Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Доброштан В.М. ТСР. Учеб. пособие.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
2.1 Mб
Скачать

Тема 9. Сексизм и этнизм как факторы дискриминации человека

Положение человека в системе общественных связей и груп­повых норм, ценностей и оценок – важнейший фактор, опре­деляющий его жизненное пространство. Общественные отношения могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние, определяя поведение субъекта ценностями общества и традиционными культурны­ми стереотипами. В этом отношении социализация и инкультурация (включение в культуру) субъекта в обществе вызывают к жизни систему об­щественных установок, определяющих социальное неравенст­во и дискриминацию на основе половых и этнических детерми­нант, называемых в научной литературе «сексизм» и «этно­центризм» («этнизм»).

9.1. Сексизм и антидискриминационная практика социальной работы

Сексизм (от лат. sexus – пол) – это институциональные и индивидуальные ориентации и установки по признаку пола, приводящие к дискриминации субъекта. Главными фактора­ми дискриминации являются поло-ролевая социализация субъ­екта, поло-ролевые институциональные стереотипы.

Несмотря на то, что сексизм как система установок распростра­няется и на мужчин, и на женщин, дискриминации по признаку пола в общественной практике чаще подвергаются женщины.

Понятие «сексизм» появилось в зарубежной литературе в 60-е гг. XX в. В 70-х гг. в научных словарях это понятие фикси­руется в качестве функционального термина, значение которо­го раскрывается как «предубеждение против женщин».

Социально-биологические детерминанты сексизма

Социально-биологические детерминанты сексизма связаны с объективными факторами в развитии человека. Гормоны, диф­ференциация мозговой активности, поведение − это те показатели, которые влияют в определенной мере на индивидуаль­ные и групповые стереотипы в отношении полов. Половые отличия сопровождаются различиями в психосоматических реакциях, репродуктивности, а также в по­веденческих стереотипах, формирующихся на протяжении жизнедеятельности индивида.

Половой диморфизм (анатомические различия) имеет свои автономные измерения:

  1. Половая идентичность (способность к самоосознанию и са­мокатегоризации).

  1. Поведение, определяемое полом.

  1. Половые различия в познавательных, когнитивных процессах, обучаемости, специфических интеллектуальных способ­ностях и т. д.

  1. Сексуальные ориентации.

Однако социобиологические детерминанты, играя опреде­ленную роль в основаниях сексизма, тем не менее, не являются главными в этом явлении. Культура и общество являются бо­лее жесткими детерминантами в оформлении половой страти­фикации. Как писала М. Мид, «мужчины могут стряпать, ткать, одевать кукол или охотиться на колибри, но если такие заня­тия считаются мужскими, то все общество, и мужчины, и жен­щины признают их важными. Если то же самое делают жен­щины, такие занятия объявляются «менее существенными».

Сексизм и культура

В человеческой культуре исторически сложилась бинарная оппозиция «мужчина – женщина». Уже в древности сознанию многих народов свойственно противопоставление мужчины – женщине, причем женщина предстает чаще всего источником бед и несчастий, существом, более низкого, чем мужчина, уров­ня развития. В виде иллюстрации можно привести пословицы и поговорки разных народов. Например, русские – «Курица не птица – баба не человек», «Собака умней бабы: на хозяина не лает», «Волос долог – да ум короток»; осетинские – «Лучше один мужчина, чем сто женщин», «Женщина глупее коровы», «У женщины характер змеиный». Сходные выска­зывания можно найти у многих народов мира.

Однако основная фаза дискриминации женщин наступает в эпоху образования мировых религий. К этому времени женский труд утрачивает былое общественное значение, сохраняя толь­ко индивидуальный и семейно-групповой смысл. Маскулинные идеи пронизывают все религии, отводя женщине вторичное ме­сто. Так, на Моконском Соборе 585 г. даже возникла дискус­сия, продолжавшаяся более ста лет, на которой обсуждалось, применимо ли к женщине слово «человек» (homo). Можно упо­мянуть и о древнерусской традиции, европейском Раннем сред­невековье, когда женщина являлась «предикатом» мужчины. Девицу до замужества обычно называли по имени отца, а после вступления в брак по имени мужа, по сути дела отказывая ей в индивидуальной социальной идентификации. Можно сказать, что идущая с древнейших времен «анималистическая тради­ция», когда женщину не идентифицируют как человека, а срав­нивают с павлинами, змеями, волчицами, кошками, продолжа­ется вплоть до XX в. в виде дискриминационных теорий пола.

В европейской истории можно наблюдать, что роль женщи­ны в период активизации хозяйственной деятельности XV-XVII вв., во время промышленной революции значительно сни­жается, хотя увеличивается в системе домашнего хозяйствова­ния. Хрестоматийным примером может служить образ Ка­банихи из пьесы А. Н. Островского «Гроза», отражающий ту культурную среду, где дискриминация женщиной – женщи­ны и женщиной – мужчины является нормой и общественным правом.

