Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по философии.docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
228.54 Кб
Скачать

Лекция № 13 Ленинизм, социалистическая философия.

В. И. Ленин (1870 – 1824) известен всему миру более не как философ, а как создатель большевистской партии, вождь социалистической революции в России, создатель советского государства. При этом научно-публицистическая деятельность Ленина началась достаточно рано, в 1893-94 гг., его полемическими выступлениями против идеологов либерального народничества, К. Н. Михайловского и др. В этой полемике речь шла о применимости или неприменимости к России социально-экономического учения марксизма. Это было продолжение старой темы, давнего спора западничества и славянофильства, но в новых условиях. Роль западников теперь на себя взяли марксисты, а наследниками славянофилов выступили народники.

К 1898-99 годам Ленин был уже автором крупных социально-экономических трудов, из которых наиболее известна книга «Развитие капитализма в России». В этой и других работах 90-х Ленин собственно философские темы ещё не затрагивает. Ими он вплотную занялся после поражения первой русской революции, то есть в 1908-1909 гг. В 1909 году под псевдонимом Вл. Ильин выходит книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», которая и является его основным философским трудом. В центре её – проблемы гносеологии. Марксизм, настаивает Ленин, имеет свою философию: диалектический материализм, и попытки дополнить его другими философскими воззрениями искажают эту систему. Непосредственным объектом ленинской критики является эмпириокритицизм – философская теория, ставившая себя как бы «над» противоположностью материализма и идеализма. Буквально «эмпириокритицизм» означает «критика опыта». Под такой критикой его сторонниками понималось «очищение» опыта (данных органов чувств) от признания объективной реальности, то есть реальности, находящейся вне сознания и не зависимой от него. Материализм, с точки зрения такой философии, страдает «метафизикой»: он ищет за непосредственной данностью ощущений ещё какой-то мир, отличный от чувственно воспринимаемого, то есть «удваивает» действительность на чувственную и сверхчувственную.

В критике материализма эмпириокритики пытались опереться и на новейшие для того времени открытия естествознания, на проникновение в область атома, атомного ядра и околосветовых скоростей движения. Естественнонаучный материализм, стихийно господствовавший в естествознании на протяжении последних столетий, уже стал слабой, ненадёжной опорой для новых, явно не укладывающихся в классическую картину мира открытий. А так как другого материализма естествоиспытатели в массе своей не знали, крушение этой философии было принято за опровержение материализма вообще. Сама наука, якобы, требовала отказа от материализма в пользу идеализма – в этом и была сущность «физического идеализма», анализу и критике которого Ленин и посвятил значительную часть своей книги.

Гносеологический корень философского кризиса в физике Ленин видит в незнании учёными диалектики, в неумении перейти от одного уровня знаний к другому, более глубокому. Метафизика, рассуждающая по формуле или-или, знает только две крайности: догматизм и релятивизм. Релятивизм неминуемо ведёт к субъективному идеализму и агностицизму – отрицанию в наших знаниях объективного содержания вообще, к отрицанию объективной реальности – материи.

Раскрывая несостоятельность подобных рассуждений, Ленин указывал на её истоки: сведение философского понятия материи к естественнонаучному представлению о её свойствах. Ленин подчёркивал, что материя и её каждая частица неисчерпаемы и по структуре , и по свойствам, поэтому процесс познания физических, химических, биологических свойств материи бесконечен. К тому же у материи нет неизменных свойств, кроме одного: быть объективной реальностью, существовать независимо от сознания, но и быть познаваемой сознанием. Это свойство не физическое и не химическое, а гносеологическое, и оно не может «исчезнуть».

