Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия 2012.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
518.74 Кб
Скачать

22. Социогенез и всемирно-исторический процесс

Социогенез – это происхождение и развитие общества.

Общество есть взаимодействие людей, опосредованное вещами. Обусловленность социогенеза человеческим субстратом позволяет ввести более конкретное понятие – антропосоциогенез – происхождение и развитие человеческого общества.

Происхождение и развитие общества осуществляется во взаимообусловленном развитии человека и вещей. Ядром общества является воспроизводство человеческого рода. Но воспроизводство человека опосредовано воспроизводством вещей. Сохранность и развитие вещного фонда человеческого общества является условием существования общества. Необходимы кооперация и разделение труда в использовании фонда вещей, а также в их производстве и передаче навыков по их употреблению. Таким образом, воспроизводство общества выражается в взаимосвязанном воспроизводстве вещей и людей.

Этапы развития общества дифференцируются в зависимости от динамики состава вещного фонда и человеческого субстрата. Становление человека антропологи описывают по антропологическим типам: австралопитеки, питекантропы и пр. Первые этапы развития человеческого общества дифференцированы по материалу (каменный век, бронзовый век, железный век), а затем по характеру используемой вещной среды и техники (аграрное общество, индустриальное общество, информационное общество).

Начиная с кроманьонского человека человеческое общество отличается от локальных животных сообществ систематическим и устойчивым матримониальным обменом – экзогамией и обменом половыми партнерами между локальными социальными организма. Эти организмы (первоначально стада, родовые общины и племена) существуют в условия географического разделения труда, сформировавшегося благодаря адаптивности вещного фонда к окружающей среде. Каждый социальный организм характеризуется особенным хозяйственно-культурным типом (земледельцы – скотоводы, цивилизации риса – цивилизации пшеницы), а их взаимодействие стабилизирует социальность, придавая устойчивость обществу в нестабильной окружающей среде. Культурный обмен между различными социальными организмами усложняет и дифференцирует каждый из них, определяя перспективу их устойчивого развития.

В результате в ойкумене обитания человеческого рода формируется сеть взаимосвязанных социальных организмов. Человечество развивается как мировое сообщество, а его развитие есть всемирно исторический процесс.

Законы и характеристики всемирно-исторического процесса:

- единство всемирно-исторического процесса, обусловленное единственным центром происхождения человека;

- этнокультурная непрерывность, выражающаяся в малозаметных переходах от одной культуры к другой и всеобщей опосредованной взаимосвязи культур;

- неравномерность всемирно-исторического развития, обусловленная естественно-историческим отбором социальных организмов и проявляющаяся в возвышении одних и упадке других социальных организмов;

- комплексирование социальных организмов в цивилизации, выделение локальных центров и периферии цивилизационного развития;

- эшелонированность всемирно-исторического процесса, выражающуюся в зависимости стран 2-го и 3го эшелонов развития и инверсии порядка их развития.

23. Прагматизм (греч. pragma — дело, действие) — философское учение, рассматривающее действие в качестве центрального, оп­ределяющего свойства человека. В основе познания лежит действие, так как проявления воли вызывают ощущения. Любое описание есть скрытое предписание. Ценность мышления обуслов­ливается его действенностью, эффективностью как средства для достижения успеха, для решения жизнен­ных задач. Прагматик — это человек, который выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов. «То, во что для нас лучше верить — истинно», — утверждал основатель прагматизма В. Джемс

Прагматизм называют оригинальной и во многом самобытной американской философией. Апологеты этого направления называют прагматизм философией делового человека. Рождение прагматизма традиционно связывается с усилиями группы сотруд­ников Кембриджа (штат Массачусетс) в 1870-х ("Метафизического клуба"). Его член Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914) пришел к выводу, что наши представления о том или ином объекте сводятся к тому, какие практические последствия он имеет для нас.

"Принцип прагматизма" или "прагматическая максима"

«Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях».

«Представим себе, какие практические последствия может иметь действие данных объектов, и наше представление об этих действиях будет составлять всю совокупность представлений об этих объектах»

«для того, чтобы выяснить значение некоторой умозрительной концепции, следует принять во внимание практические последствия того, что данная концепция истинна; сумма этих последствий составляет все значение самой концепции».

Сформулировал закон роста разума: первый и фундаментальный закон ментального действия состоит в тенденции к обобщению. Чувство стремится распространиться; связи между чувствами пробуждают чувства; соседствующие чувства ассимилируются. Чувства, из-за того, что они возбуждены, становятся еще более возбудимыми, особенно теми способами, которыми они возбуждались ранее. Сознание такой привычки конституирует общее понятие. Идеи склонны распространяться непрерывно и влиять на определенные другие идеи, находящиеся к ним в особом отношении претерпевания воздействия. При этом распространении они утрачивают интенсивность, в особенности же — силу влияния на другие, однако приобретают обобщенность и сливаются с другими идеями. Приближение к истине, по Ч. Пирсу — это процесс беспрестанного устранения ошибок, совершенствова­ние гипотез, обновление результатов.

Популяризатором этого направления считается американский философ и психолог Уильям Джеймс (1842- 1910). Он исходил из того, что сама действительность пластична, обладает множеством форм, отсюда свободное творчество человека создает плюралистическую картину мира, потому что философствовать означает "иметь индивидуальный способ восприятия и чувствования биения пульса космической жизни", причем способ философствования зависит от врожденного темперамента человека. "Плюралистическая Вселенная" – это "царство случая", "великий цветущий, жужжащий беспорядок". включающей в себя, в конечном счете, столько же центров "организа­ции", сколько и самосознающих воль действительно сво­бодных людей. Миром правят "любовь и случайность".

Философия, по его мнению, сформировалась как метод улаживания споров, которые возникают из-за многообразных результатов практических действий людей, преследующих самые разные цели. Содержание знания определяется его практически­ми последствиями. Если исследователь знает, какие практиче­ские следствия в состоянии продуцировать объект поня­тия, то понятие о них всех и явится полным понятием объекта. Философские споры разрешимы через сопоставление практических следствий той или иной теории. Функция философии — по Джемсу — в уяснении того, какая разница для меня и для вас, если та, а не иная мо­дель мира является истинной. Истинно то, во что лучше верить: «гипоте­за о Боге истинна, если она служит удовлетворительно...".

Джон Дьюи (1859—1952).

Ситуационизм. Большин­ство ситуаций, в которые включен человек, носят не ус­тойчивый (стационарный) характер, а полны неопреде­ленностей, т.е. проблемны. Они проблемны (а следова­тельно и опасны для человека) до тех пор, пока мы не знаем, каким образом в них действовать, пока мы не способны их структурировать, не можем их перевести в ситуацию реализации решений.

Инструментализм Задача интеллекта в том и за­ключается, чтобы дать человеку возможность нормаль­но жить в неустойчивом и полном опасностей мире. Понятия, идеи, теории суть лишь сред­ства, орудия, "ключи к ситуации", "планы действия" субъекта, оце­ниваемые функционально, т.е. с точки зрения (не) обес­печения успеха в данной ситуации.

Каждое понятие следует рассматривать по его «наличной стоимости» — как оно работает в потоке опыта. Если не работает, его следует отбросить. Чтобы понять, какие объекты существуют, а какие нет, нужно посмотреть, какие ощущения и какие мыслимые практические последствия следуют из принятия той или иной гипотезы. Совокупность последствий, как непосредственных, так и ожидаемых, будет истиной данного объекта. Напр., понятия «материя», «абсолютный разум» не оказывают осязаемых практических последствий, следовательно, лишены смысла. В гносеологии прагматический метод означает здравый инструментализм: усмотрение в теориях не истины о реальности, а умственных способов для практической ориентации в среде. Теории, в одном контексте являющиеся ложными, в другом могут оказаться истинными. Такой подход дает возможность снимать надуманные проблемы и улаживать споры, возникающие из-за непонимания контекстуальности истины.

Контекстуализм. Ситуации локализу­ют наш опыт, контекстуализируют и его и наши инст­рументальные (познавательные) возможности, актуа­лизируя поиск новых решений именно здесь-и-сейчас (на основе выстраивания выгодных и эффективных от­ношений с объектами).

Этапы приведения неопределенной ситуации к стандартной: 1) чувство затруднения; 2) его определе­ние и уяснение его границ; 3) представление о возможном решении; 4) экспликация с помощью рассуждения отно­шений этого представления; 5) дальнейшие наблюдения, формирующие "уверенность" либо "неуверенность".

Мелиоризм: практическая философия плюрализма предполагала постепенное улучшение общественного устройства.

Следует всячески заботиться о создании для молодого поколения таких условий, которые бы способствовали реализации потенциала личности. Благодаря формируемым у них навыкам, молодые люди должны стать способными удовлетворять будущие социальные потребности, способными продвинуть общество на следующую ступень развития. Тогда и только тогда все наличные силы общества смогут выполнять роль ресурсов, служащих цели улучшения совместной жизни людей

Экспериментализм.

Проблема заключается не в практическом применении твердой и незыблемой доктрины. Политические стратегии и проекты социальных реформ следует рассматривать как рабочие гипотезы, а не как такие программы, которых приходится строго придерживаться и которые надлежит во что бы то ни стало реализовать. Они должны носить экспериментальный характер, и потому требуется непрерывное наблюдение последствиями их реализации; соответственно, они должны подвергаться незамедлительной коррекции, учитывающей эти последствия.

При этом все еще будут сохраняться расхождения во мнениях, то есть различные суждения относительного того, каким путем лучше всего следовать, какую политическую стратегию лучше всего употребить. Но мнения уже не будут результатом возведения в абсолют и преподнесения в качестве вечных истин неких частных ситуаций.

Далее насущной потребностью общества является совершенствование методов и условий проведения дебатов, обсуждения вопросов и убеждения граждан. В этом и состоит основная проблема общества, что практический успех зависит от раскрепощения и усовершенствования исследовательских процессов и распространения выводов, полученных в результате данных исследований. Само же исследование является задачей, целиком ложащейся на плечи экспертов. Но демонстрировать свои особые знания и умения эксперты должны не на ниве формирования и осуществления политических стратегий, а в области обнаружения и популяризации тех фактов, от знания которых зависит любая политика. Нет никакой необходимости в том, чтобы знаниями и умениями, требующимися для осуществления соответствующих исследований, обладали многие из них; достаточно, чтобы эти многие были в состоянии судить о том, какое значение имеет добытое другими знание для общества в целом

Наиболее углубленное и всестороннее понимание сообщества неизменно предполагает наличие общения «лицом к лицу». Наполненное миром и смыслом счастье возможно только при установлении надежных связей с окружающими; оно достигает таких глубин, что возникает возможность сформировать некое незыблемое основание, расположенное за поверхностью осознанного опыта. Трудно сказать, в какой мере такие признаки, как суетливость, непоседливость, раздражительная неудовлетворенность, потребность в искусственных стимуляторах являются симптомами отчаянных попыток заполнить пустоту, образующуюся при ослаблении тех связей, что превращают людей в сообщество, спаянное единством непосредственных переживаний. Если и есть в психике человека нечто такое, на что можно положиться, то это тенденция к обретению в себе самом порядка и покоя, сменяющая нескончаемый поиск чего-то далекого, не приносящего удовлетворения. Порядок же и покой обретаются, повторим, только в тех насущных, устойчивых и глубоких связях, установить которые можно лишь со своим непосредственным окружением.

Единообразие и стандартизация способны послужить той скрытой основой, на которой зародится дифференциация и высвобождение индивидуального потенциала личностей. Они могут перерасти в бессознательные привычки, принимаемые как нечто само собой разумеющееся в механических видах жизнедеятельности, и стать той почвой, на которой способны расти и множиться личные чувства и таланты индивидов. Мобильность же, в конечном счете, способна помочь жертвам опосредованных и обезличенных контактов и взаимосвязей вернуться в местные сообщества; благодаря им, жизни таких сообществ будет придана определенная гибкость, исчезнет угроза застоя, являвшегося обратной стороной былой стабильности; жизнь местных сообществ обогатится элементами разнообразного и многоцветного опыта.

Возможно, к организации перестанут относиться как к самоцели. И тогда организация перестанет быть чем-то механическим, навязанным извне, чем-то, что препятствует свободному проявлению художественных наклонностей индивидов, связывая людей по рукам и ногам путами конформизма, вынуждая их к отказу ото всего, что не вписывается в автоматическое функционирование такой самодостаточной сущности, как организация. Став не более чем средством к достижению цели, организация будет усиливать индивидуальность, она поможет личности оставаться самой собой, так как расширит естественные границы ее возможностей.

Затруднение прагматизма: проблемой интерсубъективного удостоверения практических последствий – два человека не смогут вести осмысленный разговор, поскольку у них могут быть разные толкования этих последствий.