Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Русская госы.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
631.3 Кб
Скачать

20. Поэма а. Блока «Двенадцать»: историософская проблематика и поэтика.

В январе 1817 г. За три недели Блок пишет поэму, после которой не создает практически ничего. Стихийное произведение о стихии. Без обращения к статьям «интеллигенция и революция», «Крушение гуманизма» и стихотворению «Скифы» текст непонятен. Идеи те же, но в разных жанрах – единство с поэмой. Апокалиптическая концепция, философия Соловьева.

«Крушение гуманизма» - вторит Освальду Шпенглеру и его «Закату Европы», у истоков Ницше, который разделял культуру и цивилизацию.

Культура для Блока – явление, когда народ близок к природе. Все в сознании синкретично, слито с миром (античность).

Чем меньше развит прогресс, тем больше в людях культурного.

К началу 20 век самая экономически отсталая страна – Германия. И это родина философов, композиторов, писателей, художников.

Цивилизация – мир дискретный, все по полочкам, узкие специалисты. Культура уходит. Цивилизация дает человека рассудка, чиновника.

Цивилизация пытается повлиять на культуру, подмять под себя. А культурные нации сопротивляются, отсюда – социальные катаклизмы. Метафора Блока – в это время начинает звучать музыка сфер, из которой нужно черпать вдохновение.

Аполлонистическое начало Дионисическое начало Музыка Гармония Хаос

Цивилизация Культура

Люди культуры не собственно человек – черты дикости, первобытности. Как выглядят скифы. «Двенадцать» - красногвардейцы, уголовники. Полюс хаоса: «всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте музыку революцию» - физиологией – чувствами – рассудком. Принципиальное значение расположения компонентов.

Телом – люди природы, черты, связанные с животным миром, с варварством. Эти существа живут инстинктами, а не разумом. (Блок соединяет реалию и свое философское видение).

Эта категория ни плюс, ни минус. Он смотрит объективно. Это признак времени, закономерное столкновение цивилизации и природы, порождающее таких героев.

Сердце – эмоции. Они могут быть разные, до противоположности.

Музыка для Блока – шум, шум стихии. Шум звучит как музыка (романсы, частушки, разговоры) – совершенно разные звуки и звуки природы, разгул стихии. Стихия в социальном мире и стихия в природе. Картина Апокалипсиса в масштабах России. (В «Скифах» Апокалипсис мировой).

Закономерно, что революция несет кровь, разрушение и прочее.

Поэма эпическая – Блок сторонний наблюдатель.

«Владимир Соловьев и наши дни» - специфика явлений времен революции. Время принятия христианства сопоставляется с началом 20 века.

Поэма имеет мощнейший философский базис.

Поэтика:

Ключевой образ – музыка. Образ вьюги, метели, пурги.

Образ белого цвета традиционен. В сборнике о ТКД это было символом сверхъестественного существа, небесного начала. В финале поэмы – образ Христа, - он во вьюге, в белом венчике из роз.

Действие в Петербурге в снежную погоду.

Петербургский текст. Тема пурги – связь с бесовщиной (// «Бесы», «Капитанская дочка» Пушкина – тема бурана с бунтом народным. «Светлана» Жуковского, «Двойник» Достоевского», «Шинель» Гоголя).

Кощунственные мотивы – косвенное проявление бесовщины. В речи двенадцати – «эх, эх, без креста», «согреши, будет легче для души»

Мотив стрельбы, пальбы – все герои идут по Петербургу и ищут жертву. Герои делятся на тех, кого можно убить и кого нельзя.

К тем, кого можно - образ святой Руси. Двенадцать говорят, что могут: «Пальнем-ка пули в святую Русь, в кондовую, избяную, толстозадую».

Русь эфемерна. В конце они убивают Катьку, и Катька становится проекцией Руси. Русь – женщина, женское начало. Характеристика Катьки – «толстоморденькая». Структура эпитетов близка – толстозадая и толстоморденькая.

Имена персонажей – Петруха и Катька. Действие Петербурга на рубеже империи и чего-то нового. Тема Петра I и Екатерины (I или II). В именах зашифрована имперская семантика, но переосмысленная.

Святая Русь – мертва, Русь воплощается в Катьке и приносится в жертву революции.

// с Романом Белого «Серебряный голубь». Главный герой мечется между двумя имениями – внучка барона и селение сектантов, где живет некрасивая баба Матрена с прекрасными глазами.

Восток Запад

Село Бароны

Хаос Петр Петрович Гармония

Революция Дарьяльский Знать

Матрена Катенька

У Блока жертвой становится женское начало. А Дарьяльский ассоциируется с ущельем на Кавказе – граница, рубеж.

(Заточение на востоке нечистых народов Гоги и Магоги, нашествие с востока – Апокалипсис)

Второй тип героев – те, кого убить нельзя. Иисус Христос – он мерещится красногвардейцам. Они кого-то чувствуют, но нет указаний – кого. Он «для пули невредим». Он идет над, его позиция высока, выше всех, выше автора. Что означает образ Христа – загадка. Он означает принципиально наступление чего-то нового и как символ страдания (венчик из роз – шипы и красный, кровавый флаг).

Символика:

Символика чисел – 12 – глав, красногвардейцев, апостолов, рубежное время – либо закат, либо заря, символика перекрестка.

Образ пса – бесовское, образ Мефистофеля. Пес бедный, беспородный – мелкий бес.

