Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты от Войцеховской.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
88.35 Кб
Скачать

Значение принципа сословности в литературе средневековой Европы

В средние века формируется принцип сословности (очень строгая структура общества), это связано с господством религиозной идеологии, которая рассматривает мир, как серию подобий, отражение высшего в низшем.

Концепция великого порядка, великой цепи бытия, связи всего со всем (Бог есть всё во всём) доминирует в сознании человека европейского Средневековья. Уже к 9му веку общество стали делить на три сословия:

На тех, кто сражается – bellatores, беллаторес (войны)

На тех, кто молится -oratores , ораторесс

На тех, кто трудится - laboratores, лобараторас

У каждого сословия свои функции:

Bella – защищают oratores, laboratores

Ora – молятся за bellatores, laboratores

Labora – кормят oratores, bellatores

С 12 века, когда появились со становлением городов, появились промежуточные прослойки (купцы и юристы), немного устарело, хотя им и продолжали пользоваться впоть до 14 века.

Сословность – основной признак культуры средних веков. Каждое сословие вырабатывает свою субкультуру и литературу, органично вписывающуюся в культуру средних веков. Эта культура была поразительно едина в присущих ей особенностях.

Основные черты европейского Высокого и Позднего Ренессанса, Возрождения (Эразм Роттердамский, Пико делла Мирандола)

ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ И ПОНИМАНИЯ ПЕРИОДИЗАЦИИ РЕНЕССАНСА:

Время самого пышного развития стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии. Античное искусство изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью, но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии.

Так, ну видимо, Микеладзе придерживается точки зрения, по которой Мирандола относится к Высокому Возрождению, ибо его жизнь проистекала в 1463-1495(6) годах.

Пико делла Мирандола изучает западное богословие, античную философию, еврейскую мифологию. Пытается согласовать разные учения: западное и восточное – с христианством. Скорее всего имеется в виду согласование восточного мировоззрения с христианским. Поэтому он носил прозвище «князь согласия». Ему свойственен эгоцентризм: в центр мира ставится человек, человек – совершеннейшее творение Бога. Универсальность человека: опуститься до скота, вознестись до бога. Высший долг человека: осуществлять свою свободную волю в купе с добродетелью. Этот долг возложен на человека Богом. Лестница Иакова: от земли к престолу Бога (перед этим, видимо, «надо омыть свои руки и ноги в философии морали»).

«Речь о достоинстве человека»: Свобода воли – благодать, дарованная богом.

Необходимость согласовать разные философские учения приводит Пико к написанию 900 тезисов. А точнее ВИКИ: В декабре 1486 23-летний философ составил «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения», рассчитывая защищать их на философском диспуте в Риме. Диспут, для участия в котором приглашались ученые всей Европы, должен был открыться речью Пико, которой позднее было дано название «Речь о достоинстве человека» (издана в 1496). Напоминающая скорее манифест, чем вступительное слово, «Речь» была посвящена двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. В 900 тезисах была заключена в сжатом виде вся программа философии Пико, которую ему так и не довелось полностью осуществить за оставшиеся ему неполные 8 лет жизни.

Эти 900 тезисов стремятся найти одну общую истину.

Мирандолу обвинили в ереси. Только 13 тезисов оставили или 13 тезисов признали еретическими. Короче говоря, Пико за дерзость на соборе философов был скорее всего отравлен. Плавненько его учение перешло к мистикам и каббалистам в 16-17 веках.

Цитаты: РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА  в писании арабов: ничего нет более замечательного, чем человек. Этой мысли соответствуют и слова Меркурия: "О Асклепий, великое чудо есть человек!"

Человек есть посредник между всеми созданиями, близкий к высшим и господин над низшими, истолкователь природы в силу проницательности ума, ясности мышления и пытливости интеллекта, промежуток между неизменной вечностью и текущим временем. После того как творец все создал, он подумал, что кто-то должен признать его крутость и поэтому создал человека: «пожелал мастер, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы, любил бы ее красоту, восхищался ее размахом. Поэтому, завершив все дела, как свидетельствуют Моисей и Тимей, задумал, наконец, сотворить человека»

Принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные.

И если зародыши растительные, то человек будет растением, если чувственные, то станет животным, если рациональные, то сделается небесным существом, а если интеллектуальные, то станет ангелом и сыном Бога.

И как не удивляться нашему хамелеонству!

Магомет часто повторял: "Тот, кто отступит от божественного закона, станет животным и вполне заслуженно".

Яков: Есть лестница, – скажет он, – которая тянется из глубины земли до вершины неба и разделена на множество ступенек. На вершине этой лестницы восседает господь; ангелы-созерцатели то поднимаются, то спускаются по ней. И если мы, страстно стремясь к жизни ангелов, должны добиться этого, то, спрашиваю, кто посмеет дотронуться до лестницы Господа грязной ногой или плохо очищенными руками? Как говорится в мистериях, нечистому нельзя касаться чистого.  философия Эмпедокла, который указывает на двойную природу нашей души – одна поднимает нас вверх, к небесам, другая сбрасывает вниз, в преисподнюю.

то единственное, что успокоило бы и обуздало нас вполне, – это философия морали.

  К сожалению, стало даже так, что учеными считают только тех, кто изучает науку за вознаграждение. философы думают и заявляют, что не следует заниматься философией, так как философам не установлены ни вознаграждении, ни премии, как будто они не показали тем самым, что они не являются философами.

Следовательно, по Микеладзе, Поздний Ренессанс освещен именем Эразма Роттердамского – нидерландского гуманиста. 1466-1536.

