Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпоры по метафизике.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
645.12 Кб
Скачать

40. Реинтерпретация категории бытия в "фундаментальной онтологии" м. Хайдеггера.

Творчество Хайдеггера, как правило разделяют на два периода: если в работах первого предметом описания было существование человека, то во втором периоде предметом рассмотрения становится само бытие.

На первых страницах «Бытия и времени» Х. ставит вопрос: «По какому сущему должен быть прочитан смысл бытия, какое сущее должно быть отправным пунктом для открывания бытия?» Ответ гласит: сам человек. Мы сами должны стать для себя предметом феноменологического описания. Человек избран Хайдеггером для исследования потому, что представляет собой совершенно особое сущее: такое, которому – единственному из всех сущих – непосредственно открыто бытие. Хайдеггер оспаривает тезис Декарта о том, что главное бытийное определение человека – это cogito. Хайдеггер пишет, что определение человека как cogito, теряет его sum. На место человека встало его мышление, поэтому вместо бытия, стало познание. И ограниченность всей предыдущей философии именно в этом.

Своим отправным пунктом Хайдеггер избирает тут-бытие, т. е. не сознание, а такое сущее, которому открыто его бытие. Понимание у Хайдеггера тождественно открытости тут-бытия. Именно изначальная открытость, настроенность предшествует всякой рефлексии. Дазайн (тут-бытие) взирает на будущее здесь и теперь а не споротически, Дазайн всегда следует брать как целое – Бытие в-внутри-мировом-сущем. Человеческое бытие «есть то, что оно не есть», т.к. оно экзистенциально убегает от самого себя. Момент заботы обозначается Хайдеггером как проект. Проектирует себя в нечто большее, что он есть в данный момент.

существовать.

В «Бытии и времени» Хайдеггер предлагал исследовать смысл бытия и описать формы, в которых бытие себя являет, – эту задачу он называл «фундаментальной онтологией». Отправным моментом, с его точки зрения, должно быть описание наиболее близкого нам феномена бытия – человеческого существования. Однако, в отличие от Гуссерля, для которого подобное описание возможно только на рефлексивном уровне чистого сознания, Хайдеггер настаивал, что человеческое существование должно анализироваться через его конкретные отношения с социально-историческим миром, в котором человек говорит, мыслит и действует. Человеческий субъект уже «здесь», он присутствует (Dasein, здесь-бытие), «заброшен» в пред-существующий мир. Хайдеггер анализировал несколько первичных способов («экзистенциалов») человеческого «бытия в мире», таких как инструментальное обращение с вещами, понимание и истолкование мира, использование человеком языка, понимание того, что существует «другой» и забота о других, а также настроения и наклонности. В каждом из этих способов бытия человеческое существование отличается от существования объектов.

Таким образом, человеческое существование объясняется исходя из контекста реальных и практических отношений человека с миром. К несчастью, человек оказывается все более поглощенным повседневными заботами и забывает о своем бытии. Он теряет чувство своей «подлинности» и впадает в усредненное существование, в «неполноценные» способы бытия в мире. Это – бестревожный путь конформизма. Человек превращается в одного из «них» (das Man), вливается в анонимную толпу, принимает ее ценности и усваивает ее способы поведения и мышления. Здесь Хайдеггер рассматривает мир и язык мира das Man и модусы неподлинного существования: двусмысленность, болтовню, любопытство, падение. Однако, опираясь на свой глубинный, личностный опыт, человек может вновь обрести подлинность существования. Например, тревога (Angst) разрушает привычные схемы жизни и отношений, что приводит к уединению. Тогда безличные «люди» больше не могут доминировать, поскольку «они» уже не дают человеку чувства комфортности и безмятежного существования. Для Хайдеггера и экзистенциалистов опыт тревоги не только освобождает человека от мертвящего конформизма, но и открывает ему его собственное бытие как бытие ответственной за свое существование личности, способной к решительным действиям. Хайдеггер подчеркивает конечный характер человеческого существования; поскольку всякий опыт носит временной характер, человек может размышлять о его границах, определяющих бытие в предчувствии смерти (Sein zum Tode, бытие-к-смерти).

Изначальная характеристика человеческого существования заключается, согласно Хайдеггеру, в том, что человек конечен, временен, историчен. Человек, родившись, сразу же обнаруживает себя в мире. Бытие человека есть всегда "бытие-в" ("In-Sein").

Хайдеггер констатирует, что первичное отношение к миру есть отношение прагматичное, то есть отношение "подручности" ("Zuhandenheit"). Вторичное же отношение к миру и сущему есть теоретическое знание о мире, "наличность" ("Vorhandenheit").

В этой структуре рассматриваются следующие характеристики "бытия-в": 1) расположенность (Befindenheit). Этот момент говорит об изначальной заброшенности человека в мир; конкретное проявление расположенности — настроенность, настроение, расположение. Настроение может раскрыть, как мы существуем или как мы обнаруживаем себя; 2) понимание (Verstehen), плюс особая форма понимания — интерпретация. Dasein, по Хайдеггеру, существует в структуре самопонимания и самоинтерпретации; 3) речь, язык.

Рассматривается Забота (Sorge), как бытие Dasein, как природа, естество человеческого бытия, как такая фундаментальная структура, которая лежит в основе каждого проявления человеческой экзистенции.

Хайдеггер вводит характеристику подлинной человеческой экзистенциисовесть. Он показывает экзистенциально-онтологические основания совести, ее зовущий и побуждающий характер.

В структуре временности Хайдеггер выделяет впереди-себя (будущее), уже-бытие-в-мире (прошедшее) и бытие-рядом (настоящее), как актуализацию двух предшествующих моментов.