Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
очерки рус. худ. лит-ры 9-17в.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
1.14 Mб
Скачать

Фрески Ярославля.

XVII век сохраняет любовь к фресковой живописи. Замеча­тельным явлением в истории русского живописного искусства была школа ярославских мастеров. Ярославль прекращается в это время в крупный торговый центр с развитыми посадами и богатым купечеством. На средства этих людей строятся храмы, великолепно украшенные настенной живописью. Вкусы заказ­чиков, их мирские интересы сказываются на трактовке фресок, поэтому, несмотря на то, что работы выполняли московские ма­стера, они весьма своеобразны и неповторимы, подобных им не найти в искусстве Москвы.

В росписях церкви Ильи Пророка в Ярославле, исполненной артелью мастеров под руководством Гурия Никитина, изобра­жена история «сотворения человека». Идиллические картины пе­ремежаются фантастическими мотивами, столь любимыми на­родным искусством. В сценах из Священного писания художники смело используют привычные образы русского быта. Так, в од­ной из фресок представлено чудесное исцеление святым отрока. Сцена чуда отодвинута к самому краю композиции, главное ме­сто здесь занимает жатва на золотом хлебном поле, где жнецы в ярких рубахах машут серпами на фоне русского пейзажа. Вся роспись храма проникнута идеей светлого и красивого мира, в котором живут не аскеты, а живые люди. Во фресках с необы­чайной для древнерусского живописца смелостью изображаются нагие женские тела. Сцена Страшного суда, столь популярная в предыдущем столетии, занимавшая важное место в церков­ной символике; вынесена на паперть из внутреннего помещения храма; Фрески покрывают стены сплошным ковром. Художники

зачастую сплетают контуры фигур в один замысловатый узор. В трактовке всех сцен росписи сквозит сочувствие к про­стому человеку.

В девяностых годах мастер Дмитрий Плеханов «со товарищи» расписал церковь Иоанна Предтечи. Здесь, с новой силой за­сверкало искусство ярославских живописцев. На стенах храма увидели Соломею, так похожую на русскую девушку, Ноев ков­чег в виде русского теремка. Даже сам Христос предстает в росписях очень буднично: он то у руля плывущей лодки, то с рукояткой меча, зажатой во рту. Во фресках ярославских хра­мов много стремительности, и движения, .они замечательны не только совершенной композицией, но и блестящим мастерством колорита. Даже в изображениях сцен Страшного суда и Апока­липсиса звучат сочные, яркие, жизнерадостные тона, и вся роспись выглядит празднично ненарядно.

Работы ярославских мастеров декоративны и вместе с тем монументальны. Это одна из последних прекрасных страниц истории древнерусской культуры.

В XVII веке продолжает развиваться искусство скульптуры. Она становится более реалистичной: выглядит все более объем­ной, что уже само по себе приближает образ к реальности. Трех­мерность скульптуры очень органично сочетается с традицион­ным русским узорочьем; мало того, изображения этого периода обычно раскрашиваются, что также придает работам реалисти­ческий характер,

В Русском музее находится серебряная рака святого Алек­сандра Свирепого, исполненная русским чеканщиком Гавриилом Овдокимовым. На фоне сплошного травяного узора выделяется фигура, выполненная в технике низкого рельефа, исключительно выразительная голова святого почти полностью выходит из плоскости, она трехмерна. Лицо, скорее всего, имеет сходство с оригиналом, и в то же время это идеализированные черты рус­ского святого.

Высокого расцвета достигло в XVII веке прикладное искус­ство. Изделия золотых дел мастеров составляют основу сокро­вищ Оружейной палаты Московского Кремля. Они созданы ра­ботниками Золотой и Серебряной палат. Оклады, напрестольные кресты, мортиры, братины, чарки, ковши, серьги самой тонкой отделки поражают своей сказочной роскошью, богатейшей фан­тазией и виртуозностью техники. Но Оружейная палата была в XVII веке не музеем, а мастерской. Здесь работали «литейцы» (литейщики) и чеканщики, басменщики и «сканых и черневых дел мастера», искусные эмальеры, обогатившие это искусство росписной и живописной эмалью. Трудились в палате резчики, творившие кружево белокаменной резьбы и создававшие чудо декоративного деревянного узорочья. Исстари в народе развивалось это искусство, а в XVII веке мастера Оружейной палаты выработали приемы особой монументальной резьбы: создавали роскошные иконостасы, золотили их, придавая им вид золотого литья. Пышной фигурной резьбой отделывались царские, патри­аршие и епископские «места», надпрестольные «сени», золоченые клиросы.

Слесари Оружейной палаты создали так называемую золо­тую решетку кремлевского Теремного дворца — сплошное кру­жево спиралевидных завитков, ромбов, цветов, диковинных чу­довищ и скоморошьих голов.

Вышивальщицы, трудившиеся в «царицыной мастерской па­лате», создавали воздухи, покровы, пелены, украшая их в изо­билии золотом, жемчугом, драгоценными камнями. Чудесные вы­шивки лицевого шитья создавались в мастерской Строгановых, они отличались искусностью исполнения и сложностью узора.

Изысканной узорчатостью, плавностью ритма и высоким де­коративным эффектом радует пас на прощание, все более выяв­ляя реалистическое начало и освобождаясь от канонов, древне­русское искусство, вступившее в переломную эпоху.