Общественные женские движения, начавшиеся в конце XVIII в., в XX в. в определенной степени изменили социальную и культурную картину традиционно «мужского мира». Феми­низм как научное и общественно-политическое течение пред­ложил свое видение не только проблемы равенства полов, но и существования различных моделей демократии, в том числе и на основе гендерных (от англ. gender – «род» в грамматике) подходов. Сегодня можно говорить о феминизме как об общест­венном течении и системном знании соответствующего направ­ления. Данная идеология находит преломление и в теоретических концептах со­циальной работы, в частности – как проблема сексизма.

Дискриминация женщин как культурно-историческая про­блема еще требует всестороннего исследования и научного ос­мысления. Попытка проследить динамику развития и оформ­ления основных сексистских паттернов (от англ. pattern – об­разец, модель) представлена в таблице.

Таблица 1

Традиции

Западная цивилизация

Россия

Языческая

(дохристианская) традиция

Древняя Греция

Архаическая эпоха

Пренебрежительное отношение к женщине, отсутствие доступа к образованию, распоряжению имуществом

Эллинистская эпоха

Возрастает самостоятельное значение женщины в обществе, появляются условия для образования, приобретения профессий

Древний Рим

Эпоха Республики

Женщина находится в зависимости от мужчины (отца, мужа). Участие в общественной жизни, получение образования

Эпоха Империи

Распоряжается имуществом, участвует в политической жизни общества, вступает в брак по собственной воле

Женщина не имеет самостоятельности, подчинена мужчине. Законен инфатицид в отношении женщин

Средневековая (христианская) традиция

Оформление концепции «вторичности» женщины; моральные антиномии: бла­гочестивый муж – нечести­вая жена; «Богоматерь» – Вавилонская «блудница»

Снижение инфатицида. Моральные антино­мии: женщина наруши­тельница социальных норм – женщина до­моуправительница; расторжение брака женщиной

Традиции эпохи Просвещения

«Женское» − противопо­ложное «мужскому». Офор­мление маскулинной кон­цепции. Мужчина – творец истории

Повиновение женщины родителям и мужу; брачная дискримина­ция матери - дочери; узаконение бракораз­водных процессов

Традиции XIX столетия

«Фалологоцентризм» – прио­ритет мужской культуры. Дуа­лизм мира и общества как кон­фликт «мужского и женского». Концепции «неполноценности женской природы». Антисексистские концепции

«Природно-женское» как антитеза чело­веческому началу; кон­цепция злой женствен­ности; оформление концепций эмансипа­ции

Традиции XX столетия

Естественно-природный дуализм пола как основание для дискриминации жен­щин. Феминизм как теория множественности различий

Философия «равенст­ва мужчины и женщи­ны»; дискриминация по социальным, профес­сиональным, поли­тическим ориентациям

Сексизм и общество

В XX в. в общественной практике сексизм рассматривается как часть сложившейся социокультурной системы. Сексизм на­ходит отражение, прежде всего в оплате труда, когда одинаковая работа и одинаковая ответственность за работу оплачивает­ся неравно: труд женщины оплачивается ниже. Система нерав­ной стоимости труда с особой остротой обнажила проблему жен­ской профессиональной деятельности. На данную проблему имеется три точки зрения:

  • ориентация на профессиональную деятельность (вплоть до отказа от семьи);

  • ориентация на семью (вплоть до отказа от профессиональной деятельности);

  • ориентация на сочетание профессиональной деятельности и семейных ценностей.

При этом в зависимости от экономической стратегии государ­ства женщин либо призывают «на рынок труда», либо просят вернуться к «домашнему очагу», освободив рабочие места для мужчин.

Дискриминация женщины пронизывает обще­ственное сознание очень глубинно. Как показывают зарубеж­ные исследования, поло-ролевые стереотипы относительно мужчин и женщин, оцениваемых в одинаковых ситуациях, раз­личны: к женщине предъявляются большие требования, и от­ношение к ней более критично. Так, поведение бизнесменов – мужчин и женщин – в сходных ситуациях получили такие ха­рактеристики:

Таблица 2

МУЖЧИНА

ЖЕНЩИНА

Он активный

Она настойчивая

Он безупречен в мелочах

Она придирчива

Он несдержан, так как увлечен сво­ей работой

Она агрессивна

Он понизил свой трудовой тонус и т. д.

Она капризна и т. д.

