Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
очерки рус. худ. лит-ры 9-17в.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
1.14 Mб
Скачать

Владимирская икона Божией Матери.

В искусстве Киевской Руси иконопись уже получила широкое распространение, но до нашего времени работ этого периода дошло совсем немного, и точно выделить из них те, которые относятся к русской художественной традиции, крайне трудно. Однако об одном из шедевров этого времени просто нельзя умол­чать. Это совершеннейшее произведение иконописи — Вла­димирская икона Божьей Матери византийского письма. Мы не знаем имени ее автора, по преданию она была написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым совершали трапезу Дева Мария, Иосиф и Иисус Христос. Но в I веке нашей эры не могло возникнуть художественное произведение подобного стиля, про­сто в то время еще не существовало такого художественного языка, да и химический анализ доски и красок указывает на то, что, скорее всего, датировку этого шедевра следует отнести к первой половине XII века. Легенда об авторстве Луки возникла потому, что икона поражала своей небесной красотой, и для простых людей представлялась святыней.

На Русь она попала в 1115 году на корабле, прибытием из Константинополя. С этого времени эта икона теснейшим обра­зом связана с судьбой нашей страны. Владимирская икона Богоматери стала истинно русской святыней, ее судьба беспримерна.

Князь Андрей Боголюбский тайно вывез ее из Вышгорода (близ Киева) в свою родовую Суздальскую землю. Рассказы­вают, что по дороге ему приснился сон, в котором Богоматерь просила хранить ее образ во Владимире на Клязьме, вот почему икона и получила название Владимирской. Специально для нее князь велел возвести Успенский собор.

Позже образ Владимирской иконы Богоматери стал символом, объ­единяющим Русь. В 1395 году икона была торжественно пере­несена в Москву, в Успенский собор Московского Кремля. Вско­ре стоящее под стенами города, казалось бы, непобедимое, вой­ско Тамерлана повернуло назад, отказавшись от штурма. Леген­да гласит, что Тамерлану во сне явилась Бого­матерь и повелела уйти прочь. После этого события икону опять вернули во Владимир и вторично перенесли в Москву в 1480 году (в честь этого события установили в столице праздник). Тог­да же хан Ахмет, задумавший набег на Москву, вынужден был уйти прочь от границ княжества, не начав боя; В 1521 году тоже самое случилось и с крымским ханом Мухаммедом-Гиреем.

Владимирская икона Богоматери — одна из самых почитаемых икон на Руси, и то, что шедевр мирового искусства стал объек­том всеобщего поклонения, говорит о высоком художественном вкусе русского народа, о его прирожденном чувстве прекрасного. Недаром летопись гласит, что эта икона «перешла бо всех об­разов».

Владимирская икона Божьей Матери была расчищена в 1918 году Всероссийской реставрационной комиссией под руководством академика И. Грабаря. При расчистке выяснилось, что от первоначальной живописи сохранились только лики и руки, все остальное было записано в XV—XVI веках. При снятии окла­да с иконы отлетали целые куски краски. Однако и сохранив­шиеся участки живописи дают полное представление о ее совер­шенстве.

На иконе, которую И. Грабарь назвал «древнейшей песней материнства», Богоматерь прижимается щекой к щечке ласкаю­щего ее младенца — это иконографический тип, родившийся в Византин, там он назывался Елеуса, что значит «милостивая», а в русской традиции получил имя Умиление. Умиление — са­мый распространенный тип русской иконографии, он послужил основой для возникновения множества икон на эту тему.

Мария ласково и нежно прижимает к себе сидящего на пра­вой руке Сына. Ребенок прильнул к Ее щеке, обнял Мать за шею. Прямо перед собой глядит Мария огромными продолговатыми очами, словно освещающими Ее узкое лицо. Взгляд Божьей Ма­тери полон безмерном внутренней скорби, Она в предчувствии той судьбы, которая ожидает Ее Сына. Множество людей, про­никаясь умилением, возносились духом перед этим образом.

В произведениях изобразительного искусства Киевской Руси гармонично сочетались радостное, жизнеутверждающее народ­ное начало и совершенство древней византийской культуры.