В статье «Интеллигенция и народ» (1908 год) он пишет: «Гоголь и многие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна; но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным и возрастающим гулом, непохожим на смешанный городской гул.. Тот гул, который возрастает так быстро, что с каждым годом мы слышим его ясней и ясней... Что если гоголевская тройка, вокруг которой «гремит и становится ветром разорванный воздух», — летит прямо на нас? Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке, на верную гибель».

В “Двенадцати” Блок запечатлел образ той революции, в которую он верил, которая открылась ему в заревах пожаров, в метелях, в дыхании России. Автор показал в своей поэме революцию как очистительный пожар, в огне которого все старое должно быть уничтожено:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови —

Господи, благослови!

В каждой строчке мы слышим музыку революции, — ту, которую Блок призывал слушать “всем телом, всем сердцем, всем сознанием”. Но она у него уже не непонятный и едва слышимый гул, как в ранних стихах, а мощная симфония времени: смех и плач вьюги, обрывки революционных песен, выстрелы, шаги красноармейцев.

Творческий метод Блока-символиста ярко проявляется и в этом его произведении: именно с помощью символов автор показывает происходящее. Старый, прогнивший мир, представителями которого становятся у Блока “буржуй на перекрестке”, “длиннополый” поп, реакционный интеллигент, презрительно названный “витией”, олицетворен в поэме уличным псом:

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Или:

Старый мир, как пес паршивый,

Провались — поколочу!

Блок показывает послереволюционный хаос и анархию как неизбежный процесс, сопутствующий великой ломке. Сама революция показана в поэме в обобщенно-символическом образе вселенского ветра, метели, врывающейся в жизнь обывателя:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Это стихия, пусть очистительная, но безжалостная, разрушительная. И ее представителями становятся двенадцать красноармейцев. О каждом из них в отдельности не сказано ничего, но вместе они — сила, которая разрушит мир “до основанья”. Сами же они весьма смутно осознают, какова их цель. Автор показывает в начале поэмы, как много у них общего с обыкновенными уголовниками:

В зубах — цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз?

Их продвижение по улице должно стать символом их эволюции. На первом этапе своего пути двенадцать предстают анархистами, разрушителями. Им ничего не стоит пальнуть “в святую Русь”. У них есть только их “святая злоба”, но нет организованности. Их ведет ненависть, а не любовь к людям. Их влечет свобода — “эх, без креста”. Их движение стихийно, инстинктивно и гибельно порою не только для врагов. У них нет Бога в высшем смысле этого слова: старая религия — религия рабов — для них неприемлема, а новую они еще не обрели. И тут автор показывает бессмысленное, ничем не оправданное убийство — это кульминация действия поэмы. После нее в повествовании все меняется. Внутреннее потрясение заставляет героев осознать свое предназначение, отбросить анархистский и несерьезный подход к своей революционной деятельности. Исчезают игривые реплики, посторонние разговоры, строчки приобретают строгость, чеканность ритма:

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

И дальше двенадцать героев идут уже “державным” шагом — то есть они полностью осознают свою ответственность за судьбу страны:

В очи бьется Красный флаг.

Раздается мерный - шаг.

Будучи ранее частью стихии, отныне двенадцать должны сами бороться с ней. Однако до самого конца они идут “без имени святого”, а значит, не понимая и не принимая окончательно идеалов новой жизни. И тогда Блок выводит фигуру Христа, который ведет героев с кровавым флагом:

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз

Впереди — Исус Христос.

Образ Христа не поддается однозначному толкованию. То ли это еще не узнанный и не признанный Бог, вождь, то ли не видимая в метели жертва, то ли немой свидетель и судья. Намеренно или нет, автор оставил недосказанным это в своей поэме. Решать — самому читателю и его времени.

В поэме “Двенадцать” Блок выступил также и как реформатор в области художественной формы. Перемену обычной манеры он обосновал тем, что писать о новом, о революционном необходимо новым языком. Поэтому произведение представляет собой разительный контраст по сравнению с написанным ранее.

Поэма состоит из двенадцати небольших главок — по числу заглавных героев. При этом автор не избежал символистского увлечения магией чисел — ведь мистическая “нагруженность” числа “двенадцать” общеизвестна. К тому же именно столько апостолов, учеников было у Христа — а библейские мотивы входят в поэму непосредственно с его образом. “Двенадцать” можно назвать драматической поэмой, так как главным в ней является действие, носителем которого выступают главные герои. Большую часть повествования составляют реплики и диалоги персонажей. У каждого из них свой язык: у убогой старушки, у барыни, у писателя, у красноармейцев. Поэме свойственно разнообразие художественно-речевых стилей, ее язык включает лексику возвышенно-поэтическую и просторечную, даже вульгарную. Политические лозунги, фольклорные мотивы, городской романс, разбойничьи песни и частушки — автор как будто стремится выразить все многоголосие улицы, используя различные жанры художественной речи. Также разнообразны ритм и размер стиха, от частушечного до маршевого, от четырехстопного хорея до дольника.

Сочетание различных речевых стилей, жанров, ритмов, сама драматическая форма поэмы позволили Блоку выразить, воплотить то, что он называл “музыкой революции”, ее многоголосие, стихийность. Поэт стремился к единству содержания и формы, и его поэма — яркое тому подтверждение. В то же время Блок не избегает и привычных символистских приемов и методов.