую прибыль, не ссужать никому таможенные и кабацкие доходы (здесь уже просматриваются элементы противодействия коррупции, это термин нашего времени). Так как процедура принесения присяги в те времена сопровождалась целованием креста, присягнувшие лица получили название целовальников, а сам текст присяги – крестоприводной записи. Возглавляли таможенную избу таможенные головы, так же избиравшиеся на один год.

Введение верного способа укомплектования таможен позволило государству создать альтернативу откупным таможням, которые функционировали без прямого государственного контроля. Это дает основание говорить о зарождении в Московском централизованном государстве таможенной службы как службы государственной. Верные таможенники по своему положению фактически уже являлись чиновниками низшего звена финансового управления.

В таможенном деле Московского государства еще долго существовали пережитки удельных времен. Многие исследователи отмечают, что в течение XV-XVI вв. политически централизованное государство в экономическом отношении представляло собой сеть еще недостаточно связанных между собой рынков. Бывшие удельные княжества, превращенные в уезды единого государства, еще долгое время сохраняли атрибуты прежней независимости. Границы уездов с точки зрения перемещения товаров напоминали границы между государствами с присущими им таможенными ограничениями. В преодолении этой разобщенности и создании единого экономического пространства большую роль сыграла таможенная реформа 1653-1667 гг., проводившаяся в правление царя Алексея Михайловича.

Первым шагом в этом направлении стал Именной указ (Царская Уставная грамота) от 25 октября 1653 г., известный как Торговый устав. Он установил на всей территории Московского государства единый порядок взимания и величину торговых пошлин – все прежние пошлины заменялись единой рублевой пошлиной в размере 10 денег4 (или 5 копеек), («Деньга» это была мелкая монета достоинством 0,5 копеек) Так как рублевая пошлина исчислялась от размера объявленной таможенной стоимости товара, она относилась к так называемым ценовым или адвалорным пошлинам (от франц. «ad valorum» – от цены). Одновременно с введением единой рублевой пошлины отменялись все сковывавшие передвижение товаров проездные и проплавные пошлины за исключением перевоза и мостовщины на Оке и Волге. Из пошлин, взимавшихся на гостином дворе, осталась только «анбарщина», но пользование амбарами не было обязательным, поэтому эта пошлина не отягощала торговых людей. (Пользование амбарами в те времена ассоциируется со складами временного хранения в настоящее время). Таможенным головам и целовальникам предписывалось не просто фиксировать в таможенных книгах каждый факт купли-продажи и уплаты пошлин (а здесь что мы узнаем? – начало отчетности, статистики), таможенным головам и целовальникам предписывалось также выдавать торговым людям выписи (выписки) за подписью и таможенной печатью («за руками и печатями»). Предъявление подобных выписей позволяло контролировать правильность и полноту взимания таможенной пошлины. Закрепленные в Торговом уставе порядок и нормы таможенного обложения получили название первой в истории России таможенной реформы.

Отражением процесса централизации таможенного дела стало появление общерусского таможенного законодательства. Первыми законодательными актами в этой сфере стали уставные таможенные грамоты. Они исходили от центральной власти и адресовались таможенникам, выполнявшим обязанности по сбору «на веру» таможенных пошлин, а также откупщикам, монастырям и частным лицам, в пользу которых отчуждался доход от сбора отдельных пошлин. Центральная власть регламентировала, какие пошлины, с каких товаров, в каких размерах и каким способом брать. Создавалась, таким образом, своеобразная система региональных тарифов.

В появившейся к середине XVII века в Московском государстве четко определились тенденции к централизация таможенного дела, о чем свидетельствует содержание главы X Соборного уложения (1649 г.) «О мытах, о перевозех, и о мостах». В ней категорически запрещалось устанавливать новые мыты там, где их «исстари не бывало»; принуждать к пользованию мостами и переправами, т.е. к уплате мостовщины (например, запрещалось скалывать лед вдоль берегов с целью сделать их неприступными и тем заставить торговых людей проезжать по мосту или переправе). К нарушителям применялись штрафные санкции вплоть до конфискации имущества.

Вершиной таможенного законодательства второй половины XVII в. стал Новоторговый устав, утвержденный Алексеем Михайловичем 22 апреля 1667 г. В отличие от Торгового устава, представлявшего собой таможенную грамоту, Новоторговый устав был первым настоящим уставом, в котором весь материал был постатейно систематизирован. Большая их часть из 94 статей посвящена регулированию торговли в Архангельске, который к началу XVII века превратился в основной торговый порт российского государства, через который шла торговля иностранными товарами. Содержание Новоторгового устава позволяет сделать вывод о том, что в середине XVII в. государство начинает более активно вмешиваться во внешнеторговую деятельность, постепенно формируется механизм регулирования не всей торговли вообще, а именно внешней торговли. Об этом свидетельствуют и особенности обложения ввозных и вывозных товаров – для весчих (взвешиваемых) ввозных и вывозных товаров устанавливалась пошлина в размере 4 % от продажной цены, с прочих товаров – 5 % пошлина. Впрочем, иностранцев поражали российские таможенные порядки, позволявшие вовсе не платить пошлину в случае, например, покупки товаров в портовых и приграничных городах за наличные деньги.

