- •Сердечные гликозиды
- •Механизм действия сердечных гликозидов
- •Препараты наперстянки пурпуровой
- •Препараты наперстянки шерстистой
- •Препараты горицвета
- •Препараты олеандра
- •Препараты строфанта и гликозиды строфантиноподобного действия
- •Клинические показатели уровня дигитализации
- •Интоксикация сердечными гликозидами
Механизм действия сердечных гликозидов
Сердечные гликозиды состоят из сахара и аглюкона — стероидного кольца, соединенного с лактоном. Действие на сердце определяется бессахаристой частью (аглюконом, генином). Характер же сахаристой части определяет активность, растворимость, абсорбцию и распределение гликозида.
Механизм действия различных гликозидов в общем одинаков, хотя отдельные стороны действия их имеют свои особенности.
Б. Е. Вотчал (1965) приводит следующие основные механизмы действия наперстянки:
1) увеличение коэффициента полезного действия утомленной мышцы без повышения снабжения ее кислородом с увеличением расхода энергии на сокращение и с уменьшением расхода энергии на теплообразование;
2) антидистрофическое влияние при гипоксии, перегрузке сердца, обратимых нарушениях метаболизма;
3) угнетение автоматизма вследствие повышения тонуса парасимпатической нервной системы и непосредственного влияния на синусовый узел;
4) замедление проводимости;
5) повышение возбудимости, особенно вторичных и третичных центров, находящихся в желудочках.
В настоящее время нельзя считать наши знания о механизме действия сердечных гликозидов исчерпывающими, поэтому они требуют некоторых дополнений.
Так, И. И. Сивков и В. Г. Кукес (1973) указывают, что фармакодинамика сердечных гликозидов включает воздействие их на: 1) сократительные белки; 2) обмен электролитов в мышце сердца; 3) фосфорный обмен и обмен макроэргических соединений; 4) обмен кислорода и, следовательно, на процессы аэробного гликолиза; 5) вегетативную нервную систему; 6) центральную нервную систему.
Б. Е. Вотчал и М. Е. Слуцкий (1973) считают, что эти препараты влияют не только на миокард, но и на другие органы.
Действие сердечных гликозидов на миокард связано с их ценным свойством увеличивать силу и скорость сердечных сокращений без значительного потребления кислорода миокардом. Под влиянием препаратов сердце может выполнить ту же работу с меньшей затратой энергии (с меньшим потреблением кислорода) или большую работу с почти не изменившимся расходом энергии. Иными словами, сердечные гликозиды увеличивают коэффициент полезного действия сердечной мышцы, о чем уже указывалось.
Механизм улучшения сократительной функции миокарда под влиянием сердечных гликозидов (положительное инотропное действие) может заключаться:
1) в первичном благоприятном их влиянии на образование и использование энергии миокардом;
2) в изменении внутриклеточной концентрации ионов, при котором вторично улучшается сократительная функция сердца;
3) в прямом воздействии на сократительные белки миокарда. Данные экспериментальных исследований свидетельствуют как в пользу, так и против каждой из этих концепций механизма положительного инотропного эффекта сердечных гликозидов.
Е. И. Чазов (1975) указывает, что сердечные гликозиды, по данным последних исследований, оказывают свое действие, блокируй сульфгидрильные группы калий-натриевой АТФ-азы, изменяя состояние ионного обмена в клетке. При этом возрастает сниженное при сердечной недостаточности внутриклеточное содержание калия, нормализуется распределение натрия между клеткой и внеклеточным пространством (А. И. Черкес, Н. М. Дмитриева, 1971; И. С. Чекман, Р. Д. Самилова, 1975), что способствует увеличению сократительной функции мышечной клетки (Ф. 3. Меерсон, 1968). Имеются сведения о воздействии этих препаратов на систему кальциевой регуляции сокращения: они увеличивают вход кальция к сократительным белкам и делают сокращение более мощным. Введение сердечных гликозидов вызывает повышение активности в миокарде ряда дыхательных ферментов, что усиливает продукцию энергии и улучшает утилизацию кислорода. При этом ускорение полимеризации актина ведет к ускорению сокращения миозина.
На примере действия целанида (изоланида) и других сердечных гликозидов в условиях экспериментальной подострен сердечной недостаточности гемодинамического типа (Н. М. Дмитриева с соавт., 1974) показано, что сердечные гликозиды способствуют увеличению содержания в мышце сердца ДНК и РНК и улучшению процессов окислительного фосфорилирования. Особо следует отметить тот факт, что положительное действие сердечных гликозидов на мышцу сердца проявляется только в условиях дилятации миокарда и только при условии сохранения достаточных энергетических возможностей сердца, адекватных применяемым дозам препаратов этой группы (Е. И. Чазов, 1975).
Все же мнение о том, что гликозиды действуют лишь на пораженное сердце, в настоящее время поколеблено. По данным Н. Fiehring с соавторами (1973), ясно выраженное положительное инотропное и отрицательное хронотропное действие сердечных гликозидов можно наблюдать у лиц со здоровым сердцем.
Как показали многочисленные исследования, введение сердечных гликозидов больным с сердечной недостаточностью приводит к увеличению ударного и минутного объемов сердца. Большинство исследователей полагают, что такое действие обусловлено первичным кардиотоническим влиянием препаратов этой группы. Уменьшаются размеры «недостаточного» сердца, что связано со снижением давления в его полостях в конце диастолы и уменьшением венозного притока к сердцу. Увеличиваются скорость и полнота систолы независимо от исходной диастолической длины миокардиальных волокон, что, несомненно, является главным следствием положительного инотропного действия сердечных гликозидов (Б. Е. Вотчал и М. Е. Слуцкий, 1973).
