Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
готовые вопросы1.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
573.95 Кб
Скачать

15. Государственное устройство Древнего Рима и место в нем ораторского искусства. Противоречия между политическими партиями в связи с развитием ораторского искусства.

Около 509 г. до н.э. восстание местного населения в Риме привело к свержению этрусских царей и установлению республиканской формы правления. Управление перешло к избираемым высшим магистратам и сенату. Сенат из 300 человек - представителей аристократических родов (патрициев) и бывших магистратов - играл большую роль в жизни Рима. Высшими магистратами были два равноправных консула, избиравшихся на один год. В случае чрезвычайных ситуаций сенат назначал диктатора. Ниже консулов в структуре исполнительной власти стояли преторы. Диктаторы, консулы и преторы имели широкие полномочия. Полномочия остальных должностных лиц - цензоров, курульных эдилов, с 477 г. до н.э. квесторов - были ограниченными. Центуриатные комиции - собрание членов военной организации патрициев и плебеев, - состояли из 193 центурий (сотен), имевших по одному голосу, где главенствовала аристократия (98 сотен). Центуриатные комиции выбирали магистратов, решали вопросы о войне и мире, принимали законы и были высшей судебной инстанцией. После 494 г., в ходе борьбы плебеев и патрициев, возникли трибутные комиции (собрание граждан по территориальным округам - трибам). Их законы стали обязательными и для патрициев. Собрание избирало народных трибунов, которые защищали плебеев от произвола аристократии.

Основной причиной кризиса Римской республики было то, что полис со своей экономической, социальной и политической структурой, предназначенной для государства в рамках одной общины, был не в состоянии управлять огромной империей, возникшей в Средиземноморье.

Крупной политической силой ораторское искусство было в Древнем Риме.

Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Не случайно, когда в середине II века до н.э. в Риме появились греческие риторы и открыли там первые риторские школы, в них устремилась молодежь. Но греческие риторские школы были доступны не каждому: уроки риторов обходились недешево и учиться в них можно было, только в совершенстве зная греческий язык. Практически посещать греческие школы могли только дети аристократов, которые должны были потом встать во главе государства. Поэтому правительство не чинило препятствий греческим риторам и благосклонно относилось к их школам. Но когда в I веке до н.э. открылась школа с преподаванием риторики на латинском языке, сенат заволновался. Нельзя было допустить, чтобы оружие, владеть которым до сих пор учились их сыновья, взяли в руки представители других классов. И в 92 году издается эдикт «О запрещении латинских риторских школ». Там было записано:

Нам сообщено, что есть люди, которые ввели новый вид преподавания и к которым в школу собирается молодежь; они дали себе имя латинских риторов; юноши сидят у них целыми днями. Предки наши установили, чему учить своих детей и в какие школы желательно им ходить. Эти новшества, установленные вопреки обычаям и нравам предков, нам не угодны и кажутся неправильными.

Ораторская карьера в Древнем Риме была и почетной, и доходной. Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и древнегреческие, были известными политическими деятелями. Так, одним из первых римских ораторов являлся государственный деятель Рима ІІІ-ІІ вв. до н.э. Марк Катон Старший. Непримиримый враг Карфагена, Катон каждую речь в Сенате заканчивал фразой, которая стала крылатой: «И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен». Это выражение употребляется как призыв к упорной борьбе с врагом или каким-либо препятствием.

Выдающимися ораторами более позднего периода были известные государственные деятели и сторонники проведения аграрной реформы — Тиберий и Кай Гракхи. Видное место среди римских ораторов занимал и Марк Антоний, римский политический деятель и полководец. Но самым крупным политическим деятелем того времени был Марк Туллий Цицерон. Есть два искусства, — писал Цицерон, — которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно — это искусство хорошего полководца, другое — искусство хорошего оратора. Это изречение раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство — это функция политики. Как свидетельствует история, и в последующие периоды крупными ораторами становились видные политические деятели.