Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Zovnishnya_politika_krayin_Pivnichnoyi_Ameriki...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
603.14 Кб
Скачать

28. Політика адміністрації Дж. Картера на Близькому та Середньому Сході.

 

Значительным внешнеполитическим успехом было соглашение о мире между Израилем и Египтом, сделавшее возможным американо-египетское сближение, к которому Киссинджер вел с 1973 года. Картер достаточно рано дал понять, что готов искать новые возможности для решения ближневосточного конфликта. Эти, сначала неловко начатые, усилия развились в диалог между Израилем и Египтом, который Картер решительно ускорил, пригласив израильского премьер-министра Бегина и египетского президента Садата в свою загородную резиденцию Кемп-Девид. После тринадцатидневных переговоров, в которых Картер как посредник играл решающую роль, в сентябре 1978 года было заключено мирное соглашение. Его подписание в "Саду роз" Белого дома 26 марта 1979 года было высшей точкой президентства Картера. Правда, разбуженная Кемп-Девидским соглашением надежда благодаря израильско-египетскому объединению прийти к решению проблемы палестинцев сначала не оправдалась, но дальнейший ход мирного процесса был бы немыслим без участия Картера.

  Еще труднее складывались усилия, направленные на взаимопонимание с Советским Союзом. Картер хотел добиться двух вещей, которые были практически несовместимыми друг с другом: соглашения о контроле вооружений и советских уступок в вопросе прав человека - всеохватывающей цели внешней политики Картера, которую он в силу идеалистических мотивов считал обязательной для себя и которая была поставлена перед ним Конгрессом. Преследуя эти цели, он постоянно вступал в конфликты с внутриполитическими противниками и скептически настроенными европейскими союзниками.

  Наконец, в июне 1979 года удалось заключить OCB-II по ограничению стратегических ядерных вооружений, причем сокращение было значительно ниже, чем этого первоначально хотел Картер. Подписанию этого договора способствовало, с одной стороны, определенное ослабление политики прав человека, с другой, использование "китайской карты", так как в декабре 1978 года Картер добился нормализации отношений с Китайской Народной Республикой (ценой прекращения дипломатических отношений с Тайванем) - с точки зрения внутренней политики чрезвычайно спорное мероприятие.

  ОСВ-П и вся политика разрядки, в конечном счете, не принесли пользы Картеру. Даже в тесном кругу советников этот курс привел к размолвке между министром иностранных дел Сайрусом Вэнсом, стремящимся к равновесию, и советником по безопасности Збигневом Бжезинским, предпочитающим политику силы. Чтобы вообще иметь перспективы на успешную ратификацию ОСВ-П сенатом. Картер был вынужден согласиться на резкое увеличение оборонного бюджета. Это способствовало не только растущему дефициту бюджета, но и подорвало доверие к Картеру, так как изначально он выступал за сокращение военных расходов.

Советский Союз перечеркнул все расчеты, когда в конце 1979 года вторгся в Афганистан и полностью разрушил все начала политики разрядки. Правда, администрация Картера сразу же оказала тайную поддержку афганскому сопротивлению и назначила ряд санкций (в том числе прекращение продажи зерна Советскому Союзу и бойкот Олимпийских игр в Москве летом 1980 года), но этих мероприятий было недостаточно, чтобы побудить Советский Союз пойти на уступки или спасти авторитет Картера. OCB-II не был ратифицирован (но его положения молча соблюдались).

  Завершение президентства Картера началось, однако, в Тегеране, где 4 ноября 1979 года воинствующие приверженцы аятоллы Хомейни взяли в заложники 60 американских сотрудников посольства. Этому событию предшествовало свержение шаха, которого Картер прежде считал демократической опорой американских политиков в этом сотрясаемом войнами регионе. Когда больной раком шах в конце ноября был принят в США на лечение, гнев иранцев нашел свою разрядку в захвате посольства США. Его первая сдержанная реакция была с пониманием принята общественностью. Но чем дольше удерживались сотрудники посольства в качестве заложников, тем больше становилось недовольство беспомощностью американской политики. Правда, президент в своем обращении к Конгрессу 23 января 1980 года попытался начать позже названный "Доктриной Картера" поворот в американской внешней политике. В ней он заклеймил каждую попытку любой третьей державы приобрести влияние в регионе Персидского залива как нарушение жизненных интересов Соединенных Штатов, которые при необходимости могут ответить военными средствами. Но когда в апреле в самом начале позорно провалилась попытка военной силой освободить заложников в Тегеране и это привело к отставке министра иностранных дел Вэнса, настроение в стране резко изменилось. Взятие заложников в Тегеране стало господствующей темой предвыборной борьбы. Картер оказался взятым в клещи. В предварительных выборах демократов его вызвал на поединок постоянный соперник Эдвард Кеннеди. Картер смог победить этого представителя либерального крыла только ценой глубокого раскола партии. В основной предвыборной борьбе его противник, консервативный республиканец Рональд Рейган, ловко риторически затронул слабые места президента: "Должны ли Соединенные Штаты и дальше терпеть, чтобы "великие диктаторы" как Брежнев, или "мелкие преступники", как террористы, захватившие заложников, отфутболивали США, как третьеразрядную державу? И идут ли дела у американцев после 4 лет президентства Картера лучше, чем раньше?".

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]