Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
готовые вопросы1.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
573.95 Кб
Скачать

38. Основные праистоки журналистики. Общие и отличительные признаки.

Эпитафии и настенные надписи. Реализация информационной потребности как общение человека с богами, так и между собой, происходила с помощью эпитафий и настенных надписей. Это первые примеры информационных материалов, содержащих биографию умершего, обращение к богам и частично к людям. Распространено было в Древнем Риме, Египте, где погребение было важным жизненным актом. Страшно было остаться непогребённым, т.к. боги не примут. Для высекания эпитафий работали погребальные коллегии. Со стен Помпеи списано сейчас около 1,5 тыс. надписей (а всего – 10 тыс.). Они содержали похвалы и информационные сообщения, имена кандидатов на выборную должность. Анналы. Их можно считать первыми периодическими изданиями-ежегодниками. Эти белые доски выставляли в Др. Риме около дома понтифика с информацией для граждан. Информация касалась изменений в календаре (поэтому и ежегодник). Позднее темы информации расширились, а анналы превратились в хроники (анналы, т.к. «аннос» - год). Там писали о бедствиях, войнах, внутриполитических событиях, деятельности сената, итогах выборов и погоде. В 130 г. до н.э. были изданы большие анналы – 80 книг со сводками погоды. С 1 в. до н.э. в Риме по указу Юлия Цезаря на протяжении 5 веков издавались сводки разных известий – acta senatus, acta diurnal populi romani – повседневные известия для римских граждан. Информация писалась на белых досках и вывешивалась на видных местах. Рукописные копии acta рассылались по городам и провинциям Рима. Их периодичность была нерегулярная.

Для создания предпосылок появления журналистики необходимо было развитие многообразных традиций использования письменных форм информацион. процессов, развитие разносторонних жанров словесности: литература, история, философия и театр – фундамент, на котором выросла журналистика. Цели истории и журналистики сходны: донести до людей првдивую информацию. Различны лишь временные характеристики. Журналистику называют историей одного дня, помимо правдивости нужна оперативность информации, а история анализирует и фиксирует события на длительное время. Однако при рождении истории у неё было очень много общего с журналистикой, т.к. на тот момент это была история одного дня, одного месяца. Слово «история» переводится как «свидетельство очевидца» или «расследование путём допроса». Древнегреческие хронисты именно таким методом составляли свои хроники на основе преданий, мифов, анналов. Тот же принцип характерен для журналистики. В трудах историков древности виден важный источник журналистики. В них есть достоверность, информативность, доходчивость.

39. Особенности европейской публицистики периода Средневековья и Возрождения. Публицистика западноевропейского средневековья чрезвычайно разнообразна как в жанровом, так и в тематическом аспектах. Разнообразие это объясняется большим временным диапазоном самого понятия «средневековье», а также национальным своеобразием различных культурных традиций Западной Европы. Мир средневековья формировался внутри античной цивилизации в период идеологического противостояния набиравшего силу христианства и античных религиозных культов. Эта борьба определила основную направленность публицистики 3 – 4 вв. Период упадка европейской культуры 6 – 8 вв. получил название «темных веков». В этот период накал политической и религиозной жизни отразился во многих жанрах средневековой христианской литературы – в проповедях, посланиях, видениях, поучениях, мираклях, обличениях, диалогах, церковных историях и т. д. Во второй половине 6 в. выделился такой мастер церковного красноречия, как папа Григорий 1 Великий. В его «Диалогах» встречаются образцы как морально-дидактической, так и политической публицистики. Спецификой средневековой публицистики являлась постоянная апелляция к Авторитету – к Священному Писанию, трудам отцов церкви или сочинениям Аристотеля. У средневекового публициста всегда за спиной находился авторитет, направлявший руку пишущего, а потому текст создавался как бы от лица иного, более компетентного источника.

Начиная с 9 в. наблюдается постепенное смещение направленности средневековой публицистики в сторону чисто политических проблем. Так, известный французский публицист Пьер Дюбуа состоял на королевской службе, защищая политику Филлипа Красивого от претензий со стороны папы Бонифация 8. В памфлетах Дюбуа много интересных мыслей о лишении папы светской власти, об отделении государства и общества от церкви, о федерации европейских государств под эгидой французского короля, об уничтожении войн и о посредничестве в разрешении международных споров. Дюбуа требовал реформы права, выдвигал идею всеобщего просвещения, даже женского. Избранный в генеральные штаты, он поддержал короля в борьбе с тамплиерами и призвал Филлипа принять императорский титул. Дюбуа предстает в своих памфлетах как весьма оригинальный идеолог, убежденный в действенной силе своих концепций. Английская публицистика 15 в. выдвинула такую яркую фигуру, как Джон Фортескью, политические памфлеты которого оказались в самом центре династической борьбы за корону. Писал он, как и большинство британских литераторов его времени, на латыни и на английском. Многие его памфлеты построены на противопоставлении идеи абсолютной и ограниченной королевской власти, причем английскому варианту ограниченной монархии отдавалось предпочтение по сравнению с абсолютистским правлением во Франции. В эпоху Возрождения начало меняться общественное положение литератора, произошло ускорение информационных процессов. Помимо памфлетов, депеш и различных образцов эпистолографии, циркулировавших в политической и интеллектуальной среде того времени, появился такой политический жанр, как «реляции», т. е. сообщения о каких-либо военных или дипломатических событиях, носящий преимущественно документальный характер. Расцвет этого жанра в Италии пришелся на рубеж 15 – 16 вв. В ренессанской публицистике выделилась сатира, примером которой может служить «дурацкая литература», представленная в немецкой литературной традиции именами Себастьяна Бранта и Томаса Мурнера. В карнавальной традиции сатирическому осмеянию подвергались различные аспекты общественной, политической, социальной и частной жизни. Высшее свое воплощение эта литература получила в творчестве Эразма Роттердамского «Похвальное слово глупости» (1509). Итак, все приведенные выше примеры принято называть «дожурналистскими явлениями». Это вполне исчерпывающее определение. Журналистика и информация не идентичные понятия, первое не исчерпывается вторым, оно гораздо шире. Если для формирования литературы как самостоятельного вида творчества и общественной деятельности достаточно создания письменности (а для устного творчества и это не обязательно), то для выделения журналистики в оригинальную форму этого мало. Недостаточно и просто передачи информации. Необходим определенный уровень развития общественных отношений, экономики, науки и техники, который рождает эту специфическую форму социальной деятельности и творчества, делает её незаменимой.