В Новоторговом уставе впервые была законодательно закреплена система таможенного оформления и контроля, включавшая в себя предоставление росписи товарам, проведение таможенного досмотра, предоставление купцам выписи с отметкой об уплаченных пошлинах.

Главным средством защиты интересов русского купечества, закрепленным в Новоторговом уставе, были ограничения для торговой деятельности иностранцев (то, что сегодня практикуется как защита российских производителей). Им, в частности, запрещалось торговать друг с другом, вести розничную торговлю, их торговая деятельность ограничивалась Архангельском, Псковом, Новгородом, Смоленском (т.е. пограничными городами); при попытке провоза товаров в Москву или в другие внутренние города с них взыскивалась дополнительная проезжая пошлина за весь привезенный товар «по гривне с рубля золотыми и ефимками5» («гривна» - 10 копеек, а «ефимкой» в XVII в. называли немецкую серебряную монету (талер)), так что размер пошлины фактически повышался до 28 % и др. Новоторговый устав был первым законодательным актом в сфере таможенного дела, с содержанием которого ознакомились русские и иностранные купцы. Статьи, регламентирующие торговлю иностранцев, объединенные в так называемый «Устав торговле» из 7 статей, были переведены на иностранные языки и доведены до иностранного купечества через Посольский приказ.

Введением в действие Новоторгового устава была завершена таможенная реформа, а с ней и централизация таможенного дела в Московском государстве. Выработанные в Уставах 1653 и 1667 гг. принципы взимания и размеры пошлин просуществовали вплоть до отмены внутренних таможен в середине XVIII в. С принятием Торгового (1653 г.) и Новоторгового (1667 г.) уставов таможенная политика Российского государства получила единую законодательную основу.

XVIII век вошел в историю России как век европеизации. Преобразования в сфере таможенного дела стали неотъемлемой частью реформ первой четверти XVIII века (реформы Петра Великого). С ними связана дальнейшая централизация системы управления таможенным делом. Управление сборами от внешней торговли теперь сосредоточилось в едином органе – Коммерц-коллегии. Внутренние таможенные пошлины, так же как вся внутренняя торговля и торговый суд для русских купцов сосредоточивались в Камер-коллегии.

Изменения коснулись и организации таможенной службы. В обществе постепенно распространилась мысль о том, что «содержать таможенных служителей без жалования опасно для таможенных сборов»6.

В период 1724 по 1731 г. формировалась новая модель таможенного учреждения, предназначенного для государственного регулирования внешней торговли. Таможнями нового типа стали портовые и пограничные таможни, укомплектовывавшиеся на штатной основе. Самое первое штатное расписание было составлено в 1724 г. для Санкт-Петербургской портовой таможни, оно включало штат из 154 человек. Все они должны были получать фиксированное жалованье, размер которого зависел от занимаемой должности. В штатное расписание были включены должности таможенного инспектора, таможенного контроллера, пакгаузного инспектора, стемпельмейстера, вагмейстера, гавенмейтера, бухгалтера, кассира, канцеляристов и подканцеляристов. Самую многочисленную группу служителей составляли досмотрщики.

Наиболее важные должности могли занимать лишь кадровые чиновники, имевшие высокие классные чины по Табели о рангах (с XIV по VIII). Постепенно были разработаны штатные расписания для всех звеньев таможенной системы.

В эпоху петровских реформ в России появляются первые таможенные тарифы. Первый российский таможенный тариф 1724 г. имел явно протекционистскую направленность, т.е. выражал стремление власти оградить отечественный рынок от проникновения иностранных товаров в интересах отечественного производителя. Однако проводимая правительством Петра Первого таможенная политика была направлена не cтолько на защиту национального рынка, сколько на достижение активного баланса внешней торговли. Именно этим объясняется разброс величины пошлин от 0 до 75 % от стоимости.

Их величина с иностранных товаров напрямую зависела от состояния внутреннего производства – чем больше в России производилось товаров данного вида, тем более высокой была ввозная пошлина на их импортные аналоги. И напротив, чем меньше отечественный производитель удовлетворял потребности внутреннего рынка, тем меньшей была взимавшаяся пошлина вплоть до разрешения беспошлинного ввоза. Этот принцип составления тарифа получил название арифметического и был в той или иной степени характерен для всех тарифов XVIII века.

На процесс европеизации таможенного дела оказали большое влияние европейские заимствования и прежде всего шведские таможенные уставы.

К концу XVIII века таможенное дело приобрело свое современное содержание. Благодаря реформе середины века в России сложилась единая таможенная территория, на которой действовала общий порядок таможенно-тарифного регулирования, единая система таможенных учреждений, национальное таможенное законодательство, развившееся под влиянием иностранных заимствований и национальной законодательной техники.