Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гр 5521. Ж.Пиаже,Моррис.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
4.42 Mб
Скачать

§ 12. Частное (Particular)

372. В неспециальном языке относится к единичным случаям, под­падающим под общие рубрики и встречающимся, или якобы встреча­ющимся, в опыте; в данном значении это также существи-тельное. Ча­стное представляет собой известное из опыта явление общего характера, но так, как оно выступает в отдельном случае.

373. Частное предложение есть предложение, которое дает общее описание некоторого объекта и утверждает, что объект, к которому относится данное описание, встречается в универсуме рассуждения, не утверждая, что оно относится ко всему универ­суму или ко всему в универсуме, что удовлетворяет указанному общему описанию; например, «Некоторые драконы дышат огнем». Если мы считаем, что частное предложение содержит утвержде­ние относительно существования чего-либо, то точное отрицание его не содержит утверждения относительно существования чего бы то ни было, как в предложении «Никакого огнедышащего дра­кона не существует». Поэтому неверно, что

* Слово католик употреблено здесь, по-видимому, в шутку, в значении «мужчина », см. прим. к 370. — Прим. ред.

* Кафолический или экуменический— старинные синонимы к термину универсалъ-ный, в значении «повсеместный». —Прим. ред.

из такого точного от­рицания следует какое-либо частное предложение, такое, как «Не­который

дракон не дышит огнем». Ибо если не существует дракона, который не дышит огнем, это предложение ложно, хотя может быть истинным, что не существует дракона, который ды­шит огнем.

Например, из частного предложения «Некоторую женщину обожают все католики"» следует, что «Любой католик, который только может существовать, обожает какую-то женщину», то есть «Не существует католика, который бы не обожал какую-то женщи­ну», что является точным отрицанием предложения «Какой-то ка­толик не обожает всех женщин », которое является частным. Из него в свою очередь следует, что женщины, обожаемой всеми католика­ми, не существует, что является точным отрицанием первого пред­ложения «Некоторую женщину обожают все католики». То же са-

мое справедливо относительно всякого частного предложения. Так, если «Некоторая ворона является белой», из этого следует, что «Никакое неизбежное последствие белизны не отсутствует у всех ворон», что является точным отрицанием частого предложения «Некоторое неизбежное последствие белизны отсутствует у всех ворон». Итак, из каждого частного предложения следует точное отрицание какого-то частного предложения, но ни из какого точ­ного отрицания частного предложения не может следовать ника­кое частное предложение. Но это не распространяется на простое частное предложение, такое, как «Нечто является белым», так как сказать «Нечто является несуществующим» (что дала бы соответ­ствующая трактовка) — нелепо, и это не должно вообще рассмат­риваться как предложение.

§ 13. Качество

374. (Б грамматике и логике.) (1) Возьмем предложение, в котором общее имя (нарицательное) или прилагательное предицируется от­носительно имени собственного, и представим себе, что в действи­тельности существует нечто, соответствующее этой форме пред­ложения. Затем представим себе, что данная форма факта заключается в отношении объективного субъекта, или субстанции, к чему-то существующему, причем это отношение одно и то же во всех случаях, когда то же самое существительное или прилагатель­ное предицируется в том же смысле и это воображаемое существу­ющее нечто, рассматривается ли оно как реальное или только как условность мысли, является качеством. Так, если что-либо являет­ся прекрасным, белым или непонятным, то оно обладает качеством красоты, белизны или непонятности.

375. (2) Но в более правильном смысле термин «качество» не­применим, когда такое прилагательное, как непонятный, понима­ется как означающее отношение. Так, белизна будет, в этом узком смысле, качеством, только пока объекты считаются белыми незави­симо от чего бы то ни было еще; но когда это мыслится как какое-то отношение к глазу, «белизна» является качеством в более широком смысле. Локк56 определяет качество как способность вызывать представление, что более или менее соответствует вышеприведен­ному разъяснению.

Термин Qualitas, который неизбежно стал употребляться в весь­ма неопределенном смысле, понимался в римских школах как обо­значающий почти любой признак или признаки, для которых не было под рукой никакого другого наименования. Таким образом, возник целый ряд особых значений. Так в грамматике различие между су­ществительными, имеющими множественное число, и теми, у кото­рых нет множественного числа, называлось различием качества, как

и различие между личными местоимениями и такими местоимения­ми, как qui, quis «кто », и т. п.

376. (3) В логике: разграничение между утвердительным и от­рицательным предложениями называли различием качества пред­ложений все без исключения логики, от Апулея во II в. н. э. до на­ших современников.

Кант, чтобы дополнить триаду, добавил третье качество, кото­рое назвал ограничительным, — качество предложения «Socrates est non homo» «Сократ есть не-человек» в отличие от «Socrates поп est homo» «Сократ не есть человек». Это нововведение не выдер­живает никакой критики; но авторитет Канта и сила традиции были причиной того, что оно сохранилось. Поскольку универсум при­знаков неограничен, очевидно, что любое множество объектов имеет некоторый предикат, общий для них и характерный только для это­го множества. Если это так, то, как молчаливо предполагается в обычной силлогистике, разграничение между утвердительным и от­рицательным предложениями полностью находится в связи с конк­ретным (particular) предикатом. Многие логики, несомненно, пред­полагали, что отрицательные предложения отличаются от обычных утвердительных предложений тем, что они не подразумевают ре­альности субъекта. Но что, в таком случае, означает «Некоторые патриархи не умирают»? Кроме того, все признают, что предложе­ния per se primo modo «сами по себе и прежде всего» не предпола­гают существования субъекта, хотя они являются утвердительными. Во всяком случае, полученная силлогистика хотя и последователь­на, но нежелательна. Если, однако, универсум признаков ограни­чен, как это есть в обычной речи, когда мы говорим, что логическая непоследовательность и мандарины не имеют ничего общего, то тре­буемая система формальной логики будет простым случаем логики отношений; но разграничение утвердительных и отрицательных предложений станет существенным и абсолютным, причем формы простых категорических предложений в таком случае будут:

Любое А обладает каждым признаком группы β

Любое А лишено каждого из признаков группы β

Любое А обладает некоторым признаком группы β.

Любое А лишено некоторого признака группы β.

Некоторое А обладает каждым признаком группы β. И т. п.

377. (4) Качество, уже у Аристотеля, особенно часто употреб­лялось для обозначения признаков, которые составляют достоин­ства или недостатки; и это слово замечательно по числу специ­альных значений, которое оно имеет. Со времени Канта оно употреблялось для обозначения разграничения между ясным и не­ясным, отчетливым и запутанным и т. д. См. предшествующую тему.