Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДИСЕРТАЦИЯ ГОТОВАЯ 2.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
14.64 Mб
Скачать

Глава 1. Ландшафтно-географический подход к организации и проведению социально-экологического мониторинга городских территорий

1.1. Город как объект социально-экологического анализа

Анализ социально-экологического состояния городских геосистем на основе ландшафтно-географического подхода предполагает использование для характеристики качества городской среды такие основные критерии ее состояния, как:

  • показатели изменения состояния отдельных природных компонентов городских геосистем и ландшафтов в целом, характеристики отклонений основных параметров их состояния от естественных значений;

  • показатели изменения состояния общественного здоровья.

Указанные критерии позволяют провести комплексную оценку состояния городских ландшафтов на различных территориальных уровнях. На макроуровне оцениваются города всей страны или крупных регионов, на мезоуровне – отдельные города и городские агломерации, на микроуровне – малые города и административные районы города. Микроуровень позволяет произвести крупномасштабные исследования, оценить экологическую ситуацию города и его отдельных кварталов, выявить зависимости уровня заболеваемости населения от степени и характера загрязнения среды, разработать программу оптимизации городской среды и экологической реабилитации населения [14, 64].

В качестве основного рабочего инструмента анализа социально-экологического состояния городских территорий используется парадигма «условия – процесс – структура» [12, 13, 18, 63]. В рамках этой системы основным принципом, научной основой анализа городской среды является векторная функциональная триада «воздействие – изменения – последствия» на всех стадиях взаимодействия природы и общества с использованием социально-экологического подхода.

В настоящее время существуют две основные концептуальные модели изучения качества урбанизированной среды – субъективистская и объективистская. Субъективистский подход исходит из положения, что истинное значение качества среды обитания отражено в субъективных ощущениях человека, которые формируются на основе уровня его интеллектуального развития, жизненного опыта, а также эмоционального состояния и ряда иных характеристик. Механизм формирования социальных оценок городской среды очень сложен, а в качестве критериев такой оценки могут быть использованы данные о привлекательности различных участков города для проживания, отдыха, трудовой деятельности и т.д. Это направление в исследовании качества городской среды непосредственным образом связано с так называемым бихевиористским подходом, в основе которого лежит оценка восприятия человеком окружающего мира как важного фактора, определяющего индивидуальное и коллективное поведение людей. Последнее, в свою очередь, оказывает значительное влияние на все социально-экономические процессы, а также размещение человеческой деятельности. В последние годы накоплен значительный опыт применения в урбоэкологических исследованиях субъективистского подхода, в рамках которого наибольшее распространение получил социологический метод.

В объективистской модели качество среды определяется как результат комбинации различных статистических показателей: санитарно-гигиенических, экологических и природоохранных. Состояние общественного здоровья характеризуется медико-демографическими критериями, степень изменения природной среды – показателями загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв и др. Основным источником информации о состоянии общественного здоровья в городах служат данные медстатистики, а состояние отдельных природных компонентов характеризуется на основе использования данных экологического мониторинга, проводимого станциями и постами Гидрометеорологической службы, санитарно-эпидемиологическими станциями, лабораториями ряда предприятий и других организаций. То есть, в основном, это данные существующей системы контроля за состоянием природной среды в больших промышленных городах. Эта система контроля относится, как известно, к категории биоэкологического (санитарно–гигиенического) мониторинга, который рассматривается как долгосрочная программа непрерывного сбора информации о состоянии природных экосистем, агроландшафтов, территорий, находящихся в различных зонах воздействия промышленных предприятий. Такой мониторинг создан в основном в целях обеспечения экологической безопасности. Городской биоэкологический мониторинг сводится обычно к получению данных по техногенным выбросам загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты и данных по концентрации отдельных загрязнителей в воздушной и водной средах, получаемых на стандартной, как правило, весьма редкой сети стационарных наблюдений (в основном Гидрометеорологической службы).

Развитие городов неизбежно приводит к трансформации практически всех компонентов природной среды. Основные направления и интенсивность этого процесса зависят от целого ряда факторов и прежде всего от размеров и возраста города, его функций, отраслевой структуры промышленности, особенностей природных условий и др. Мощный и многообразный техногенный пресс на природу в условиях современного крупного города, концентрируясь на ограниченной территории приводит к угнетению, подавлению всех компонентов природного ландшафта с одной стороны и активизации ряда негативных природных процессов с другой. Природная среда в пределах больших городов характеризуется специфическим характером и качеством своих компонент, что выражается в наличии искусственного рельефа, определенном характере растительного и животного мира, формировании особого городского микроклимата и др.

Методические подходы к оценке состояния природного комплекса урбанизированных территорий позволяют учесть фактическую степень измененности техногенных ландшафтов по параметрам состояния различных природных компонентов и провести экологическое районирование урбанизированных территорий. Этот вопрос довольно хорошо разработан на уровне оценки загрязнения и трансформации отдельных природных компонентов городских ландшафтов.

В изучении природных условий территории города, однако, важен не только покомпонентный подход, позволяющий оценить социально-экологические последствия размещения предприятий, жилых кварталов, зеленых зон и т.д., изменения составляющих водного баланса, мезо- и микроклимата и др. Городскую территорию следует изучать именно с ландшафтных позиций, принимая во внимание наличие в структуре города мелких природных комплексов в разной степени антропогенно измененных, но взаимно связанных между собой. Городской ландшафт представляет собой «крайнее выражение» культурного ландшафта, под которым понимается любой природный ландшафт, где взаимные связи между его компонентами изменены человеческой деятельностью [58, 70].

