Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Образ идеального дворянина по материалам журнал...docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
10.09.2019
Размер:
100.66 Кб
Скачать

Историографический обзор

По правде сказать, с историографией «Всякой всячине» не повезло. Известно очень малое количество работ, посвященных исследованию журнала в качестве исторического источника. Довольно редко исследователи обращались к его материалу в целях оценить социально-психологическую и нравственную обстановку в обществе XVIII. По большей части, они относились к «Всякой всячине» как очередному способу контролировать политическую ситуацию в государстве, следить за умонастроениями самой образованной и могущественной части российского социума, т. е. дворянства. Практически отсутствуют изыскания ученых, в которых бы появление «Всякой всячины» рассматривалось как положительная черта периода екатерининского правления. И что самое удивительное, со временем интерес к этому журналу среди историков не повышается. Как правило, основные исторические работы, посвященные изучению «Всякой всячины», относятся к XIX веку или началу XX века. В современности изучение «Всякой всячины» ограничивается лишь интересом в области журналистики и филологии.

Первым крупным исследователем «Всякой всячины» в дореволюционное время считается П. П. Пекарский. Литературной деятельности Екатерины II он посвятил целую книгу. Он изучает не только «Всякую всячину», но также и другие литературные произведения Екатерины, обращает также пристальное внимание на ее переписку с кем бы то ни было. В основном свое исследование П. П. Пекарский акцентирует на выяснении проблемы написания журнала, на трудности, вставшие перед императрицей в процессе создания журнала. Ученого интересовали, помимо того, последствия выпуска журнала, он подробно разбирает полемику Екатерины и ее оппонентов. Ему необходимо знать, как государыня реагировала на нападки со стороны других публицистов. Немаловажное место отводит П. П. Пекарский в своем исследовании биографии Г. В. Козицкого, помощника Екатерины и издателя журнала.

Следующим исследователем в этой области является Е. С. Шумигорский. Он также относится к плеяде дореволюционных историков. Его работа «Очерки из русской истории. Императрица – публицист» полностью посвящена литературной и публицистической деятельности Екатерины II, правда, его исследования оказались глубже, чем аналогичные у П. П. Пекарского. Е. С. Шумигорский изучал не столько факт появления журнала и реакцию общественности на него, сколько мотивы и побуждения Екатерины при написании «Всякой всячины». Стоит отметить, что Е. С. Шумигорский связывает ее участие в издании журнала с намеченной ею линией реформ. Он подчеркивает мудрость и прогрессивность государыни в попытке демократизировать печать, сравнивает ее с монархами «просвещенной» Европы, которые в целях обновления общественного уклада действовали старыми жестокими методами. Этот ученый практически единственный, кто увидел в сатире Екатерины стремление благотворно повлиять на умы дворянской молодежи. В исследовании всегда подчеркиваются принципы и правила, которых придерживалась Екатерина при написании журнала и которые подтверждали ее исключительно благородные и добрые помыслы при создании «Всякой всячины».

Далее следуют исследования журнала в рамках теории литературы и журналистики. Н А. Добролюбов, рассматривая особенности русской сатиры екатерининского времени, обращает пристальное внимание на «Всякую всячину». Но его мнение по отношению к литературным «забавам» Екатерины неоднозначно: с одной стороны, он подчеркивает прогрессивность и пользу этого журнала, а с другой стороны возводит его в ранг политической литературы, призванной возвеличить личность императрицы и справиться с возможной оппозицией.

П. Н. Берков, советский исследователь, изучал «Всякую всячину» как один из этапов истории русской журналистики. Тем не менее, его изыскания содержат важные сведения об особенностях выпуска журнала, фактические данные из истории «Всякой всячины».

Для понимания основных тенденций написания журнала нередко приходится обращаться к работам, характеризующим социально-культурную обстановку в стране. Работа выдающихся немецких социологов и философов Макса Хокхаймера и Теодора Адорно помогла разобраться в сути Просвещения и оценить реальность применения идей Просвещения на российской практике. Советский исследователь Б. И. Краснобаев исследовал общую культурную обстановку в России накануне реформ.

Личность Екатерины как публициста изучалась испанским ученым Исабелью де Мадариагой. Она посвятила изучению эпохи Екатерины Великой несколько крупных научных трудов. Ученый на протяжении огромного количества времени занималась собиранием материала о российской императрице и в результате ей удалось всецело изучить не только эпоху ее правления, но и ее яркую и неоднозначную личность.

Мы видим, что исследования по «Всякой всячине» неполны и их, по всей видимости, очень мало. К сожалению, ученые-историки часто игнорируют значимость одного из самых главных литературных трудов Екатерины, который является отражением ее политических и нравственных наклонностей. Скорее всего, существует совсем небольшое число работ, касающихся дворянства по материалам «Всякой всячины». Это еще раз подтверждает необходимость внимательного изучения источника по этому аспекту.