Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВОСТОК ДОК.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
214.53 Кб
Скачать

Глава 1. Ветераны и их землевладение.

Во времена Республики ветераном считался каждый, кто отслужил в армии шесть лет подряд. Сам термин "veteranus" появился в середине I в. до н.э., а до того заслуженный воин назывался "evocatus" или "emeritus"17. До военной реформы Гая Мария вопрос о пенсионном вознаграждении ветеранов не вставал, поскольку легионеры набирались только из состоятельных римских граждан, которые, как считалось, после военной службы возвращались к мирным занятиям. Открыв доступ к военной службе для «пролетариев», не имевших источников доходов в гражданской жизни, Гай Марий (157 до н. э. — 86 до н. э.) поставил государство перед серьезной проблемой вознаграждения отставных воинов. Впрочем, сенатская олигархия эту проблему решать не желала, полагая, что обеспечение ветеранов является личным делом полководца — патрона своих солдат. Рассчитываться с ветеранами полководцы должны были за свой счет. Проблема ветеранского вознаграждения в период гражданских войн усугублялась тем, что демобилизовывались сразу целые армии и необходимо было единовременно рассчитать десятки тысяч человек18.

Хотя Гай Марий в годы своего консулата нашел наиболее дешевый и приемлемый для солдат и полководцев способ вознаграждения ветеранов. Он наделял их земельными участками в провинциях, далее вопрос ветеранского обеспечения решался исключительно через экстраординарные политические институты: диктатуру и триумвираты. Трудность решения данной проблемы заключалась в том, что легионеры — сплошь уроженцы Италии хотели получать землю на Родине. Между тем, к I в. до н.э. Ager Publicus в Италии был полностью поделен. Диктатор Сулла (138—78 гг. до н. э.), опираясь на насилие, положил начало практике наделения ветеранов землей за счет передела Ager Publicus в плодородной Кампании. Впоследствии там же, но, уже используя законные средства, находили для ветеранов землю триумвиры Помпей и Цезарь.

Именно с деятельности Гая Юлия Цезаря (12 июля 100 или 102 до н. э.— 15 марта 44 до н. э.) — сначала консула в рамках неформального триумвирата с Помпеем и Крассом, а затем и диктатора начинается период наиболее интенсивного развития ветеранского землевладения. Когда он был консулом, в 59 г. до н.э. он добился принятия двух аграрных законов, которыми потом руководствовался. В соответствии с этими законами ветераны получали наделы из категории государственных земель — Ager Publicus. Участки должны были выкупаться у прежних пользователей, желающих продать наделы, за счет военной добычи и от податей с новых провинций. В духе аграрного законодательства братьев Гракхов (Тиберий Гракх (163—133 до н. э.) и Гай Гракх (153—121 до н. э.)) предполагалось, что полученные ветеранами участки не подлежали продаже в течение двадцати лет19.

Между отставкой и наделением ветерана участком проходило несколько лет. Сначала будущие колонисты собирались в Риме, а затем выходили на место поселения, будучи построены по своим боевым подразделениям, со значками и орлом, под руководством старших командиров и военных трибунов. Образцом для торжественной процедуры основания ветеранских колоний служил обряд закладки военных колоний, создаваемых в Италии в V — IV вв. до н.э. для обеспечения землей римских плебеев. Позже, согласно заведенному с установлением Империи обычаю, ветераны делились согласно полученным за время службы рангам на несколько групп, и каждая группа делила положенные ей участки посредством жребия20.

Политика массовой ветеранской колонизации, начатая Цезарем, была продолжена в еще больших масштабах Октавианом(23 сентября 63 г. до н. э. — 19 августа 14 г.) — сначала в период триумвирата, а затем в первой половине принципата. После разгрома армии последних защитников Республики Брута и Кассия триумвир Октавиан осуществляет наделение землей ветеранов-цезарианцев, которых насчитывалось свыше 150 тысяч человек.

В период второго триумвирата Августа оформляются юридические привилегии ветеранов. После победы над Марком Антонием и завершения гражданских войн в 31 г. триумвир Октавиан издал специальный эдикт о ветеранах, по которому можно судить о ветеранских привилегиях периода второго триумвирата. Ветераны, их жены, родители и вольноотпущенники получали максимально возможный для римских граждан иммунитет — прежде всего, налоговый — во всех делах. Ветераны получали право льготной "прописки” в любую трибу, право заочного голосования в комициях, возможность добровольного исполнения жреческих обязанностей, магистратур и любых выборных должностей в общине. Дома их освобождались от постоя. Подтверждались преимущества, привилегии и льготы, которые были даны ветеранам ранее. Надписи сообщают о создании в городах Италии особых ветеранских коллегий, сохранившихся в качестве потомственных корпораций до III века. Наиболее состоятельные ветераны, несмотря на дарованные им привилегии, активно участвовали в городском самоуправлении и несли связанные с исполнением магистратур расходы.

Была создана особая казна (aerarium militare) для выдачи денег солдатам. Введена она была Августом и находилась в ведении перфекта, бывшего претора, а начиная с Клавдия (1 августа 10 до н. э. — 13 октября 54.) была введена специальная должность, на которую человека назначал лично император. Такая система действовала до середины III в.

При Августе каждый солдат получал надел землей и денежную сумму – 3 тыс. денариев легионеру и 5 тыс. преторианцу (Tac. Ann. XIV. 27. 31. 4-5). C течением времени выплаты наличными становятся все более значительными, но уменьшаются раздачи земель, которые совсем прекратились при Адриане (117 — 138 г. н.э.).