Ленин заключает, что с расширением границ познания, с открытием наукой новых, ранее не известных свойств материального мира исчезает не материя, а тот предел знаний о материи, который у нас был раньше. Передвигаются границы познанного, а вместе с ними передвигаются границы между субъектом и объектом, свободой и необходимостью. Интересным является замечание Ленина о том, что кризис, реакционные поползновения в науке – это оборотная сторона самого научного прогресса. Выход из кризиса Ленин видит в сознательном усвоении естествознанием марксистской диалектики. А это проблема уже не только философская, но и социальная, так как она предполагает широкую перестройку сознания, а последняя невозможно без преобразования общественного строя, так как буржуазное сознание, по Ленину, не способно справиться с объективной диалектикой мира и насквозь консервативно. Буржуазное сознание антидиалектично, так как страшится, сопротивляется социальной революции. Буржуазные философы маскируют свой узкий, классовый интерес, под видом мировоззренческой «нейтральности» проповедуют реакционные, в том числе и «поповские» идеи. Все они, по характеристике Ленина, - «учёные приказчики», «лакеи» правящего класса – буржуазии.

С крайних, максималистских позиций Ленин давал оценку трудов многих выдающихся представителей русской культуры: Толстого, Достоевского, Герцена. В статье, написанной специально к 80-летию Л. Н. Толстого, «Лев Толстой как зеркало русской революции» (1908), Ленин жёстко противопоставляет Толстого-художника и Толстого-мыслителя: как художник Толстой велик, как христианский моралист – жалок и убог. «Юродивой проповедью» называет Ленин учение Толстого о непротивлении злу насилием, относя эту идею к числу наиболее глубоких и непростительных заблуждений. В 1909 году Ленин гневно выступил против «отступников» от марксизма, каковыми он считал авторов сборника «Вехи». Нередко Ленин в своей критике политических и теоретических оппонентов не останавливался перед откровенной грубостью, заменяя ею необходимые аргументы. Такова его статья «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918).

Накануне Октябрьского восстания, в августе-сентябре 1917 г., Ленин написал книгу, которую ценил едва ли не выше всех других своих произведений, - «Государство и революция». В этой книге изложена классическая Марксова концепция социализма, концепция, которую в это время полностью разделял Ленин и от которой он через несколько лет фактически отказался. В «Государстве и революции» социализм рисуется как нерыночный, нетоварный способ хозяйствования. Социалистическое государство Ленин сравнивает с хорошей фабрикой: все работают, все вносят трудовой вклад в общую «копилку», а затем всем из неё распределяется по труду. Но все же, подчёркивает Ленин, социализм – это «контроль и учёт». Такой общественно-экономический строй означает максимально централизованную систему распределения, сосредоточение его монопольно в руках государства. «Опробованием» этой социально-экономической модели на практике был «военный коммунизм» - главная причина гражданской войны в России.

Россия должна была пережить трагедию величайшей междоусобицы и кровопролития, прежде чем большевистская партия отошла от ортодоксии марксизма и отказалась от «безрыночного» социализма в пользу таких отношений, как цена, прибыль и хозрасчёт. В 1921 году после тамбовского восстания крестьян и Кронштадтского восстания матросов Ленин вынужден был отступить, надеясь, однако, что ненадолго. Но как теоретик он признал, что с введением НЭП приходится произвести «коренную перемену всей точки зрения на социализм».

В марте 1922 года Ленин написал статью «О значении воинствующего материализма», которая считается его философским завещанием. (Несколькими месяцами раньше им было написано политическое завещание: письмо XII съезду партии.)

В русской философской и общественной мысли, считает Ленин, есть солидная материалистическая традиция. Крупные философы-материалисты могут быть и из некоммунистов, но все они должны объединить свои силы «в борьбе с философской реакцией и с философскими предрассудками так называемого «образованного общества» - под последним Ленин подразумевает общество буржуазное. Такое общество, как и его культура, насквозь реакционны, что особенно видно, по Ленину, по той поддержке, которую буржуазия как правящий класс оказывает религии и религиозной философии. Идеалистической реакции Ленин требует противопоставить философию воинствующего материализма. Таким материализмом может быть только марксистский, то есть диалектический, материализм, органически слитый и с воинствующим атеизмом.

Другой пункт завещания Ленина – союз материалистической философии с современным естествознанием, без чего «воинствующий материализм не может быть ни в коем случае ни воинствующим, ни материализмом». И философия нужна естествознанию не меньше, чем естествознание философии: «…без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания».