
- •§ 2. 11Редмет международного частного права
- •§ 2. Предмет международного частного права
- •§ 2. Предмет международного частного права
- •§ 2. Предмет международного частного права
- •§ 2.1 [Редмет международного частного права
- •§ 2. Предмет международного частного права
- •§ 3. Состав норм международного частного права и метод правового регулирования
- •3.1. Коллизионное право
- •3.2. Материальное право
- •3.3. Способы и метод правового регулирования. Автономия воли и преодоление коллизионной проблемы
- •§ 5. Система международного частного права
- •§ 4. Вопросы международного гражданского процесса
- •§ 5. Система международного частного права
- •§ 6. Страницы истории. Становление и развитие российской доктрины международного частного права
§ 6. Страницы истории. Становление и развитие российской доктрины международного частного права
В России термин «международное частное право» был введен в научный оборот Н.П. Ивановым, автором написанной в 1865 г. в Казани" работы на тему «Основания частной международной юрисдикции», положившей начало развитию в нашей стране науки международного частного права1. В «Ученых записках Казанского университета» (1858—1859) о «действии закона относительно места» писал один из родоначальников российской цивилистики Д.И. Мейер. В.Э. Грабарь, касаясь замечания Ф.Ф. Мартенса о том, что во 2-м томе принадлежащего его перу «Современного международного права цивилизованных народов» в первый раз излагается на русском языке международное частное право, пишет: «Но уже более, чем за тридцать лет до Мартенса, международное частное, а также уголовное право были предметом исследования в русской литературе». При этом В.Э. Грабарь приводит имена двух молодых ученых — Бобровского и Благовещенского, защитивших в 1850 г. в Петербургском университете магистерские диссертации, в которых затрагивались вопросы международного частного права. К сожалению, диссертации остались в рукописи, «и о них и об их авторах в литературе почти ничего не известно»2. Вместе с тем именно Мартенсу принадлежит наиболее полное и системное для своего времени исследование предмета международного частного права3. Не меньшим достижением Мартенса явилось создание школы его учеников — А.А. Пиленко, Б.Э. Нольде, Л.А. Шаллан-да, А.Н. Мандельштама, чьи исследования были посвящены в основном коллизионному праву. Коллизионные проблемы составляли главное направление работ М.И. Бруна, В.А. Краснокутского, изданных в первые десятилетия XX в.
' См.: Грабарь Н.Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647—1917). С. 468; Кудряшов СМ. Страницы истории: Николай Павлович Иванов (зарождение пауки международного частного права в России) // Журнал международного частного права. 1994. № 4. ■1 1ра6арьВ.Э. Указ. соч. С. 468.
Относя международное частное право к сфере «международного управления в
"-'йети правовых интересов подданных и пародов», Ф.Ф. Мартене вместе с тем рас-
Ма1'Ривал международное частное право как «действующее право каждого пивилизо-
^''iiioro государства». «В этом смысле международное частное право, - пишет Мар-
'"-■ "" есть органическая часть территориального гражданского права страны и приме-
"к' судом, в конкретном случае, иностранных законов не будет с его стороны
С|">пиением власти, но только строгим исполнением своих обязанностей» (Map-
"е'«Ф.Ф. Указ. соч. Т. 2. С. 179-180).
II
62
Глава 1. Международное частное право:
предмет и метод правового регулирования
к 6 Становление и развитие российской доктрины международного частного права 63
Наряду
с термином «международное частное
право» в дореволюционной
российской литературе встречается
термин «международное гражданское
право», который иногда толкуется как
равнозначный первому.
Интересные сведения о первом в России специальном журнале по вопросам международного права, в котором помещались статьи из области международного частного права, приводит В.Н. Дежкин1. Журнал издавался приват-доцентом Петербургского университета Э.К. Симпсоном в течение всего лишь одного 1897 г. (вышли два тома по три номера в каждом). В т. 2 наряду с другими были включены статьи Дж. Бернета «Частное международное право в Великобритании», У. Барацетти «Принципиальные точки зрения для разрешения столкновений законов местных и иностранных».
Обозревая прошлое российского международного частного права, нельзя не заметить то общее, что объединяет отдельные этапы его развития, образует связующие их начала, выражающие преемственность. Одно из таких начал составляет ныне широко утвердившийся взгляд на гражданско-правовую природу международного частного права. «Торговые отношения наряду с гражданскими, — писал Г.Ф. Шерше-невич, — дают главное содержание частному международному праву, хотя и не исчерпывают его вполне»2. Это определение звучит вполне современно.
Уместно в связи с этим подчеркнуть: отечественная доктрина в своих объяснениях места и роли международного частного права в системе отраслей права никогда не была представлена каким-нибудь одним направлением, подавлявшим другие. Доминирующая сегодня цивилистическая концепция на начальном отрезке становления в России международного частного права заметно уступала свои позиции международно-правовым подходам к его институтам. Следствием таких подходов являлось изложение международного частного права в учебниках и учебных руководствах по международному публичному праву: в конспекте лекций М.Н. Капустина «Международное право» (1873 г.), в курсе Ф.Ф. Мартенса «Современное международное право цивилизованных народов» (первое издание — 1882—1883 гг., пятое издание — 1904—1905 гг.), «Очерках истории и догматики международного права» А.Н. Стоянова (1875 г.) и др. Заметим, что много позже Ф.Ф. Мартенса СБ. Крылов, М.С. Строгович, В.Э. Грабарь, М.А. Плоткин, А.М. Ладыжен-

1 См.: Дежкин В.IF. Из истории русской пауки международного права // Совет ский ежегодник международного права. 1979. М„ 1980. С. 261—263.
2 Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М., 1994. С. 28.
■кий и другие относили международное частное право к междуна-оодному праву в широком смысле слова. Вместе с тем К.И. Малышев, явившийся одним из основоположников цивилистического подхода к природе международного частного права, в своем Курсе общего гражданского права России (1878 г.) писал о международном частном праве как части гражданского права, о теории «гражданских отношений в международном быту».
Еще одно выражение преемственности в отечественной доктрине связано с широким пониманием состава норм международного частного права как системы, включающей не только коллизионные, но и материальные предписания. Идею двоякого содержания термина «международное гражданское право»1 обосновывал П.Е. Казанский («Введение в курс международного права», 1901; «Учебник международного права», 1904). П.Е. Казанскому принадлежат слова о том, что задачу международного гражданского права «некоторые хотят ограничить решением столкновений гражданских законов разных государств... Куда же поместить в таком случае те постановления договоров и обычаи, которые устанавливают общеобязательные начала гражданско-правового значения?»2.
Десятилетия спустя тема расширения мирохозяйственных отношений и включения в международное частное право регулирующих их материальных норм стала одной из основных в работах В.М. Ко-рецкого, а еще позднее привлекла внимание Л.А. Лунца.
Российская доктрина признавала неоднозначными понятия «межобластные коллизии» и коллизии разнонациональных законов. Во многом это объясняется действием в Российской Империи наряду с общим гражданским законодательством некоторых «местных» законодательств: положений Французского гражданского кодекса (в присоединенной к России части Царства Польского); гражданских узаконений остзейских губерний, включавших правовой материал, основанный на актах польских и шведских королей, городских статутах, Римском праве; шведского уложения (в Финляндии); византийских источников (в Бессарабии); литовского статута в Черниговской и Полтавской губерниях3.
В.Э. Грабарь писал: «Наравне с этим термином, Казанский пользуется, однако, и °Рмином «международное частное право», считая, по-видимому, оба термина равнозна-чатими» (Грабарь В.Э. Указ. соч. С. 464).
Кюанский П.Е. Учебник международного права. 1904. С. 505—506, примечание. Учебник русского гражданского права (по изданию
lun *"M': Шершеневич Г.Ф. У1 а07г')-М.;-1995. С 43-44.
64 Глава 1. Международное частное право: предмет и метод правового регулирования

Российская наука международного частного права традиционно увязывала исследование проблем в этой области с изучением проблем международного гражданского процесса. К числу выдающихся работ, положивших начало углубленной разработке процессуальной тематики в отечественной доктрине, относится Курс международного гражданского процессуального права Т.М. Яблочкова (1909 г.). Впервые в российской литературе были столь обстоятельно рассмотрены общие положения о применении иностранных законов, процессуальные право- и дееспособность иностранцев, вопросы ведения процесса с участием иностранцев, оказания взаимной судебной помощи, исполнения решений иностранных судов.