Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_Спиваковская А. С., Фрагменты беатотерапии.doc
Скачиваний:
65
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
1.29 Mб
Скачать

6.1. Речь

Основополагающий язык общения — это человеческая речь, которая является выражением мыслей. В беатотерапии наибольшее внимание уделяется коммуникативной функции речи.

[с. 91] Общение с помощью речи — уникальная человеческая способность, дар Бытия человеку, это высшая форма выра­зительности, создающая огромную психологическую дистан­цию между человеком и всеми другими живыми существа­ми.

Умение человека выражать свой внутренний мир, влиять па других людей, воздействовать на них, удерживать или от­далять — все это феномены речевого общения.

Беатотерапевтинеский опыт и анализ материалов самона­блюдений показывает, что клиентам свойственно, с одной стороны, недооценивать дар речи, а с другой — злоупотреб­лять им. Речь клиентов в начале беатотерапии чаще всего от­ражает состояние душевной боли, психической травматизации и душевного смятения, что значительно ухудшает способ­ность осознания собственной речевой продукции и провоцирует речевые злоупотребления.

Клиенты беатотерапии поставлены в условия необходимо­сти последовательно и всесторонне пронаблюдать и осознать две основные формы речевых злоупотреблений: переизбы­ток, обильность речи и искаженное использование речи.

Типичные проявления и причины переизбытка, обильно­сти речи.

Часто общение клиентов характеризуется речевым переиз­бытком, изобилием, навязчивыми повторениями, многоречи­востью, когда клиенты полагают, что беатотерапия — это ис­ключительно подробный рассказ о всех жизненных событиях. Каковы психологические причины обильности речи? Их не­сколько.

Бессознательная иллюзия бытия. Речевые злоупотребле­ния могут быть связаны с тем, что речь дает человеку допол­нительные доказательства, что он есть, что он существует, действует. Напоминая об этом себе и другим, человек много и часто говорит. Если он замолкает, то у него возникает отчет­ливо ощущаемое, но трудно осознаваемое переживание страха «не быть, не существовать», которое и вызывает увеличение [с. 92] речевой продукции. Поэтому для многих людей молчание яв­ляется не только сильным, но болезненным, даже непереноси­мым раздражителем, и с помощью речи они пытаются сопро­тивляться тишине небытия.

Бессознательная недооценка неречевых компонентов в общении. Речевое злоупотребление, выражаемое в переизбыт­ке речи, в многоречивости, иногда возникает в связи с бессоз­нательной недооценкой других, неречевых, возможностей об­щения. У человека возникает впечатление, что главным и даже единственным инструментом общения является речь, поэтому появляется стремление много говорить. Клиенты го­ворят, если хотят привлечь к себе внимание, или, наоборот, хотят оттолкнуть, защититься, оспорить. Если хотят поощ­рить — то говорят, и если не хотят поощрить, то тоже гово­рят. Люди бессознательно исходят из представления, что речь — это и есть общение.

Выражение личностного склада. Речевое изобилие может быть связано с так называемыми центральными личностными качествами. Тщеславный человек бессознательно много гово­рит из-за стремления обилием слов занять большее простран­ство. Боязливый с помощью барьера из слов бессознательно защищается от ожидаемых нападений других людей. Домини­рующий многоречив, когда стремится всем управлять и все контролировать. Скупой боится потерять то, что он имеет, и, желая всех обмануть, бесконечно говорит о своей якобы бед­ности

Проявление механичности и астении. Злоупотребление речью, главным образом, связано с механической работой на­шего психического аппарата.

Когда человек устает, то многоречивость становится бес­сознательным способом понижения психофизического пере­напряжения. В этом случае человеку особенно трудно контро­лировать свою речь и делать ее сознательной. Он начинает избыточно и неточно говорить, речь становится исключитель­но результатом механической работы интеллектуального [с. 93] центра. Речь лишается номинативной и коммуникативной функций, которые она должна выполнять, предстает эмоцио­нально выхолощенной и формальной. Это — пустая болтовня, ta ней не стоит никакого содержания. Пустая болтовня может иыражаться в громкой речи и иметь направленность на дру­гих людей, но может быть внутренней, в виде внутренних мо­нологов и диалогов, и это особенно вредно.

