Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Витакер Д.С.doc.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
2.18 Mб
Скачать

6. Насколько детально должны планироваться первый

и последующие сеансы?

Различные по структуре группы требуют совершенно разной степени детального планирования первого и последующих сеансов. Если вы намерены использовать открытую дискуссию, вам необходимо лишь продумать, как начать первый сеанс. В остальном же вы предоставляете членам группы полную возможность самим определять на основе межличностных контактов волнующие их темы и вопросы для обсуждения. А затем используете их наиболее подходящим образом, постоянно стремясь к тому, чтобы группа служила эффективным средством оказания психологической помощи, и изыскивая все новые возможности принести пользу ее членам.

Если вы задумали группу, которая должна основываться на обсуждении конкретных тем, вам необходимо разработать план первого сеанса, а также нескольких или всех последующих. Вы можете заранее определить темы для обсуждения всей серии сеансов (не забывая зарезервировать определенное время для придания каждой теме подходящего оформления и для развития других волнующих тем, до которых вы сами не додумались). Или вы можете разработать темы для первых нескольких сеансов, а затем провести сеанс планирования, где члены группы сами смогут предложить последующие темы для обсуждения. Еще один путь — составить список возможных тем и на первом же сеансе попросить членов группы, чтобы они сами выбрали, что их интересует. Или вы можете вообще ничего не решать относительно тем (но какие-то темы должны быть непременно) и включить выявление и отбор тем в план первого сеанса в качестве задачи для группового решения. Каким бы методом вы ни воспользовались, очень важно обеспечить свободу маневра, зарезервировав определенное количество времени, которое дало бы клиентам возможность использовать это время и структуру группы творчески и в собственных интересах.

Некоторые группы построены таким образом, чтобы можно было в значительной мере использовать игры, упражнения или какие-либо другие занятия. В этом случае требуется значительный объем детального планирования. Как и в группах, ориентированных на конкретные темы, можно составить план лишь первого сеанса, первых нескольких сеансов или всей серии. Если понадобится, вы можете прибегнуть к совместному планированию.

Имеется множество публикаций, где приводится описание практически бесконечного набора игр, упражнений и т.д., которые можно использовать в группах. Игры и упражнения, которые я использовала и о которых читала, по моему мнению, распадаются на ряд категорий. Каждая из них имеет свой собственный характер, цели и наиболее вероятные последствия.

(а) Игры, занятия или упражнения, ценные сами по себе в силу своего интереса и притягательности для тех, кто в них принимает участие. Их цель — доставить радость и удовольствие (настольный теннис, гребля, альпинизм и т.д.).

(б) Игры, занятия или упражнения, цель которых состоит в том, чтобы вызвать взаимодействие участников. В дальнейшем это может быть использовано в качестве отправной точки со стороны ведущего, стремящегося помочь отдельным людям. Например, в игре двумя противоборствующими командами одна из них выигрывает, а другая проигрывает. Это становится основой для обсуждения ощущений, которые человек испытывает в процессе игры и после ее завершении. Или ссора между двумя мальчиками, которые вместе строят лодку: предоставляется удобный случай проанализировать, как у каждого из них проявляется злоба и как он с ней справляется.

(в) Игры, занятия или упражнения, в защищенной обстановке являющиеся репетицией чего-то, что индивид желает или позднее должен будет совершить. Здесь также могут иметь место ролевые игры или пробы в реальном мире, осуществляемые при поддержке компаньона или помощника. Группы по развитию навыков, как правило, используют в своей деятельности репетицию и игры.

(г) Игры, занятия или упражнения, являющиеся аналогом чего-либо и мыслящиеся как легкий и приятный шаг к пониманию этого самого чего-либо. Например, хорошо известная игра в строительство башни, когда команда строит башню из старых газет, подразумевается как аналогия происходящему в реальной жизни процессу принятия решений. Расчет здесь делается на то, что участники более ясно, чем в иной ситуации, смогут увидеть, как происходит принятие решений в группах и каким образом они сами обычно принимают в этом участие. Другим примером является игра, в которой члены группы по одному покидают помещение и каждому из них в отдельности демонстрируется поднос с набором различных предметов. Эта игра может быть игрой на запоминание, и когда группа опять собирается вместе, ее членам предлагается прийти к единому мнению о том, что они видели. Двум из них демонстрировался набор, в котором один из предметов был подменен. Таким образом заранее создавалось препятствие к достижению единого мнения, о чем никто из участников не догадался. Последующая дискуссия должна была показать, как давление группы вынуждает людей менять свои представления. Эта игра мыслится как аналог давления со стороны группы равных. Ее цель состоит в том, чтобы выработать у членов группы ясное понимание характера и силы подобных воздействий.

