Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВТОРЫЕ ВОПРОСЫ.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
413.18 Кб
Скачать
  1. Единство светского и религиозного начал в театрализованных формах праздничного действа.

О божественной, игровой и нравственной сущности «величайшего» и «высокого» досуга рассуждали еще Платон и Аристотель, у М.М. Бахтина праздник — это «вторая жизнь народа». Это и «свобода от будничных трудов» (И.М. Снегирев), и «коммуникация по поводу свободы» (А.И. Маза-ев), и «род института» (К. Жигульский), и «новое погружение в вечность» (Р. Кайуа), и «восстановление божественных актов» (М. Элиаде). «Праздничные» концепции нашли свое отражение в трудах Ф.И. Буслаева и А.Н. Афанасьева, А.Н. Весе-ловского и В.Я. Проппа, Д.М. Генкина и И.Г. Ша-роева, Д. Фрезера и Й. Хёйзинги.

Но во всех этих работах теория и история праздничной культуры рассматривается, как правило, в аспекте идеологии и организации массовых зрелищ, которые, по большому счету, делятся, по мнению Й. Хёйзинги, на священные ритуальные игры и праздничные забавы, или, как образно утверждал М. Элиаде, на «священное и мирское». История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Массовые празднества родились в Древней Элладе. Наверное, вместе с ними появилось и греческое слово «эортология», то есть наука о празднествах, появление которой свидетельствует об их очевидной значимости для общества.

«Праздничный антракт, время вселенского смешения, поистине представляет собой период, когда мировой порядок отменяется. Оттого в это время позволяются любые эксцессы. Следует вести себя вопреки всяким правилам. Все должно делаться навыворот... Чтобы вернее возвратиться к жизненным условиям мифического прошлого, люди всячески стараются поступать вопреки обычаю. А с другой стороны, во всякой невоздержанности проявляется добавочная мощь, которая после чаемого обновления мира непременно принесет изобилие и процветание».

В энциклопедическом словаре братьев Гранат отмечалось: «В основе праздника лежит естественное стремление человеческого организма к отдыху после работы, соединяясь с религиозным чувством, это стремление приводит к установлению праздников, то есть таких дней отдохновения, которые в то же время отмечаются особым отправлением культа. Религиозный момент, привходящий в понятие о празднике, бывает различен. То праздники связываются с календарными мотивами, то с переменой времен года, то с различными моментами полевых работ; сообразно с этим праздники связываются с различными божествами и мифами».

Затем возникает стремление разделить праздничное действо на культовое и светское. Праздники — дни, установленные для чествования Бога или личности, или воспоминания важных событий с приостановкою вседневных занятий, а также веселье, торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу, это день игр, развлечений и т. п.

Впоследствии отмечено уже семь значений понятия «праздник»: религиозный день памяти культового события; день торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического или гражданского события; официально установленный день отдыха по случаю празднования этих выдающихся событий; веселье, бал, устраиваемый кем-либо; день массовых игр, развлечений (спортивный, зимний, военный, детский и др.); счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь событием; праздник в переносном смысле слова: испытанное от чего-нибудь наслаждение или сам по себе источник наслаждения.

И, наконец, в современном понимании праздник — это необычайно старый и широко распространенный институт, связанный с активностью весьма разнородных групп, в котором отдельные фазы жизни трактуются группой особым образом, требуют иного, чем в обычное время, способа поведения, требуют празднования. Празднование не является, однако, произвольной деятельностью; наоборот, оно происходит в четко определенных формах, и даже в формах ритуализованных, соответствующих событию, концепции, представлению, идее, с которым в общественном сознании связывается эта выделенная фаза.