
- •Связь рисунка букв с содержанием текста. Образность шрифта. (Шпикерман, стр. 11, стр. 40)
- •Основные характеристики шрифта. (Смирнов)
- •Основные элементы буквы и надписи. (Смирнов)
- •Этапы развития письменности. (История шрифта, в.Тоотс)
- •Развитие римской традиции письма. (История шрифта, в.Тоотс)
- •Каролингский минускул. (История шрифта, в.Тоотс)
- •Готический шрифт. Разновидности. (История шрифта, в.Тоотс)
- •Исторические почерки эпохи возрождения. (История шрифта, в.Тоотс)
- •Исторические кириллические почерки. (История шрифта, в.Тоотс)
- •Ренессанс-антиква. Художники-авторы шрифта. (Смирнов, в.Тоотс)
- •Переходная антиква. Художники-авторы шрифта. (Смирнов, в.Тоотс)
- •Новая антиква. Художники-авторы шрифта. (Смирнов, в.Тоотс)
- •Гражданский, елизаветинский, академический литературный шрифты. (Смирнов, в.Тоотс)
- •Брусковые шрифты. (Смирнов, в.Тоотс)
- •Старые гротески, их разновидности. (Смирнов, в.Тоотс)
- •Новые гротески. Ленточная антиква. (Смирнов, в.Тоотс)
- •Эволюция книги. История книгопечатания. (Королькова, Живая типографика)
- •Типы шрифтов. Разделение их на категории с точки зрения дизайна и назначения. (Королькова, Живая типографика)
- •Классификация шрифтов по госТу. (Смирнов, Королькова, Живая типографика)
- •Типометрическая система. Типографский пункт, его связь с другими единицами. (Королькова, Живая типографика, стр.90)
- •Форматы шрифтовых файлов, хинты. Содержимое шрифтового файла. (Королькова, Живая типографика, стр.86)
- •Удобочитаемость шрифта. (Смирнов)
Новые гротески. Ленточная антиква. (Смирнов, в.Тоотс)
Новые гротески(середина 20 в.) - собирательное название шрифтов без засечек, развивающих принципы построения старых гротесков. Они появились в 50-х годах ХХ века и были вызваны к жизни потребностями функциональной швейцарской школы типографики. Первые подобные шрифты – Helvetica (1957) Макса Мидингера (Max Miedinger) и Эдуарда Хоффмана (Edouard Hoffmann) и Univers (1957) Адриана Фрутигера (Adrian Frutiger, род. 1928). Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. Это закрытые одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям. Верхние выносные элементы этих шрифтов равны росту прописных знаков. Как правило, в новых гротесках применяются наклонные начертания (не курсивные). Углы наклона знаков от среднего до значительного. Примеры: Arial, Folio, Helvetica, Unica, Univers, Video.
А
НТИ́КВА-ГРОТЕ́СК—
разновидность шрифта, разработанного
на основе антиквы, но имеющего минимальное
различие, либо одинаковую толщину
вертикальных и горизонтальных штрихов,
как у гротеска, короткие закругления
или небольшие утолщения на концах стоек
вместо засечек антиквы. Эта форма очень
древняя, ее образцы встречаются в
древнегреческой и римской эпиграфике
(посвящениях, надписях на художественных
памятниках). Новая, упрощенная форма
этого типа — ленточная антиква,
отличающаяся от классической полным
отсутствием засечек.
Эволюция книги. История книгопечатания. (Королькова, Живая типографика)
Книгопечатание было изобретено дважды: в Китае и в средневековой Европе. В Китае книгопечатание изобретено, по одним данным (Julien, «Documents sur l’art d’imprimerie»), в 581 г. н. э., а по китайским источникам — между 936 и 993 гг. (подробнее см. четыре великих изобретения). Первым точно датированным печатным текстом является китайская ксилографическая копия буддийской Алмазной сутры, изданная в 868 году.
История книгопечатания в современном смысле этого слова начинается с того момента, когда стали изготавливать металлические, подвижные, выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении. Из них набирали строки и с помощью пресса оттискивали на бумаге.
Между 1041 и 1049 гг, китаец Би Шэн придумал изготавливать наборный шрифт из обожжённой глины, но этот способ получил меньшее распространение, чем ксилография, так как в китайской письменности тысячи иероглифов и поэтому изготовление наборного шрифта было слишком трудоемким.
В Европе наборный шрифт появился во второй трети XV века, и почти все исследователи приписывают его немцу Иоганну Гутенбергу. Иоганн Ментелин в Страсбурге, имевший типографию уже в 1458 г., и Пфистер в Бамберге, считавшиеся ранее за первых печатников, должны быть признаны учениками Гутенберга. Почти все западноевропейские народы оспаривали у немцев честь изобретения книгопечатания. Наиболее убедительно отстаивали свои притязания голландцы, ссылающиеся на изобретение книгопечатания Лоренсом Янсзооном Костером. У итальянцев Памфилио Кастальди в Фельтре считался изобретателем подвижных букв: как рассказывают, он не придавал своему изобретению никакого значения, уступил его Фусту, который с товарищами воспользовался им, учредив типографию в Майнце. Однако до нас не дошло ни одной строчки, напечатанной Кастальди, которая могла бы подтвердить достоверность этого рассказа. К свидетельствам современников, говорящих в пользу Гутенберга, нужно отнести указание Петера Шеффера, зятя Фуста и продолжателя его дела: в издании «Институций Юстиниана» 1468 г. он указывает на Гутенберга и Фуста как на первых печатников. Движимый родственным чувством, он, вероятно, приписал и Фусту честь изобретения, принадлежащего одному Гуттенбергу. В 1472 г. Вильгельм Фише, ректор Парижского университета, в письме к Роберту Гагену говорит: «Передают, что недалеко от города Майнца был некто Иоанн Бонемонтан (Гутенберг), который первый выдумал искусство книгопечатания». Матвей Пальмерий, в продолжении «Хроники» Евсевия, напечатанном в 1483 г. в Венеции, указывает, что «искусство печатать книги было изобретено в 1440 г. Гутенбергом в г. Майнце». Наконец, Иоанн Шеффер, сын Петера Шеффера, в посвящении к переводу Тита Ливия 1505 г. указывает на Гутенберга как на первого печатника, хотя в других местах приписывает это изобретение Фусту.
Первопечатные книги (инкунабулы) сохранились в крайне незначительном числе экземпляров; они совершенно сходны с рукописными книгами как в шрифте, так и по своей внешности. Первопечатники во всём подражали рукописям, ибо последние ценились гораздо дороже, да и публика в первое время по привычке требовала рукописи, подозревая в печати вмешательство дьявола; на первых печатных экземплярах, выпускавшихся в виде рукописей, не отмечалось ни года, ни места напечатания, ни имени типографа.