Изобилие внутренней речи. Материалы самонаблюдений клиентов беатотерапии доказывают, что изобилие внутрен­ней речи является наиболее серьезным речевым злоупотреб­лением. Человек находится в усиленном беспрерывном внут­реннем монологе, постоянно идет механическая работа, вос­производятся былые или предстоящие ситуации общения. Внутренний мир наполнен непрекращающимся прокручива­нием речи, как заезженной пластинки, её содержание начи­нает представлять собой род непродуктивной умственной жвачки. Это центральное злоупотребление широко распро­странено у людей.

Внутренняя речь — это еще и элемент так называемого ложного воображения, проявляющегося в грезах как прият­ного, так и неприятного содержания, уносящих жизненные силы людей. Внутренние навязчивые монологи могут уво­дить человека от действительности, он все больше становит­ся бессознательным и механичным, перестает видеть реаль­ную ситуацию. Чем больше человек говорит внутренне, тем меньше у него шансов привести в действие то, о чем он го­ворит. Это означает, что механическая речь, как внешняя, так и внутренняя, становится барьером между «хочу» и «де­лаю».

Однако, когда человек сознательно обдумывает ка­кую-нибудь ситуацию, то контролируемый внутренний мо­нолог может ему только помочь. Поэтому обдумывание си­туации всегда должно быть четким, кратким и по возможно­сти быстрым.

Типичные проявления и причины искаженного использо­вания речи.

[с. 94] Как показывает анализ самонаблюдений и дневниковых за­писей, общение клиентов характеризуется речевыми злоупот­реблениями, которые проявляются не только в переизбытке, обильности, но также и в искаженном использовании речи.

Стереотипный резкий оценочный язык с преобладанием негативных высказываний. В обыденной жизни люди ис­пользуют резкие, наделенные жесткой энергетикой слова, употребляют стереотипный язык с превалированием оценоч­ной фразеологии.

С глубокой древности известно, что речь — это обоюдо­острое оружие, которым можно защитить от врага, но можно поранить и друга. Часто люди неточно говорят, потому что не осознают, какая мощная сила заключена в словах. Слово может убить и возродить, поддержать и уничтожить.

Человек, который пользуется искаженным неточным оценочным словарем, имеет неточные искаженные мысли. Но каковы мысли — такова и жизнь. Люди часто думают, что произнесение бранных, грубых или жестких слов не имеет серьезных последствий. На самом деле, используя резкие, оценочные, грубые слова, человек создает вокруг себя негативную эмоциональную атмосферу, ауру из такой же жесткой, низкой и тяжелой энергии и он не сможет ус­тановить хорошие отношения с другим человеком, потому что его слова станут препятствием для контакта.

Таким образом, дар слова, способный наводить мосты и устанавливать контакт между людьми, человек использует на­столько искаженно, что бессознательно возводит непреодоли­мые преграды в общении и вызывает враждебные чувства к себе даже со стороны любящих его людей.

Ошибки в выборе и употреблении языковых форм. Не­точность речи во многом объясняется тем, что люди не владе­ют грамотной речью, не усвоили речевые приемы, жанры язы­ка, на котором говорят. Часто людям трудно выразить полно­

ту, [с. 95] разнообразие и тонкость собственных чувств просто потому, что их речь недостаточно сформирована для этого.

Завершая раздел, посвященный речи как языку контакта, отметим, что беатотерапевт, цель которого — создавать усло­вия для осознания клиентами речевых злоупотреблений, и сам стоит перед необходимостью изучать собственную речь, наблюдать в себе перечисленные формы речевых злоупотреб­лений.

Для беатотерапевта-мастера речевая точность должна стать обязательной. Нельзя превращать диалог с клиентом в бессознательную болтовню. Беатотерапевт, чья речь бескон­трольна, в значительной мере ослабляет свой профессиона­лизм.

Главная задача, которая стоит перед начинающими беато- герапевтами, — это сознательная работа со своими речевыми злоупотреблениями.