Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзаменационные ответы по ДБ (3 курс, заочное о...doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
1.34 Mб
Скачать

35. Установление таинства Брака. Видимая сторона таинства Брака. Невидимые его действия. Нерасторжимость брака.

Таинством в православном богословии называется «священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает Божественную благодать» [Макарий].

Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

О том, что брак действительно является Таинством, свидетельствует ап. Павел:

«... оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика...» (Еф. 5, 31-32)

Брак, как установление Божие. О том, что брак имеет над собой Божие благословение, Священное Писание говорит неоднократно. Так, в Быт. 1:27-28 читаем: И сотворил Бог человека,... по образу Божию сотвори его: мужчину и женщину сотвори их. И благословил их Бог, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Также в Быт. 2:18-24 бытописатель сказав о сотворении жены из ребра Адама и приведения ее к мужу, добавляет: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть. Сам Спаситель, заповедуя соблюдать верность брака и запрещая развод, напоминает эти последние слова кн. Бытия и наставляет: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19:4-6). Эти слова Господа ясно свидетельствуют о нравственном достоинстве брака. Господь Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и здесь сотворил Свое первое чудо. Ап. Павел сравнивает таинственный характер Церкви с браком в таких словах: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, и далее: посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть. Тайна сея велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Ефес. 5:25, 31-32).

Более подробно о браке и о девстве говорит ап. Павел в 1 Кор. 7 главе. Ставя выше брака девство, он не осуждает и брака, заповедуя его хранить, советует не разводиться даже с иноверной в надежде обращения ее в веру. Указав высшие побуждения для пребывания в девстве, приводит в заключение следующее: «таковые (брачущиеся) будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль» (28 стих).

Имея в виду христианскую задачу брака, Церковь запрещает вступление в брак с неверными (запрещение 4 и 6 соборов), а также с инославными.

Видимая сторона таинства Брака

Это прежде всего обручение, когда с молитвой испрашивается благословение Божие на предполагаемый брачный союз. Тогда происходит троекратное благословение брачующихся, обмен перстнями («Венчается раб Божий... рабе Божией...»). Здесь самым важным является то, что те, кто пожелал сочетаться браком, дают перед Богом обещание вступить в брачный союз и нести крест семейной жизни. Для этого испрашивается благодать Божия. Перед лицем Божиим сами брачующиеся дают слово, за них молится священник, а запечатлевают обручение перстни.

В древности обручение и венчание происходили в разное время. Интересно, что у нас в России после обручения человек уже не мог выйти замуж или жениться на другой («Обещался ли?.. Обещалася ли?..»).

Венчание.

При вступлении в брачный союз главная часть священнодействия – венчание и благословение сочетающихся во имя Триединого Бога. Совершитель таинства (прошу обратить внимание на то, что единственный Совершитель таинства – это Господь Иисус Христос; здесь же имеется в виду священнослужитель, совершающий священнодействие) молитвенно обращается к Богу сочетать брачующихся («Зане от Бога сочетавается мужу жена»), венчать их в плоть едину и даровать им плод чрева, а затем возлагает на жениха и невесту венцы с произнесением слов: «Венчается раб Божий... рабе Божией... во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и «Венчается раба Божия....». Затем троекратное благословение: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я». Это и есть как бы ядро видимой части таинства.

Через видимую часть таинства подается невидимая благодать.

Невидимая сторона таинства Брака

Благодать освящает и одухотворяет брачный союз двух лиц постольку, поскольку свят и духовен союз Христа с Церковью. Отсюда и нерасторжимость союза, поскольку нерасторжим союз Христа с Церковью. Христос пребывает с Церковью во веки. «Еже Бог сочета, человек да не разлучает» (Мф. 19:6), «А оженившымся завещаваю не аз, но Господь: жене от мужа не разлучатися; аще ли же и разлучится, да пребывает безбрачна, или да смирится с мужем [своим]; и мужу жены не отпущати» (1 Кор. 7:10-11).

Благодать, которая дается при Бракосочетании, дается для нравственного совершенствования супругов, взаимопомощи, для любви (Брак – это школа любви), рождения детей, воспитания и устроения их. Понятно, почему Брак освящается: для спасения человека.

В христианском понимании брак не есть средство для достижения некоторых целей, например, продолжения человеческого рода, но цель в себе. Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь «одной плотью» (Быт. 2, 24; Мф. 19, 5-6), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства.

Христианскую семью называют «малой Церковью», и это не просто метафора, но выражение самой сущности вещей, ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», – единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы.

Основная цель жизни человека – услышать обращенный к нему призыв Божий и ответить на него. Но для того чтобы ответить на этот зов, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность «ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотдача». Поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царствие Божие.

Но христианство, которое высоко ценит брак, в то же время освобождает человека и от необходимости брачной жизни. В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие – девство, представляющее собой отказ от естественного самоотречения в любви, каковым является брак, и выбор более радикального пути через послушание и аскезу, на котором обращенный к человеку призыв Божий становится для него единственным источником существования[24].

«Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное»[25].

Однако путь девства доступен не для всех, ибо требует особого избранничества:

«... не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 11-12). При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того, что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу:

«Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7, 32-33).

Церковные каноны (правила 1, 4, 13 Гангрского Собора, IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак недостойным христианина[26]. В христианстве и девство, и брак равно признаются и почитаются как два пути, ведущие к одной цели.

Нерасторжимость брака. Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака, главным образом, когда он уже осквернен прелюбодеянием или же когда разрушен обстоятельствами жизни (долголетнее безвестное отсутствие одного из супругов). Вступление во второй брак, после смерти мужа или жены, допускается Церковью, хотя в молитвах о второбрачных уже испрашивается прощение греха второбрачия. Третий брак терпится только как меньшее зло во избежание большего зла – распутства (объяснение св. Василия Вел.).