Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы на экз ИГП РБ.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
1.72 Mб
Скачать

18. Столыпинская реформа в Башкирии. Изменения в общественном строе: усиление классовой дифференциации среди башкирского населения. Введение.

Прежде чем начать рассмотрение вопроса о особенностях проведения Столыпинской аграрной реформы в Уфимской и Оренбургской губерниях, нам кажется необходимо начать работу с краткой характеристики собственно Российской Столыпинской реформы. Без общей картины земельной реформы, ее целей, методов, результатов, освещение вопросов региональных будет не совсем корректно, не сложится общей картины, многие нюансы будут не охвачены. Цели столыпинской аграрной реформы заключались в привлечении на сторону режима широких слоев крестьянства и предотвращение новых аграрных выступлений. При этом реформаторы не стремились разрушить социально-административную организацию общины. Речь шла лишь о ликвидации ее экономического землераспределительного механизма. Конечной целью провозглашался общий подъем сельского хозяйства страны. Изменение формы собственности на крестьянскую землю, превращение их в полноправных владельцев своих наделов предполагалось прежде всего путем укрепления наделов в частную собственность. Кроме того, по закону 1911 г. разрешалось проводить землеустройство (сведение земли в хутора и отруба) без укрепления, после чего крестьяне также становились землевладельцами. В то же время продавать надел крестьянин мог только крестьянину, что ограничивало право земельной собственности в условиях крестьянской чересполосицы (2/3 крестьян центральных районов имели наделы, разделенные на 6 и более полос в различных местах общинного поля) и дальноземелья (40% крестьян Центра должны были проходить от своих усадеб до наделов 5 и более верст), планировались работы государственных землеустроительных комиссий по сведению полос крестьянского надела в единый участок - отруб. Если такой отруб находился далеко от деревни, на него переносилась усадьба, образовывался хутор.

Для решения проблемы крестьянского малоземелья и снижения аграрной перенаселенности в Центральных регионах активизировалась переселенческая политика, прежде всего в Сибирь, и выдачи ссуд на благоустройство. Продажа крестьянам земли в рассрочку через Крестьянский банк также необходима была для сокращения малоземелья. Превращение крестьян в землевладельцев на первом этапе (1907-1910 гг.) в соответствии с Указом 9 ноября шло несколькими путями: Укрепление чересполосных участков в собственность (было укреплено 2 млн. наделов). Всего в 1907-1915 гг. "укрепленцами" стали 2,5 млн. чел. - 26% крестьян - общинников Европейской России (без Западных губерний и Зауралья), но почти 40% из них продали свои участки, в большинстве своем переселившись за Урал, уйдя в город или пополнив слой сельского пролетариата. Землеустройство на втором этапе (1911-1916 гг.) по законам 1910 и 1911 гг. давало возможность получения надела в собственность автоматически после создания отрубов и хуторов. Таким путем стали землевладельцами 1,6 млн. чел. Главным направлением реформы стало землеустройство, которое теперь само по себе превращало землю в частную собственность крестьян. Всего к 1916 г. 1,6 млн. единоличных хозяйств (хутора и отруба) были образованы приблизительно на 1/3 крестьянской надельной (общинной и подворной) и купленной крестьянами у банка земли. Получив ссуду от правительства, на новые земли за Урал двинулось 3,3 млн. чел. 0,5 млн. вернулись. Это направление реформы оказалось наименее эффективным при ориентации на переселение бедняков. Значительные размеры приобрела покупка земли крестьянами с помощью Крестьянского банка (было продано 15 млн. казенной и помещичьей земли, из нее 90% купили в рассрочку крестьяне). Большими темпами развивалось кооперативное движение: с 1905-1915 гг. число кредитных товариществ увеличилось с 1680 до 15,5 тыс.

1)

Предыстория аграрного вопроса в Башкортостане.

