Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 6 Социальные действия и социальные взаимод...doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
1.26 Mб
Скачать

Действие

Подсистемы

Преимущественные функции

Социальная

Интеграция

Культурная

Воспроизводство образца

Личностная

Целедостижение

Поведенческий организм

Адаптация

Социальная подсистема через статусы и роли обеспечивает взаимодействие индивидов и тем самым осуществляет функцию интеграции.

Культурная подсистема выполняет в основном «функцию сохранения и воспроизводства образца, равно как и творческого его преобразования».

Личностная подсистема главным образом выполняет функцию целедостижения. Это главный исполнитель процессов действия, который способен учесть усвоенные в процессе социализации культурные принципы и предписания. В смысле мотивации «главной целью действия является обеспечение личных потребностей или удовлетворенность личности».

Поведенческий организм выступает как адаптивная подсистема, определяет генетически заданные возможности человека, на которые опираются остальные подсистемы. «В нем содержатся условия, с которыми должно сообразовываться действие, и основные механизмы взаимодействия с физической средой, в частности механизм получения и обработки информации в центральной нервной системе и механизм двигательной реакции на требования физической среды».

Парсонс особо подчеркивает, что при анализе взаимоотношений между четырьмя подсистемами действия важно учесть процесс их взаимопроникновения. Так, в процессе социализации личность индивида способна усвоить как социальные объекты, так и культурные нормы.

«В целом все вышеизложенное, - по оценке самого Парсонса, - представляет собой концептуальную схему – систему отсчета, теорию. Она ни в коем случае не рассчитана на эмпирическое применение»6.

Как развивалась теория социального действия в последующих социологических теориях?

Большинство социологов относились к теории Парсонса не только сдержанно, но и активно критиковали ее за излишнюю громоздкость теоретических построений и сложность ее реализации в эмпирических исследованиях. В то же время ключевые представления теории социального действия без сомнения вошли в арсенал современной социологии. К числу социологов, в большей или меньшей степени придерживающихся ключевых классических представлений о социальном действии, в западной социальной мысли относят не только социологов классического подхода, но и феноменологов, этнометодологов, в большинстве своем приверженцев символического интеракционизма и авторов социологической версии экзистенциализма. При всех различиях между ними они разделяют два утверждения, принципиально важных для понимания социальной жизни.

Первое утверждение состоит в том, что сторонники этих социологических направлений не разделяют взгляд на социальную среду как на независимую от человеческого сознания и опыта. Люди приходят не в застывший мир жестких форм, но в незавершенное творение, ежесекундно достраивая его в общении.

Современные исследователи теорию социального действия трактуют как активистскую модель поведения, согласно которой осмысленные поступки людей суть первопричина и существо общественной жизни. В соответствии с ее постулатами сама жизнь как одушевленность появляется только тогда, когда рефлекс, или ответная реакция на стимул, сменяется деятельным отношением живой системы к возникающим в ходе ее развития проблемам. Причиной действия становится его цель, то есть модель предполагаемого результата, ее информационный эквивалент. Мы действуем в соответствии с поставленной целью ("для того, чтобы"), и эта цель определяет образ наших действий ("потому, что"), на чем, собственно, и настаивал Вебер. Таким образом, определяющий фактор текущего поведения перемещается из прошлого (что было характерно для теории рефлекса) в будущее.

Второе утверждение связано с признанием теории социального действия естественной основой, первоисточником всех последующих трактовок социального мира как мира личностно осмысленного, созидательного взаимодействия людей. В человеческих силах не только пассивно реагировать на внешние стимулы и провокации, но активно отвечать на них по своему разумению.

Человек — не жертва ни социальной организации, ни природных инстинктов. Он — обладатель (в большей или меньшей степени) свободной воли, которая позволяет ему принимать самые разные решения. Даже наше встраивание в социальную жизнь, то есть социализация, никогда не бывает пассивным усвоением предлагаемых обществом норм и ценностей.