(д) Упражнения, игры или занятия, являющиеся альтернативным, часто гораздо более системным средством, чем открытая дискуссия. Например, в упражнении по раскладке карт членам группы дается колода, на каждой карте приведено описательное слово или предложение. Члены группы внимательно изучают эти карты, а затем по очереди укладывают их лицевой стороной вниз, напротив других членов группы, чье описание, по их мнению, находится на данной карте. После того как все карты разложены, каждый просматривает ту пачку, что находится перед ним, и таким образом получает информацию о том, как он воспринимается другими. Данный механизм рассчитан на то, чтобы обеспечить межличностную обратную связь, хотя мне хочется указать (см. главу 2), что это неправильное употребление термина.

(е) Упражнения, игры или занятия, призванные вызвать нечто, что должно произойти так или иначе. Их принято называть механизмами ускорения: игра в знакомство, упражнения по созданию доверия и игры в самораскрытие.

(ж) Игры или упражнения, помогающие людям научиться ставить себя на место тех, с кем они находятся в тесном контакте и чью точку зрения, как правило, не принимают в расчет. Например, ситуация ролевой игры, в которой кому-либо предлагается войти в роль одного из своих родителей, полицейского, учителя и т.д.

Принимая решение о том, следует ли (и если да, то в каких случаях) использовать некоторую игру, упражнение или занятие, попробуйте задать себе и ответить на следующие вопросы:

(1) Какой опыт может продуцировать игра, упражнение или занятие для тех, кто в них участвует? В зависимости от характера игры или упражнения они могут приводить людей к физическому контакту, держать их на расстоянии друг от друга или воздвигать между ними физическую преграду. Для некоторых участников они могут продуцировать опыт победы, для других — опыт поражения (а также быстроты или медлительности, сообразительности или глупости, силы или слабости). Игра может потребовать сотрудничества или побудить к соревнованию. Она может подавить человека или быть ему вполне по плечу. Она может требовать больших или малых навыков. Может пробудить фантазию или удерживать ее под спудом. Побудить или не побудить к самораскрытию. Ввиду того, что игры и упражнения бывают, как правило, высоко структурированы (когда занятие не высоко структурировано, мы называем его “забавой”), они нередко побуждают или принуждают участников к конкретным, заранее предсказуемым формам опыта.

(2) Каковы все последствия использования данного механизма, включая как предсказуемые, так и возможные неожиданные последствия? Используя игру или упражнение, вы надеетесь, что это вызовет какие-то полезные последствия. Именно в этом и заключается причина их применения. Однако игра или упражнение зачастую имеют и другие последствия. Они могут оказаться неожиданными и приветствуемыми, или неожиданными и нежелательными. Например, игра с подносом не только демонстрирует участникам групповое давление, но и показывает также, что ведущий готов прибегнуть к обману в отношении членов группы.

(3) Будут ли возможные последствия для разных участников одними и теми же или различными? Во многих играх, упражнениях и занятиях результат для разных людей оказывается различным: кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает; кто-то показывает себя сильным по сравнению с другими, а кто-то — слабым; кто-то бывает обманут, в то время как остальные — нет. Некоторые игры и упражнения приносят радость и удовольствие одним и вызывают недовольство у других. Например, кому-то нравится, а другие просто не выносят физический контакт, неизбежный при некоторых упражнениях.

