Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Витакер Д.С.doc.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
2.18 Mб
Скачать

4. Какова продолжительность каждого сеанса?

Как показывает опыт, для групп, основанных на открытой дискуссии, один час — слишком мало, а полтора часа — уже слишком много. Остановиться можно на часе с четвертью. Групповые сеансы должны быть несколько продолжительней индивидуальных, поскольку группе требуется некоторое время на раскачку и на поиск темы или животрепещущего вопроса. С другой стороны, группа, продолжающаяся гораздо дольше полутора часов, скорее всего, сумеет приспособиться к имеющемуся в ее распоряжении времени и будет использовать его с такой же отдачей, как и за несколько более короткий период времени. Группам, иным по структуре, может потребоваться и большее, и меньшее время. Например, некоторые группы, целью которых является развитие умений и навыков, предполагают продолжительные по времени занятия или последовательность различных типов группового опыта, и им потребуется больше времени. Группе, занимающейся обменом мнений, приготовлением пищи, трапезой и какими-то другими занятиями после этого, вполне может потребоваться от двух до трех часов. Для определенных групп будет достаточно и тридцати минут. Например, если вы работаете с умственно отсталыми людьми, у которых внимание очень быстро истощается, или с очень трудными, или регрессировавшими пациентами психиатрической больницы, которым под силу лишь кратковременные контакты с другими.

5. Как часто должна собираться группа?

Группа может собираться три или четыре раза в неделю, дважды в неделю, один раз в неделю или раз в две недели. Некоторые совсем кратковременные группы могут встречаться ежедневно на протяжении трех или четырех дней.

Частота встреч будет сказываться на интенсивности данного опыта для членов группы, его значения и на ощущении непрерывности процес­са.

Выбираемая вами частота сеансов должна определяться той пользой, которую вы собираетесь принести, а также характером контингента, с которым собираетесь работать. Группа, собирающаяся три или четыре раза в неделю на протяжении определенного промежутка времени, по всей вероятности, будет продуцировать весьма интенсивный опыт. Сама частота встреч говорит о том, что группа рассматривается как важная составляющая нынешней жизни входящих в нее людей. Группы, собирающиеся дважды в неделю, обладают примерно таким же уровнем интенсивности; собирающиеся раз в неделю — несколько меньшим, а раз в две недели — еще меньшим. Отношение между временем, проведенным в группе, и временем, проведенным где-либо еще, определенным образом связано с интенсивностью данного опыта и с тем значением, которое группа приобрела для своих членов. В некоторых случаях весьма желательно (а в других — наоборот), чтобы группа служила интенсивным опытом. Иногда необходимо, чтобы группа занимала более значительное место в жизни данного человека, а иногда вы стараетесь этого избежать. Я знаю случаи, когда специалисты-практики безоговорочно принимали точку зрения, что групповому опыту “лучше” быть более интенсивным, а группе следует играть более важную роль в жизни данного человека. Данное допущение является необоснованным. Например, некоторые люди могут оказаться не подготовленными к чересчур напряженному опыту. Вполне вероятно, что для некоторых контингентов (например, лиц с физическими увечьями) нежелательно, чтобы группа стала основным эталоном для своих членов. В группах, назначение которых — развивать умения и навыки, было бы весьма вредно распространять точку зрения, что новые навыки можно безопасно отрабатывать только в группе, — напротив, сеансы следует организовывать таким образом, чтобы располагать достаточным временем для отработки навыков в реальных условиях вне группы.

Частота встреч или, говоря иначе, продолжительность временных интервалов между встречами, оказывает свое влияние на ощущение непрерывности, которое вырабатывается у участников по отношению к опыту группы. Если вы считаете, что для успешной работы группы важно, чтобы у ее членов сохранялось ощущение непрерывности и чтобы импульс одного сеанса передавался другому, вам необходимо проводить встречи как минимум два раза в неделю. У многих, хотя и не у всех, будет сохраняться ощущение непрерывности, если группа начнет собираться один раз в неделю. Но если интервалы между встречами станут более продолжительными, может возникать ощущение, что работа группы каждый раз начинается заново. Для достижения некоторых целей “начинание заново” не будет служить препятствием, но в этом случае необходимо предусмотреть такой механизм, который задавал бы собственный фокус каждому сеансу.

Между интенсивностью, значением и непрерывностью должно поддерживаться некоторое равновесие. Например, вы можете решить, что определенному контингенту требуется непрерывность и вместе с тем умеренная интенсивность. В этом случае одной встречи в неделю будет вполне достаточно. Для другого контингента, по вашему мнению, непрерывность была бы полезной, но вместе с тем нежелательно, чтобы группа приобрела слишком большое значение в жизни своих членов. В данной ситуации вы примете решение собираться раз в две недели (чтобы уменьшить это значение) и станете добиваться непрерывности не за счет частоты встреч, а каким-то иным методом. Например, путем совместного планирования серии сеансов.

Иногда психотерапевты уменьшают частоту встреч в надежде, что смогут одновременно вести больше групп и таким образом — одновременно охватить больше людей. Это ошибочный подход, поскольку основным критерием должно служить то, что будет способствовать работе группы. Если же вы хотите охватить большее количество людей, то наилучший способ добиться этого — увеличить свою эффективность, планируя каждую группу с предельной уверенностью, что она подходит данному контингенту.