Европу обуревает жажда религиозного обновления. Эразм – предтеча Реформации. Эразм критиковал церковь, монашество, высшее духовенство; создал концепции светского богословия; что не привело его к разрыву с католической церковью. Считал, что единство религии утрачено из-за Мартина Лютера. Эразм и Лютер – антагонисты. Разрыв Лютера с Римом ужаснул Эразма, потому что разрыв – раскол. Эразм «О свободе воли» ВС Лютер «О рабстве воли». Эразм стремится к возрождению религии Христа (Евангелие, послание апостола Павла).

«Похвала глупости»

Спутники глупости – Самолюбие, Лесть, Лень, Наслаждение, Безумие, Чревоугодие, Разгул, Непробудный Сон.

Мы упоминаем о том, что книга – это монолог глупости, которая произносит себе похвалу сама, при этом упоминает кто ей особенно обязан, а это – грамматики («потому что грамматик у нас столько, сколько и грамматиков»), писатели («которые марают бумагу всякой чушью, чем больше вздорной чепухи в его писаниях, тем вернее угодит он большинству, т.е всем дуракам и невеждам, всего забавнее, когда глупцы начинают восхвлять глупцов, невежды – невежд,когда они взаимно прославляют друг друга в льстивых посланиях, стихах и панегириках»), философы («уважаемые за длинную бороду и широкий плащ, никогда ни в чем не сомневаются, как будто они посвящены во все тайны природы и только что воротились из совета богов»), богословы («смрадное болото, мнят себя обитающими на третьем небе, а на прочих смертных глядят с высока; им известно по какому плану создан и устроен мир, по каким каналам порча первородного греха распространяется на позднее потомство, какими способами, какой мерой и в какое время зачат был предвечный Христос в ложеснах девы»), иноки и монахи (пустынножители, своей грязью, невежеством, грубостью и бесстыдством эти милые люди, по их собственным словам, уподобляются в глазах наших апостолам), короли и придворные вельможи, придворные, верховные первосвященники.

Важные главы у Эразма – 65,66,67.

64-65 Лукавые толкователи слов Священного писания

66 Христианская вера сродни глупости

67 Высшей наградой для людей является своего рода безумие

Цитаты:

65

Павел: "Мы, -- говорит,-- безумны Христа ради"4. Слышали, как хвалит глупость такой неопровержимый автор? "Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым"5. Святой Павел в какой-то мере приписывает глупость самому богу: "Немудрое божие, -- говорит он, -- премудрее человеков"7. Сам Христос прямо говорит отцу: "Ты знаешь безумие мое"10.

Христос всегда осуждал мудрецов, кичащихся своим благоразумием. Об этом свидетельствует Павел, совершенно ясно говоря: "Но бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых"14 Христос восхваляет бога, скрывшего тайну спасения от мудрых и открывшего ее малым сим, иначе говоря – глупым.

Вспомните также, что своих верных, призванных к бессмертной жизни, Христос называет "овцами". А ведь каждому известно, что нет на земле существа глупее овцы; сошлюсь в том хотя бы на Аристотеля, который утверждает, что по причине бестолковости этого животного его именем называют людей глупых и тупоумных. И, однако, Христос провозгласил себя пастухом этого стада и даже радовался, когда его самого именовали агнцем.

Вот почему люди, хотя грешат с полным пониманием того, что делают, но, умоляя о прощении, ищут покровительства Глупости и пользуются ею как отговоркой.

Но вот еще более разительное подтверждение моей мысли. Когда Христос молился на кресте

 за своих врагов: "Отче, прости им", -- он не нашел для них иного оправдания, кроме неразумия: "Ибо не ведают, -- сказал, -- что творят"22.

66 

скажу кратко, что христианская вера, по-видимому, сродни некоему виду глупости и с мудростью совершенно несовместна.

кто такие были основатели христианства? Люди удивительно простодушные, жестокие враги всякой учености. Они (верующие) расточают свое имение, не обращают внимания на обиды, позволяют себя обманывать, не знают различия между друзьями и врагами, в ужасе бегут от наслаждений, предаются постам, бдениям, трудам, презирают жизнь и стремятся единственно к смерти, коротко говоря, -- во всем действуют наперекор здравому смыслу, словно душа их обитает не в теле, но где-то в ином месте. Что ж это такое, если не помешательство?

блаженство, которого христиане стараются достигнуть ценою стольких мучений и трудов, есть не иное что, как некая разновидность безумия.

Знамения же напоминают нам о смерти Иисуса Христа, и христиане обязаны подражать этой смерти, укрощая, подавляя и словно погребая свои страсти, дабы воскреснуть для новой жизни и соединиться со Христом Иисусом, соединяясь в то же время друг с другом. Напротив, толпа не видит в богослужении ничего, кроме обязанности становиться поближе к алтарю, прислушиваться к гудению голосов и глазеть на обряды.

И так как отсюда рождаются постоянные несогласия между ним и остальными людьми, он (праведник) упрекает их в безумии, а они отвечают ему тем же. Я же полагаю, что название безумца больше подобает праведникам, нежели толпе.

  

 67

 

Дабы это стало еще очевиднее, я, согласно моему обещанию, в немногих словах докажу, что награда, обещанная праведникам, есть не что иное, как своего рода помешательство.

Одно они знают твердо: беспамятствуя и безумствуя, они были счастливы. Поэтому они скорбят о том, что снова образумились, и ничего другого не желают, как вечно страдать подобного рода сумасшествием. Таково скудное предвкушение вечного блаженства.