Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Культурология ответы.docx
Скачиваний:
33
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
1.84 Mб
Скачать
  1. Тотем и табу. Система табу. Анимизм, магия и всемогущество мысли.

Примитивные народы считают, что мир населен огромным количеством духов и демонов. Ими они объясняют причину явлений природы. Примитивные люди одушевляют как животных и растения, так и все неодушевленные предметы мира. Они верят также в подобное одушевление человека. Каждый человек имеет душу, которая может оставить свое тело и переселится в других людей. Считается, что причиной этого дуализма является наблюдение феноменов сна (и сновидения) и столь похожей на него смерти и стремление объяснить себе эти так близко интересующие каждого состояния. Для примитивного человека бессмертие как продолжение жизни является само собой разумеющимся фактом. Отсюда и возникают понятия анимизма (учения о представлениях о душе (в узком смысле), в широком смысле - о духовных существах вообще.) и аниматизма (учения об одушевленности кажущейся нам неодушевленной природы). Одинаковые анимистические представления у различных народов являются необходимым психологическим продуктом мифотворческого сознания, и примитивный анимизм может считаться духовным выражением состояния человека.

Анимизм представляет собой философскую систему, он не только дает объяснение отдельного феномена, но и дает возможность понять весь мир как единую совокупность, исходя из одной точки зрения. Человечество знает три таких философских системы: анимистическую, религиозную и научную. Из них анимистическая - самая последовательная и исчерпывающая, она полностью, без «белых пятен» объясняет сущность мира.

«Колдовство и магия» - это указания, как поступать, чтобы получить власть над людьми, животными, предметами или их душами. Колдовство - это искусство влиять на духов, обращаясь с ними так, как при таких же условиях поступают с людьми (успокаивая, запугивая и т.д.). Магия в своей сущности игнорирует духов и пользуется особыми средствами, а не банальными психологическими методами. Она является первоначальной и более значительной частью анимистической техники, находит себе применение в случаях, когда, как нам кажется, одухотворение природы не имеет места. Принцип магического действия - ошибочное выдвигание идеального перед реальным.Мотивы, заставляющие прибегать к магии - это желания человека.

Условно магию можно разделить на имитативную (гомеопатическую) и контагиознаю. Примерами имитативной магии могут служить следующие магические процедуры: использование изображения врага (фото, фигурка и т.д.) для воздействия на него; имитация дождя, облаков или грозы, чтобы вызвать дождь; демонстрация полового акта должна обеспечить плодородие почвы. Т.е. в данной магии используется сходство между совершенным действием и ожидаемым происшествием.

В контагиозной магии действует соприкосновение, принадлежность к одному субъекту. Для вреда врагу можно воздействовать на его волосы, ногти, отбросы, части одежды и даже на имя, так как имя - существенная часть личности, зная его, приобретаешь власть над человеком, носящим его. В канибализме считаются с тем, что вместе с телом усваиваются моральные качества лица. Для примитивного человека не имеет значения то, что связь прервана или было однократное прикосновение. Так, например, считается, что постоянно существует связь между раной и оружием.

Ассоциативная теория магии объясняет только пути, которыми идет магия. Имитативная магия может применятся сама по себе, контагиозная предполагает и имитативную. Имитативное изображение удовлетворенного желания вполне сходно с игрой детей, которое заменяет у них чисто сенсорную технику удовлетворения. Отражение внутреннего мира закрывает в анимистическую эпоху настоящий мир, который, нам кажется, мы познаем.

Оба принципа ассоциации - сходство и смежность - совпадают в более общем единстве прикосновения. Принцип, господствующий в магии, в технике анимистического образа мыслей, состоит во «всемогуществе мыслей».

Все больные, страдающие навязчивостью, отличаются своего рода суеверием, несмотря на понимание его нелепости. Всемогущество мыслей яснее всего проявляется при неврозе навязчивости. Чувство вины невротика основано на интенсивных и частых желаниях смерти, которые в нем шевелятся по отношению к его ближним. Он близок к дикарю, который старается одними только мыслями изменить внешний мир. У невротиков сохранилась значительная часть примитивной неправильности.

В истории человеческих миросозерцаний анимистическая фаза (в которой человек сам себе приписывает могущество мысли) сменяется религиозной (могущество мысли отдается богам, но ими можно управлять), а последняя научной (в которой нет могущества человека). В одной только области всемогущество мысли сохранилось в культуре, в области искусства.

Если рассмотреть стадии проявления сексуального влечения:

1. стадия аутоэротизма (компоненты сексуальности стремятся каждая в отдельности к наслаждению и находят удовлетворение на собственном теле),

2. стадия нарцизма (человек ведет себя так, будто влюблен в себя),

3. стадия выбора объекта (в известной степени человек остается нарцистичным даже после того, как нашел внешний объект),

то анимистическая фаза соответствует нарцизму, религиозная - ступени любви к объекту, характерной привязанностью к родителям, научная - полная параллель тому состоянию, когда индивид отказался от принципа наслаждения и ищет свой объект во внешнем мире, приспособляясь к реальности.

Первое миросозерцание, сложившееся у человека, анимистическое было психологическим. Если магия сохранила полностью всемогущество мысли, то анимизм уступил часть этого всемогущества духам, что проложило путь к образованию религий.

Духи и демоны представляют собой проекцию чувств примитивного человека. Склонность проектировать вовне душевные процессы усиливается там, где проекция дает преимущества душевного облегчения (например, процесс паранойи использует механизм проекции, чтобы освободится от конфликтов в душевной жизни). Примитивный человек склонился перед всемогуществом смерти с тем же жестом, с каким он как бы отрицал ее.

Неизменчивость и неразрушимость соответствует бессознательным процессам, и они считаются настоящими носителями душевной деятельности. Примитивное представление о душе в существенном (дуализме) совпадает с современным.

Вторичная переработка продукта работы сновидений представляет собой прекрасный пример сущности и целей системы мышления. Такое образование системы известно также в навязчивых мыслях и при некоторых формах бреда. Во всех случаях происходит перераспределение психического материала соответственно новой цели. Лучшим признаком образования системы является то, что любой ее результат допускает по меньшей мере 2 мотивировки: одну, исходящую из предпосылок системы, т.е. возможно и бредовую, и другую, скрытую, которую мы должны признать, как собственно действительную, реальную.

В период господства анимистической системы имели место успехи и прогресс, которые совершенно неправильно недооценивают благодаря их суеверной мотивировке (например, целомудрие и чистота воинов в военном походе).

Психологию народов, оставшихся на анимистической ступени, можно сравнить с душевной жизнью ребенка, которую взрослые, не понимают, и богатство и утонченность которой поэтому так недооценивают.