В результате усиления отрицательного дромотропного влияния блуждающего нерва под действием сердечных гликозидов наступает укорочение абсолютного и удлинение относительного рефрактерного периодов. В терапевтических дозах препараты угнетают синусовый автоматизм. Брадикардический эффект связан как с прямым, так и с экстракардиальным вагусным влиянием сердечных гликозидов на автоматизм синусового узла. Прямое действие как будто наблюдается при введении больших, близких к токсичным, доз препаратов. Небольшие дозы сердечных гликозидов снижают, а токсические дозы повышают автоматизм предсердий. В терапевтических дозах сердечные гликозиды вызывают замедление атриовентрикулярной проводимости, которое достигает степени атриовентрикулярной блокады при повышении дозы вводимого препарата. Токсические дозы повышают автоматизм атриовентрикулярного узла, что может иметь своим следствием появление узловых экстрасистол, узловых форм тахикардии и т. д. Наконец, наиболее раннее прямое проявление действия сердечных гликозидов на миокард желудочков—уменьшение возбудимости (автоматизма), уменьшение абсолютного и увеличение относительного рефракторного периодов. Увеличение доз сердечных гликозидов повышает автоматизм миокарда, что в сочетании с уменьшением проводимости в волокнах Пуркинье обусловливает появление «возвратных» экстрасистол, желудочковой тахикардии и мерцания желудочков.
В зависимости от сложного характера фармакодинамики выделяют четыре пути влияния гликозидов на сердце: инотропное—повышение функции сократительности и тонуса; хромотропное—замедление ритма сердечных сокращений; дромотропное — угнетение проводимости; батмотропное — повышение возбудимости (возникновение экстрасистолии).
Говоря о влиянии сердечных гликозидов на биоэлектрическую функцию «недостаточного» сердца, следует отметить, что угнетение синусового автоматизма в большинстве случаев является положительным, так как при замедленном ритме работа сердца становится экономней. Однако урежение пульса у больных с сердечной недостаточностью наблюдается чаще вторично по отношению к положительному эффекту сердечных гликозидов и появляется одновременно с другими клиническими симптомами улучшения кровообращения. Положительно также увеличение минутного объема сердца и снижение давления в полых венах. Угнетение атриовентрикулярной проводимости может быть полезным у больных с мерцательной тахиаритмией. По мнению Б. Е. Вотчала и М. Е. Слуцкого (1973), замедление атриовентрикулярной проводимости при синусовом ритме не служит безусловным противопоказанием к назначению сердечных гликозидов больным с недостаточностью кровообращения, но требует известной осторожности и тщательного клинического и ЭКГ-контроля, особенно при атриовентрикулярной блокаде II степени. Не приходится, по мнению авторов, опасаться дальнейшего ухудшения проводимости при полной поперечной блокаде: «полнее» она не станет. Например, в ряде случаев число желудочковых сокращений может возрасти за счет повышения автоматизма атрио-вентрикулярного узла или пучка Гиса. Повышение возбудимости (гетеротропного автоматизма) под влиянием сердечных гликозидов в большинстве случаев сказывается на сердце отрицательно, так как приводит к появлению различных эктопических аритмий. Очаги воспаления, ишемии, дистрофии, дегенерации, не обнаруживавшиеся ранее, могут проявляться экстрасистолиями под влиянием этой группы препаратов.
Среди внесердечных эффектов сердечных гликозидов следует отметить диуретический, который в наибольшей мере связан с общим улучшением гемодинамики и улучшением кровообращения в почках и лишь отчасти с их действием на канальцы почек (угнетение канальцевой реабсорбции). Сложившееся мнение о том, что сердечные гликозиды ухудшают коронарное кровообращение, результаты специально проведенных исследований последних лет не подтверждают (Б. Е. Вотчал и М. Е. Слуцкий, 1973). Это касается не только строфантина, но также препаратов группы дигиталиса. Введение сердечных гликозидов при инфаркте миокарда с наличием сердечной недостаточности повышают активность дыхательных ферментов в периинфарктной зоне в случаях дилятации желудочков. Это в свою очередь улучшает течение инфаркта миокарда. Правда, в этих случаях может наблюдаться резкое снижение эффективности сердечных гликозидов, что, очевидно, связано с нарушениями энергообразования в условиях измененного метаболизма (Е. И. Чазов, 1975).
Сердечные гликозиды у больных как с левожелудочковой, так и с правожелудочковой сердечной недостаточностью вызывают снижение периферического легочного сопротивления, несмотря на прямой сосудосуживающий эффект на легочную артерию. У декомпенсированных больных с портальным застоем они при одновременном увеличении минутного объема сердца приводят к сужению сосудов органов брюшной полости и расширению периферических сосудов. На артериальное кровяное давление сердечные гликозиды прямого влияния не оказывают:
оно изменяется в соответствии с характером центральной гемодинамики. Менее закономерна связь между величиной периферического венозного давления и кардиотоническим эффектом препаратов, что, по-видимому, обусловлено местным действием препаратов этой группы на периферические вены, в результате которого снижается венозное давление.
