Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лютый-Этика в лицах.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
76.8 Кб
Скачать

Этическое противостояние

Данное название понимается неоднозначно, и больше похоже на игру слов, даже софизм. Но, в контексте вышеперечисленных 4-х первых этик, можно рассматривать, по крайней мере, 6 попарных противостояний каждой из них. Не повторяя вышесказанное, кратко перечислим эти комбинации:

Фанатик - еретик: "верю - не верю";

Фанатик - дурак: "не боюсь - боюсь";

Еретик - дурак: "не верю, не боюсь - верю, боюсь";

Этика без этики: "верю и не верю, боюсь и не боюсь" включает в себя все три антитезы.

Если же говорить более конкретно, то можно выделить противостояние абсолютных ценностей и относительных. По определению, абсолютные ценности непостижимы для человека смертного, впрочем, они и связаны с понятиями "смерть", "жизнь", "счастье", "любовь" и т.д., зависящие от особенностей менталитета того или иного этноса или народа. Относительные же - процессуальны, т.е. существуют в жизни и, следовательно, изменчивы.

Споры об абсолютных истинах бессмысленны, неразрешимы принципиально, но непостижимым образом могут разрешаться. Подобный спор между двумя людьми может длиться всю их жизнь (ведь "жизнь" - абсолютная истина), или один из них отказывается от своей правды (символически "умирает" - снова абсолютная истина). Например, Шопенгауэр всю свою жизнь противостоял Гегелю. Ведь, по Гегелю, счастье заключалось в проявлении воли в выполнении своего Долга; для Шопенгауэра же счастье как жизненная ценность не принимается, а жизнь видится как Воля к власти. Подобно своему предшественнику, Ницше отверг ценности Канта: (кантовскую "Вещь в себе" Ницше называет "ублюдком", "суррогатом жизни", равно, как и другие научные единицы - атомы и пр.). Современные сторонники Канта больше похожи на "фанатиков"-интеллектуалов, а сторонники Ницше - на "безумных тантристов". В христианстве существует образ святого Киприана, который, будучи "правой рукой дьявола", однажды увидел силу Веры в молодой девушке и, не сумев ее совратить, перешел на сторону бога. Отсюда и категоричность Молитвы Киприана: "Не постигший зла, не постигнет и добра". Всякая категоричность абсолютна. Бердяев противопоставляет "этику искупления" (христианскую) "этике творчества" (истинную), а также "время испорченное" (настоящее) - "истинному времени" ("Действие истории зачато в недрах Абсолюта, и настоящая основа истории есть свобода зла", настоящая история есть "неудача духа, в ней не образуется Царство Божие"). Шестов, говоря о "мистической этике", противопоставляет стремление к свободе - разуму, где разум - "уклонение от свободы".

Говорят, что полуправда хуже лжи. С этой точки зрения, не существует "правдивой лжи", "сладкой лжи", "горькой правды". В "этике без этики" правда, добро - это то, что создает бесспорные абсолютные ценности в данный момент, такие, как жизнь и смерть, счастье и любовь (если такие в данном обществе имеются); а ложь, зло - это то, что разрушает абсолютные истины (например, веру в бога). Пожалуй, и для "солнечного", и для "лунного" общества есть одна общая ценность - осознание человеком самого себя, при всем многообразии разногласий. В этом и общее понятие добра (рождение ребенка во всех культах - свято, но смертная казнь - относительна; разделение знание на "светлое" и "черное" - тоже не повсеместно). Таким образом, добро более "абсолютно", чем зло. Например, создание доброго мнения о себе, имиджа - длительный процесс в относительном мире, возможно вечный (абсолютный). С другой стороны, одного плохого проступка (т.е. связанного со злом, какой-то ложью) хватит, чтобы вмиг разрушить все то, что создавалось годами хорошего. Вообще "ломать - не строить". С этой же точки зрения, выбирать "из всех зол - меньшее" тоже характеризует зло как относительное понятие. С другой стороны, "от добра - добра не ищут" говорит о неделимости добра (т.е. об абсолютности добра).

Вышеприведенные пословицы и метафоры отражают русское мировоззрение, но, на самом деле, аналогичные словесные обороты существуют во всех языках. Разница в этнических ценностях может быть опять же относительна. Поэтому, и не существует "фанатика", "еретика" и "дурака" в чистом виде. Это всего лишь абсолютизации, приведенные нами лишь как модель понимания относительных проблем этики.