(4) Окажутся ли отдельные возможные последствия вредными для членов группы в целом или для отдельных лиц в частности? Например, игра подразумевает обман и вследствие этого может подорвать доверие, которое участники испытывают к ведущему группы. Ранее описанное упражнение по раскладке карт может оказаться вредным, в зависимости от того, как протекает игра. Следует отметить, что в процессе игры никто в группе — ни ее члены, ни руководитель — не обладает каким-либо контролем “обратной связи”, возникающей по отношению к различным людям в группе. Мнения, высказанные в адрес конкретных людей, становятся известны только после распределения всех карт. Если он расценивает эти мнения как губительные, неточные или невыносимо противоречащие его восприятию самого себя, у него не остается никакой самозащиты, а у других — возможности защитить его. Ему не представился случай подсказать остальным членам группы о воздействии на него обратной связи, пока шло ее накопление, когда они еще могли принять во внимание его реакции и скорректировать свое поведение.

(5) Если не исключено, что какие-то из данных последствий окажутся вредными, можно ли каким-то образом изменить данный механизм, чтобы избежать их? Если ответ на этот вопрос положительный, то следует использовать такой механизм, изменив его соответствующим образом. Если ответ отрицательный — следует полностью отказаться от его использования.

(6) Оставляет ли данный механизм участникам возможность выбора? Волен ли человек по собственному желанию отказаться от участия в игре? Могут ли люди в рамках структуры игры выбирать различные роли или различные формы участия? Некоторые игры предоставляют полную свободу выбора. В других возможность выбора отсутствует полностью. Некоторые игры предоставляют ложную возможность выбора, поскольку выход из игры сопряжен с потерей репутации или положения в рамках группы.

(7) Какие необходимы подготовка и последующие наблюдения, чтобы добиться предполагаемого положительного эффекта и избежать возможных отрицательных последствий? Общепризнанно, что при ролевых играх следует резервировать время, необходимое для “выхода из роли” — то есть для того, чтобы члены группы могли обсудить чувства, пробудившиеся в них во время исполнения данной роли, а также свою реакцию на поведение других. Игры и упражнения могут генерировать и давать выход чувствам, которых человек, как правило, избегает и с которыми ему трудно справляться. Необходимы время и последующая поддержка, чтобы они улеглись и человек вернулся в свое обычное состояние.

(8) В каких случаях данный механизм будет давать сбои и что должен предпринять в этом отношении ведущий? Некоторые игры и упражнения могут добиться поставленной перед ними цели, только если все идет в точности, как предполагалось, и если каждый участник действует так, как от него требуется. В реальном мире этого подчас не происходит, и игра терпит фиаско или начинает преподносить “уроки”, которых от нее не ждут и которые нередко идут вразрез с намерениями ведущего. Когда это происходит, ведущему приходится очень быстро ориентироваться, чтобы дать положительный оборот непредвиденным ситуациям.

Иногда можно наблюдать, что игры, упражнения или различные занятия используются так, что в первую очередь отвечают потребностям ведущего, а не членов группы. Если ведущий боится того, что может произойти при неструктурированных обстоятельствах, или обеспокоен тем, удастся ли ему заполнить время, он может использовать игры и упражнения только для того, чтобы избавиться от этих страхов. В этом случает он действует по принципу “лото”: открывает свой запасник с играми и вытаскивает первую подвернувшуюся под руку, лишь бы заполнить время или избежать треволнений. На самом же деле игры и упражнения являются весьма мощным механизмами, которые при верном подборе и правильном использовании могут непосредственно принести ту пользу, которую вы и намереваетесь принести членам группы. Однако чтобы это произошло, игры упражнения и различные занятия требуют тщательного подбора с учетом той конкретной ситуации, в которой оказались люди, с которыми вы работаете, и с полным осознанием всех возможных последствий.

Потенциально благотворные эффекты упражнений и игр можно свести к следующему: доставляемое удовольствие; возможность практиковаться в защищенной среде в тех навыках, которыми участники в данное время не обладают; возможность практиковаться в защищенной среде в прогнозировании того, что человек может испытывать или делать в неизбежно приближающемся и пугающем его взаимодействии; снижение страхов путем предоставления людям возможности опробовать новые типы поведения, которых они ранее избегали или не имели возможности применить, но которые им потенциально доступны. Потенциально неблагоприятные эффекты включают в себя: возбуждение у человека чувств, с которыми он не способен справиться; осознание им себя таким, каким ему быть невыносимо; выяснение таких мнений о себе, которые подрывают у человека самоуважение и угрожают самой его личности и могут вынудить его уйти из группы; переживание ситуаций, когда человек терпит неудачу; частичный или полный подрыв доверия между ведущим группы и участниками.