Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзаменационные ответы по ДБ (3 курс, заочное о...doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
1.34 Mб
Скачать

1. Устное исповедание грехов.

Это не простая констатация факта греха. Мы можем только тогда рассчитывать на помощь Божию, когда мы действительно раскаиваемся в грехе, действительно считаем этот грех Богопротивным и хотим измениться к лучшему. Может быть, сразу нам это и не удастся, но усилие наше необходимо. Человек стоит перед Богом, священник является только свидетелем нашего покаяния.

Феофан Затворник («Путь ко спасению»): «Разрешение грехов священником не является безусловным, а при условии действительного раскаяния грешника. Если же это не выполнено, то может случиться, что тогда как духовный отец будет произносить: «Прощаю и разрешаю», Господь скажет: «А Я осуждаю».

Устное исповедание грехов – это некоторый самосуд, осуждение себя. Но надо помнить, что эта сторона, может быть, и второстепенна, потому что если я сам себя осуждаю, то это вовсе не означает, что Господь, Который видит нашу душу, осуждает нас. Наоборот, здесь происходит нечто другое, что можно назвать не судом, а так, как называют святые Отцы: врачебницей.

Ин. Златоуст («О покаянии»): «Здесь врачебница, а не судилище; здесь подают прощение грехов, а не истязуют».

Если это врачебница, то здесь мы стоим перед тайной: почему важно вслух говорить о своих грехах? Почему важно слово, а не только наше чувство покаяния? Конечно, это большая тайна, потому что слово имеет огромное значение – словом мир созидается, словом что-то делается в этом мире с нами самими в устном исповедании грехов.

Для того чтобы хоть как-то приблизить понимание того, зачем нужно слово, Иоанн Златоуст и говорит, что это врачебница, «да не исцелен отыдеши». А раз это так, то, следовательно, врачу надо знать, что у тебя болит, но он не будет знать, если ты этого не откроешь. Это исходит со стороны свидетеля, а на самом деле мы исповедуем грехи не священнику, а Богу. На это всегда были основания. Вы помните, что Иоанн Креститель призывал к покаянию, и люди приходили и исповедовали свои грехи – устно о них рассказывали. Иоанн Креститель не мог простить грехи, но он мог дать совет, и он давал советы мытарям, воинам, народу. Эти советы исходили от Бога, и когда духовник дает совет, это тоже то, что Господь посылает грешнику через духовника. И здесь есть какая-то тайна.

Каждый из нас нуждается не просто в том, чтобы открыть свою болезнь, но и в сочувствии и помощи. Так это бывает в болезнях телесных, так бывает и в болезнях душевных, когда мы каемся на исповеди. Здесь еще одна тайна: взаимоотношения грешника и священника, который принимает исповедь.

Таинство покаяния существовало в апостольские времена. В Ефесе, когда бесноватый избил сыновей первосвященника Скевы (Деян. 19:18) – «Мнози же от веровавших прихождаху, исповедающе и сказующе дела своя». Так в Писании называются те, кто уже принял Крещение, и это место нельзя понимать иначе, чем как то, что было исповедание грехов уже верующими людьми. Разрешение грехов тоже дается тем, кто их исповедует.

Ап. Иоанн говорит об открытом исповедании грехов (1 Ин. 1:9) – «Аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды».