Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
глава 6 (качество юв потенц.).doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
436.74 Кб
Скачать

6.4. Качество ювенального потенциала и стратегическое развитие регионов рф

Социально-экономическая стабилизация рос­сийского общества, выход из системного кризиса и дальнейшее устойчивое развитие во многом определяются «молодежным фактором». Подрастающее поколение (дети, подростки и соб­ственно молодежь) выступает как объект и субъект общественного воспроизводства, а в перспективе – трудовой, экономический потенциал, от качеств и свойств которого зависит прогрессивное развитие социума или его деградация, социальная патология.

Наиболее острой проблемой как для России в целом, так и практически для каждого ее региона явля­ется проблема дисбалансов - противоречие между низким человеческим (в том числе трудо­вым) потенциалом и производственным территориальным, ресурсным, экологическим, энергетиче­ским потенциалами, которыми располагает регион (субъект Федерации). По мнению отечественных и зару­бежных специалистов, население территорий уже сейчас не в состоянии эффективно осваи­вать ресурсы, территорию и производственные активы, которыми располагают регионы. Коренных причин тому две: сокращение количества населения и снижение его качества. Современное состояние социальной сферы, человеческих ресурсов таково, что из фактора экономического и общественного прогресса они во все большей мере превращаются в его ограничитель, тормоз. Это представляет серьезную угрозу национальной безопасности на уровне большинства регионов Российской Федерации.

Различные параметры качества нынешней молодежи сегодня определяют контуры человеческого (в т.ч. и трудового) потенциала завтра: его демографические, соматические, репродуктивные и психические характеристики, уровень образования и культуры, профессиональной подготовки и гражданской зрелости. Таким образом, без целенаправленной коррекции и параметрирования человеческого потенциала, напрямую связанного с формированием определенных свойств и качеств подрастающего поколения, невозможны ни выход из глубокого системного кризиса, ни стабилизация политической ситуации, ни экономический рост, ни перспек­тивное общественное реформирование в первой четверти ХХI века.

Общегосударственное и региональное стратегическое планирование, осуществляемое на среднесрочную (например, до 2004-2005 гг.) и на более отдаленную перспективу (до 2010 и 2015 гг.), совершенно не учитывает уже сложившиеся и еще формирующиеся тенденции изменения численности и качества населения, проживающего на подведомственной территории. Успешное решение экономиче­ских вопросов в регионах, построение демократических, правовых основ напрямую зависит от качества населения, его жизнеспособности в демографическом и психо-физиологическом планах, а также от его образовательного, профес­сионального, культурного уровней, трудоспособности, гражданской и политической зрелости. Изложенное актуали­зирует проблему качества человеческого потенциала и его молодежной составляющей как стратегического инновационного ресурса реформируемого общества, ресурса экономического развития регионов Российской Федерации.

Разработки стратегических планов социального и экономического развития любой конкретной административно ограниченной территории требуют предварительной экстраполяции качества нынешнего молодого поколения на качество будущего человеческого (трудового) потенциала. Именно качество нынешних детей, подростков и молодежи всегда будет определять контуры экономического потенциала завтра, соответствовать или не соответствовать будущим экономическим ориентирам. Поэтому важно соотнести политику, проводимую (или, которую необходимо проводить) социальными институтами по сбережению, воспроизводству и параметрированию будущего трудового потенциала, с экономическими и общественными задачами города (региона) на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Речь идет об ответе на вопрос: какими конкретными свойствами и качествами должно обладать работающее население через 5-10-15 лет, чтобы успешно трудиться во всех сферах территориального хозяйства.

Системный кризис и деструктивные тенденции в современной России и ее регионах привели к резкому ухудшению качества молодого поколения за последнее де­сятилетие. Деформированы демографические, меди­ко-биологические, социально-экономические, нрав­ственные и другие параметры молодежной популя­ции. Многие процессы носят необратимый характер и в значительной степени определят качество гено­фонда нации и экономическое положение России в мировом сообществе в XXI веке.

Осуществляемое в регионах (например, в Санкт-Петербурге, Приволжском федеральном округе и т.д.) и в стране в целом стратегическое планирование пока не учитывает че­ловеческий фактор как одну из основных его составляющих. Однако именно сегодняшнее молодое поколение составит будущий тру­довой потенциал субъекта федерации или федерального округа, а, следовательно, и оп­ределит контуры всего их экономического развития. Приведем несколько ярких примеров.

Рассматривае­мая проблема не нова. Еще в конце 70-х годов в Польше были построены (не без помощи Запада) предприятия с современной по тем временам технологией. А потом оказалось: в стране нет необходимого числа рабочих, инженеров и служа­щих высокой квалификацией и пред­варительно подготовить их позабыли.

Ленинград в 80-х годах был от­личной кузницей подготовки рабо­чих кадров в 182 базовых ПТУ. В тоже время ни одно предприятие, на балансе которого находилось проф­техучилище, не знало: сколько рабо­чих и каких специальностей будет необходимо заводу, фабрике через 3-5 и более лет? Чаше всего выпускникам приходи­лось уже через год заново переучи­ваться. Схожая ситуация наблюда­лась и со специалистами с высшим образованием.

Год 1999. В Латвии построены современные предприятия, а специа­листов найти не могут - раньше их готовили в Москве и Ленинграде.

Еще пример. На одной из судостроитель­ных верфей Петербурга для выполне­ния зарубежного заказа понадобилось всего 10 высококвалифицированных специалистов. Но оказалось, что в ко­лыбели судостроения - Питере их нет, а есть они в городах Керчь и Хер­сон.

Долгое время предприятия быс­трого питания «Макдональдс» не мог­ли найти молодых работников, спо­собных активно трудиться полную смену (здоровья и трудолюбия не хватало). Потре­бовался длительный конкурсный от­бор юношей и девушек.

Приведенные примеры иллюст­рируют только одну сторону пробле­мы качества населения. В стратеги­ческом планировании все значитель­но сложнее и связано, безусловно, с ювенальным потенциалом общества, его качеством.

В этой связи важно соотне­сти политику, проводимую соци­альными институтами каждой административно ограниченной территории по параметрированию будущего трудо­вого потенциала, с потребностями данного конкретного региона. Необходимо уже сегодня активно формировать те свойства и качества, которыми должно обладать работающее население через 5-10-15 лет, чтобы успешно трудиться во всех сферах многофункциональной региональной экономики. Для этого политика в отношении семьи, детства и молоде­жи, с точки зрения государственного управления, должна выступать фактором, средством и условием воспитания, образования и социализации подраста­ющего поколения, эффективной подготовки его к са­мостоятельной трудовой жизни. В то же время складывающаяся в последнее время в Российской Федерации система формирования и реализации политики в отношении семьи, детства и молодежи не учитывает кризисных реалий; не базируется на еди­ной концепции воспитания, образования и социали­зации молодого поколения, отражающих стратегию экономического и общественного развития России в целом и каждого конкретного ее субъекта; функционально и законодательно разрознена; финансово не обеспече­на, а ее реализация не подлежит должному контролю. Многие положения и мероприятия политики в отно­шении семьи, детства и молодежи дублируют друг дру­га, что распыляет и без того скудные финансовые средства, направляемые в эту сферу. Методология формирования политики сложилась еще в советский, относительно стабильный и экономичес­ки благополучный период времени. В условиях кри­зиса теория и практика социально-экономической политики в области семьи, детства и молодежи, целевых программ и мероприятий должны исходить из иных предпосылок и положений. Жизне­обеспечение подрастающего поколения нуждается не просто в совершенствовании, а в создании новой иде­ологии, концепции, законодательной базы, соответ­ствующей переживаемому страной периоду, ситуации, сложившейся в каждом отдельно взятом регионе.