«После победы по разделу полномочий Антоний должен был восстановить порядок на Востоке, Октавий – отвести в Италию ветеранов и расселить их на муниципальных землях. Но и здесь им не были довольны ни землевладельцы, ни ветераны: те жаловались, что их сгоняют с их земли, эти – что они получают меньше, чем надеялись по своим заслугам.»( Suet. Aug. 13. 3)

Возможно, растущие затруднения с организацией ветеранских колоний заставили Августа пойти на реформы в сфере ветеранского вознаграждения. После 13 г. до н.э. были удлинены сроки службы в легионах. Теперь солдаты после 16 лет обычной службы должны были еще 4 года проводить в особом ветеранском подразделении21.

После 14 г. до н.э. в Италии, а после 7 г. до н.э. в провинциях прекращается образование ветеранских колоний. Наиболее распространенной формой ветеранского вознаграждения становится земельный надел, выделяемый в каком-либо италийском или провинциальном муниципии (RGDA. III). На эти цели Август потратил 400.000.000 сестерциев из своих личных средств (RGDA. XVI). Неизвестно, сколько человек получили ветеранское обеспечение подобным образом. Из "Деяний божественного Августа" можно понять, что вместе с получившими позже ветеранское вознаграждение в форме денежного пособия их было 180.000 человек (RGDA. III; XV).

Таким образом, в период правления Октавиана — триумвира и принцепса — оформился характер ветеранского обеспечения, существовавший с небольшими изменениями до начала II века. Выслуживший полный срок службы легионер получал почетную отставку (honesta missio), которая предусматривала наделение ветерана налоговыми льготами (immunitas), юридическими привилегиями (beneficia), деньгами или земельным наделом (praemia).

В течение I в. н.э. продолжалась практика наделения ветеранов землей путем создания ветеранских поселений в форме колоний или подселения воинов в римские общины. Несмотря на отсутствие свободных земель и на отрицательное общественное мнение по вопросу о наделении легионных ветеранов земельными наделами в Италии, императоры продолжали усилия по формированию ветеранского землевладения на Аппенинском полуострове22.

Наибольшую активность в наделении ветеранов земельными участками на территории Италии проявляли Нерон и Веспасиан23. Императоры I века селили вместе не только воинов, принадлежащих к разным легионам, но и относящихся к разным родам войск: например, легионеров, преторианцев и военных моряков24.

В первые годы правления Веспасиана(17 ноября 9 г. — 24 июня 79 г.) была осуществлена широкая программа по наделению земельными участками ветеранов, участвовавших в гражданской войне 69 г. Пока в легионах было много потомков италийских переселенцев из внутренних провинций Империй (2-я пол. I века), широко распространено было возвращение таких ветеранов после службы домой. Возвратившись в города Галлии, Испании, Далмации, Паннонии, они приобретали на денежный пенсион земельный участок или становились хозяевами ремесленной мастерской либо торговой лавки.

С.Л. Утченко, анализируя характер ветеранской колонизации в Италии в конце республики, пришел к выводу о противоречии ветеранского землевладения античной форме собственности на землю, поскольку собственность ветерана на участок не определялась его членством в той или иной общине римского права25. Ю.К. Колосовская возразила, указав, что ветеранское землевладение, особенно, в провинциях соответствовало основным чертам античной формы собственности на землю26. Мы полагаем, что землевладение легионных ветеранов, безусловно, являлось разновидностью рабовладельческого и отчасти ориентированного на рынок хозяйства.

В конце III века ветеранское землевладение, равно как и весь основанный на античных принципах мир пограничных провинций Империи, приходит в упадок. Земля передавалась ветеранам уже не в собственность, а во владение. Мельчали до величины крестьянских и размеры участков, приобретаемых солдатами еще во время службы27.

В оформленном при Северах (династия римских императоров в 193—235 г.) "военном праве" зафиксированы предоставленные ветеранам "солдатскими" императорами правовые льготы. Значительно возросли размеры ветеранского вознаграждения. Мы разделяем точку зрения, согласно которой "солдатские" императоры, стремясь сохранить гибнущую античную цивилизацию и связанный с ней тип имперской государственности в виде принципата, опирались на более "молодые" по уровню общественно-экономического развития территории — прежде всего, дунайские — и на армию как на мощное средство выражения интересов этих территорий. Закрывая глаза на обнищание населения внутренних провинций Империи, государство в лице "солдатских" императоров Септимия Севера, Максимина Фракийца, Филиппа Араба, Проба и др. обогащало армию и ветеранство, которое превратилось во влиятельную социальную группу28.

Пограничные территории в III в. игравшие роль последнего оплота античной цивилизации, кроме общего характера общественно-экономического устройства и языка, мало что общего имели с миром италийцев и эллинов. Ветераны III века не были знакомы с жизнью больших городов и о богатой культурной традиции греко-италийского мира имели самое поверхностное представление. Это были в реальности люди малограмотные, либо с грамотой не знакомые. Их религиозные воззрения являли собой удивительную смесь верований традиционно римского, даже официозного пантеона с верованиями, распространенными среди местного неримского населения. Модель социального поведения ветеран была сориентирована не только на античные, прежде всего, римско-италийские образцы, но и на нравы и обычаи, распространенные среди местной кельтской, германской, паннонской и прочей, как правило, лишь частично романизированной аристократии29. Во второй половине III века легионное ветеранство все более превращается в сельское население, отрываясь от городской жизни. Военные реформы Диоклетиана и Константина, преобразившие легионы до неузнаваемости и сделавшие их маломощной пограничной милицией, а также их далеко идущие социально-экономические преобразования объективно способствовали снижению прежде высокого социального положения легионов ветеранов30.