Предубежденность против женщин основывается на поло-ролевых стереотипах, ко­торые приписывают женщинам, с одной стороны, эмоциональ­ную и коммуникативную направленность, а, с другой стороны, ставят под сомнение их трудовую мотивацию, должностную от­ветственность и профессиональную компетенцию. О дискриминации по поло-ролевому стереотипу можно гово­рить и в тех случаях, когда женщина вынуждена совмещать ра­боту домохозяйки с трудом на производстве или в учреждении. В Российской Федерации согласно отдельным исследованиям тру­довая мотивация женщин, имеющих детей, связана с невозмож­ностью прожить на зарплату мужа. Двойная занятость приводит к хронической усталости женщин, расстройству здоровья.

Можно упомянуть также и о том, что в средствах массовой информации и литературе женщинам, как правило, придается меньшая общественная ценность, чем мужчинам, хотя очевид­но, что психологическая и социальная нагрузка женщины в жизни возрастает. Социальное окружение требует, чтобы она была при всех этих нагрузках молодой и привлекательной, сексапильной и современной, и это не может не приводить к пси­хосоматическим расстройствам. В результате женщины более, чем мужчины, подвержены медикаментозной терапии.

Таким образом, сексизм можно рассматривать как опреде­ленную социетальную систему, при которой поло-ролевая со­циализация, поло-ролевые стереотипы могут являться факто­рами, негативно влияющими на жизненные стратегии субъек­та, его мироощущение и мировосприятие.

На всех уровнях социальной работы при выстраивании ин­тервенций учитывают факторы дискриминации по половым различиям.

Сексизм и социальная работа

Специфика феминистской практики социальной работы за­ключается в системе идеологических установок. Главная из них – устранение всех форм дискриминации клиента, изменение системы мировоззрения и ценностного отношения социальной среды его оби­тания. И если феминистская практика обычно связана с проблемой женщин-клиенток, то феминистская идеология рассматривается ши­ре. Она направлена на все виды дискриминации – по этносу, возрасту, классовым различиям, сексуальной ориентации. Фемини­стская практика, или нонсексистская социальная работа, оформля­ется в 1960-1970 гг. Ее основу составляют практические методы пси­хиатрии, психологические теории, специфические ценностные ус­тановки помощи женщинам. Эти подходы направлены на перефор­мулирование сложившихся идей, осмысление места женщины в со­временном обществе, определение ее роли. Важнейшей темой в фе­министской практике является личностная и политическая иден­тификация женщины. В этой связи проблемное поле нонсексистской социальной работы образуют такие темы, как женщина и карьера, женщина и ее взаимоотношения с мужчиной, эффектив­ная работа и личностная идентификация.

Проблемы клиентов рассматриваются в контексте поли­тической и социальной структур, выявляются негативные фак­торы общественной системы, влияющие на индивидуальный жизненный сценарий клиента. Социальная работа направлена на изменение внешней среды, где и формируются сексистские действия. Тем самым разрушаются дискриминационные стерео­типы. Такие принципы феминистского вмешательства часто но­сят характер политических и социальных акций. Интервенции по отношению к клиенту направлены на приобретение социаль­ного и политического опыта индивидуально и в группах само­помощи, где конечная цель – осознание проблем, восстановле­ние утраченных связей на основе приобретенного опыта. Таким образом, феминистский терапевтический подход тесно связан с идеей ресоциализации субъекта на основе изменения индиви­дуального и общественного сознания, внедрения концепции ра­венства полов и антидискриминационной политики.

Феминистская практика социальной работы с женщинами выработала определенную стратегию, которую можно предста­вить в следующем виде:

Таблица 3

Принципы

Практика социальной работы

Подготовка

Подготовка к встрече: оформление записей, необхо­димых для встречи; проверка фактов и исследований относительно женщин; подбор аргументов для фор­мирования обоснованной позиции, позволяющей ос­паривать различные сексистские положения

Моделирование принципов

Сосредоточиться на том, как принимают в обществе женщину; использовать опыт женщин-клиенток; уз­нать, как их традиционно воспринимают; участие женщин в групповых взаимоотношениях; осмысле­ние условий, обеспечивающих самостоятельность женщин, и зависимость их от мужчин. При взаимо­отношениях избегать сексистской лексики

Соответствие (релевантность) метода

Проанализировать теории, критикующие женщин; избегать стереотипизации и сексуализации женско­го поведения; избегать жаргона относительно при­теснения. Стремиться к успеху даже в ограниченных масштабах; использовать группы, чтобы подчеркнуть общедоступность опыта и продемонстрировать до­минирование обоих полов

Клиентура и агентство

Формировать установку на то, что агентство не в со­стоянии оказать всестороннюю помощь клиенту, по­ощрять инициативу самопомощи, политическую и со­циальную активность

Расширение практики

Формирование кодекса феминистской практики, в которой агентство выступает как основа для группо­вой тренинговой работы