В городских условиях осуществляется непрекращающийся процесс антропогенно-техногенной «переработки» природного ландшафта в городскую геотехносистему (урбогеосистему) – урбогенез, который одновременно является и процессом и результатом сложного взаимодействия техногенеза и ландшафтогенеза в условиях города [46]. Городские геотехсистемы, представление о которых было впервые высказано В. С. Преображенским (1967), состоят из двух основных блоков, составляющих единое целое: квазиприродного ландшафтно-архитектурного и социально-экономического [21, 61]. Природные компоненты в пределах городских ландшафтов находятся, как правило, в сильно измененном, часто угнетенном состоянии и поэтому, как указывают многие исследователи, не могут служить основой классификации городских ландшафтов [3, 46]. Оценка степени антропогенного воздействия на природные ландшафты городских территорий и степени их преобразованности чаще всего проводится с использованием функционального подхода, который позволяет выбрать наиболее рациональные способы структурно-функциональной организации ландшафта и оценить возможность и эффективность выполнения им определенной социальной функции. Так, Ф. Н. Мильков (1973) выделяет типы городских ландшафтов по степени озеленения территории, этажности и «каменистости» [48]. Им выделены садово-парковые, мало- и многоэтажные, а также заводские городские ландшафты, для каждого из которых характерны общая история освоения и функциональная взаимосвязь. Ф. В. Тарасов (1977) различает городские геосистемы, близкие на низких квалификационных ступенях к так называемым восстановленным ландшафтам, и собственно городские ландшафты, среди которых им выделяются селитебные, промышленные, промышленно-селитебные, садово-парковые, водно-антропогенные, дорожные и карьерно-отвальные [77]. Позже появились и иные классификации городских ландшафтов, но практически все они построены на выделении пространственных систем, представляющих собой геокомплексы существенно преобразованные архитектурно-техническими средствами. Выделение таких ландшафтно-техногенных систем позволяет осуществить оценку экологического состояния городской территории в зависимости как от исходных особенностей природной среды, так и от степени их антропогенного преобразования.

Ф. Н. Мильковым (1973) выдвинут принцип природно-антропогенной совместимости компонентов городского ландшафта, который затем получил развитие в работах других исследователей [48]. Подразделения урболандшафтов на более низких ступенях их классификации приобретают новый компонент – техногенный покров, под воздействием которого происходит преобразование природных комплексов, их качественные и количественные изменения. Техногенные компоненты являются не просто равноправными с природными, а играют ведущую роль в формировании внутренней структуры урболандшафтов [78]. На месте нарушенной системы природных взаимосвязей в городских ландшафтах возникает новая инвариантная система, существенную роль в которой играют инженерные сооружения. Однако, оказавшиеся в урбанизированной среде природные ландшафты, приобретая новые связи, вследствие перестройки своей структуры не перестают развиваться по естественным законам. Недостаточный учет таких законов неизбежно приводит к выраженным в разной степени негативным последствиям. Случаи весьма значительных, а иногда и катастрофических последствий наводнений, оползней и обвалов, землетрясений, лавин и селей, развития овражной эрозии, карста и суффозии, просадок лессовых пород и т.д. в результате недостаточной изученности особенностей развития этих явлений в урболандшафтах, были не раз отмечены для целого ряда городов страны. Неблагоприятные же изменения в состоянии отдельных природных компонентов и природных комплексов в целом на территории городов приводят к появлению целого ряда социальных последствий, которые затрагивают практически все стороны жизнедеятельности горожан. Наиболее хорошо выраженными среди них являются проблемы ухудшения общественного здоровья.

Попытки определить степень опасности для здоровья человека созданной им урбанизированной среды хорошо обозначены в работах [1, 11, 16, 38, 39, 40, 65, 74, 86, 91 и др.]. При системном подходе в региональных медико-экологических исследованиях здоровье рассматривается в качестве основного системообразующего блока, а все остальные параметры – как факторы, воздействующие на здоровье [11]. Согласно сложившимся представлениям, медико-экологический мониторинг (мониторинг в системе «среда – здоровье») определяется как система организационно-технических и профилактических мероприятий, обеспечивающих наблюдение за состоянием среды обитания, здоровья населения, их оценку и прогнозирование, а также действий, направленных на выявление, предупреждение и устранение влияния вредных факторов среды обитания (факторов риска) на здоровье населения [38].

Методические подходы к оценке экологического риска здоровью населения ба­зируются на количественных подходах, математическом и математико-картографическом моделировании. Они позволяют оценить вклад отдельных факторов в заболеваемость населения при комплексном воздейст­вии, провести математико-картографическую дифференциацию территории по благоприятности медико-географической обстановки.

При оценке воздействия окружающей среды на здоровье населения в качестве основного параметра общественного здоровья чаще всего выбирается заболеваемость детского населения. Детский контингент – своеобразная индикаторная группа, отражающая реакцию коренного населения на вредное воздействие факторов среды [8, 11, 39, 41, 68]. Целесообразность учета детской заболеваемости определяется тем, что дети в меньшей степени, чем взрослые подвержены внутригородской миграции. Они теснее привязаны к территории, на которой живут и учатся, не испытывают непосредственного влияния профессиональных вредностей. Кроме того, из-за анатомо-физиологических особенностей дети более чувствительны к качеству среды обитания, а сроки появления неблагоприятных эффектов у них короче. Это повышает достоверность медико-статистических исследований, позволяя делать более объективные выводы об экологической обусловленности заболеваний.

В разных городах в зависимости от конкретных природных условий, развития тех или иных производств, особенностей застройки, озеленения и т.д. складывается определенная социально-экологическая ситуация. Изучение ее необходимо вести в каждом городе и особенно в крупных городах, где происходят наиболее значительные изменения в состоянии ландшафтно-техногенных систем. Такие исследования осуществляются пока в большинстве городов на недостаточно высоком уровне.