Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Доклад по философии.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
28.23 Кб
Скачать

3. Диалектика как высший закон реального

«Отношение Гегеля к романтизму вызывало горячие споры. Гегелевская концепция реальности и Духа выросла из романтического мировоззрения, но последнее получило окончательную завершённость и было преодолено.

Задача, которую Гегель ставит перед собой, состоит в "содействии восхождению философии к высотам науки" через открытие и применение "нового метода". Такой метод Гегель находит в диалектике. Диалектика превращается у него в систему научного метода.

Между классической и гегелевской диалектикой имеется как немаловажное совпадение, так и существенное различие. Гегель считал идеи Платона и Аристотеля застывшими и затвердевшими. Учитывая, что реальность – это становление, движение и динамика, он показал необходимость реформировать диалектику, дабы повысить её действенность. Необходимо было наделить движением сущности и всеобщее мышление, что знали уже античные писатели. "Через такое движение,- пишет Гегель,- чистые идеи превращаются в понятия и лишь тогда становятся тем, чем действительно являются: самодвижением, кругами духовных начал. Это движение чистых сущностей также составляет в целом природу научности". Понимание "трёх сторон", или моментов диалектического движения, прояснит для нас глубинную, подлинную основу мышления Гегеля. Первый момент назван Гегелем "абстрактной, или рассудочной, стороной"; второй определён как "диалектическая, или негативно разумная, сторона"; третий обозначен как "спекулятивная, или позитивно разумная, сторона".

1. Рассудок – это главным образом способность, которая абстрагирует определённые понятия и фиксируется на определённости последних. Он различает, разграничивает, основываясь на определениях, которые находит в какой-то степени окончательными. Гегель не скупится на похвалы рассудка за его удивительные возможности к абстрагированию от частного ко всеобщему. Поэтому философия не может обойти своим вниманием работу рассудка и должна начинать именно с неё. При всём при том рассудок даёт неадекватное познание, замкнутое в границах конечного, в застывших абстракциях, вследствие чего становится жертвой противоречий, которые сам же создаёт в процессе различения и разграничения. Следовательно, философское мышление должно выйти за пределы рассудка.

2. Выход за грани рассудка есть особое свойство "разума", имеющее как "отрицательный", так и "положительный" момент. Отрицательный момент, называемый Гегелем диалектическим в узком смысле, состоит в расшатывании окостеневшего рассудка и его продуктов. Однако размягчение рассудочных понятий выводит на свет целый ряд противоречий и противоположностей, которые первоначально были подавлены рассудком. Всякое его определение обращается, таким образом, в свою противоположность и обратно. Всякое конечное выступает как отрицание себя самого. Вот почему диалектика – это движущая сила научного развёртывания мысли и тот единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, так что в нём заложена подлинная, а не кажущаяся способность подняться над конечным. Гегель при этом подчёркивает, что диалектический момент присутствует в каждом состоянии бытия и вовсе не является прерогативой философского мышления. Отрицательное, возникающее из диалектического момента, действует как пружина, направляющая свой толчок от границ противоречия к высшему синтезу, являющемуся спекулятивным моментом, то есть кульминацией диалектического процесса.

3. "Спекулятивный", или "положительно-разумный", момент есть постижение единства противоположных определений, или положительное, возникающее в результате разрешения противоположностей. "Спекулятивный элемент в его истинном смысле,- пишет Гегель, - содержит в себе уже разрешёнными те противоречия, на которых останавливается рассудок; тем самым он доказывает свой конкретный и всеобщий характер".