После присоединения к России в башкирском обществе сложились уникальные в истории формы землевладения и земельные отношения. Башкиры были признаны вотчинниками своих земельных владений. Специфика вотчинного права башкир заключалась в том, что оно носило общинный характер, и частная собственность на землю отсутствовала. Полноправные члены общины -- “асаба” имели одинаковые права на владение, пользование и распоряжение равной долей угодий, т.е. являлись совладельцами общинной земельной собственности. Другой важной особенностью башкирского землевладения было то, что фактически землей распоряжались башкирские феодалы: бии-князья, тарханы, старосты, старшины. Реальное владение у башкир зависело также и от количества скота. Вотчинник, имеющий много скота, фактически владел и большей долей общинной земли. При характеристике башкирского землевладения следует указать и на ограниченный характер их вотчинного права. Верховным собственником башкирских вотчин являлся русский царь. Он подтверждал вотчинное право башкир путем выдачи жалованных грамот. Башкиры обязывались нести в пользу государства военную службу и платить поземельный налог -- ясак. При этом коренные жители края не могли свободно распоряжаться земельной собственностью. До издания царского указа от 11 февраля 1736 г. им запрещалось продавать или отдавать в аренду на длительный срок вотчинные угодья.

Несмотря на то, что при присоединении края царское правительство обещало сохранить все земли за башкирами, политика постепенно изменяется, начинается захват башкирских земель. С 30-х годов XVIII века развертывается строительство крепостей и заводов в крае, раздача угодий дворянам, чиновникам, офицерам, крестьянам-переселенцам. Все это привело к массовому недовольству среди коренного населения политикой царского правительства по земельному вопросу.

Для нормализации обстановки в стране правительство решило провести Генеральное межевание всех земель. Указы по этому вопросу были приняты в 1765--1766 гг. Было решено проверить земельные владения по всей стране, их соответствие имеющимся документам у владельцев. Таким путем власти намеревались свести к минимуму земельные споры и успокоить население.

Проведение Генерального межевания в 1798--1842 гг. на территории края окончательно не урегулировало земельные отношения. Причина этого заключалась в том, что условная территориальная единица межевания -- “дача” охватывала обычно пределы волости, т.е. группы населенных пунктов. После этого правительство планировало отделить для каждого двора башкир-вотчинников или крестьян определенное количество земли. Эта задача стала постепенно решаться на основе указа от 10 февраля 1869 г. в рамках специального межевания башкирских дач.

Это мероприятие по времени совпало с началом нового этапа переселенческого движения в Башкортостан. Правительство пыталось упорядочить все эти явления. В частности, купля-продажа башкирских угодий допускалась только после раздела территории дачи на неотчуждаемые душевые наделы для башкир-вотчинников, для припущенников-арендаторов (если они были), отделения ранее купленных участков в частную собственность и выделения “свободных сверх душевого надела” земель башкир-вотчинников. Однако эти распоряжения зачастую не выполнялись. Причина нарушения законодательства, с одной стороны, заключается в кризисе башкирского хозяйства, связанного с переходом от полукочевого скотоводства к оседлому земледелию. С другой стороны, стремительный наплыв на территорию края большого количества различных скупщиков земли также обусловил игнорирование распоряжений правительства. Все эти тенденции ярко проявились в 70-х гг. XIX века. Межевые работы на территории Уфимской и Оренбургской губернии, производившиеся на протяжении XIX -- начала XX века, имели ряд последствий. С одной стороны, они способствовали решению многих земельных споров, сбору сведений о хозяйстве и численности населения, площади волостей, структуре землепользования. С другой стороны, землемеры узаконивали возникшие земельные владения, которые в свою очередь имели далеко незаконное происхождение. Уменьшение земельных площадей этих волостей способствовало переходу населения от полукочевого скотоводства к оседлому земледельческо-скотоводческому хозяйству и различным промыслам. Переход к новым видам хозяйственной деятельности был достаточно болезненным для башкир, что формировало широкое общественное недовольство. Власти стремились обеспечить баланс интересов как башкир, так и различных переселенцев. Для этого были изданы ряд законов, обеспечивавших поддержку башкирского землевладения.