Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен_философия[1].docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
180.16 Кб
Скачать

3 Этап (20 гг. 20 в.)

Третий этап эволюции позитивизма – неопозитивизм, или логический позитивизм. Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом, стремясь поставить себя над борьбой с материализмом и идеализмом. Теоретическим источником его послужило реальное развитие физики, логики, математики, языкознания. Наука сводится к фиксации, а затем упорядочению фактов в рамках условно принятой системы языка. В таком случае задачи науки ограничивается описание ее языка. Исходными предпосылками всякого познания логический позитивизм считал события и факты, т.е. “чувственные данные”, находящиеся в сфере сознания субъекта. Одной из особенностей данного течения является то, что он принципиально отождествил объект с теорией объектов. Это сразу же снимало вопрос о существовании объективного мира как предмета философского познания и приводило к замыканию философии лишь на познавательной проблематики логики и логического языка. Другой принципиальной особенностью было отождествление (а точнее, замена) понятия “объективный факт” и “научный факт”. Последний принимался как “запротоколированный” в науке с помощью знаковых средств, т.е. как “протокольное предложение”. Специфика логического позитивизма состоит в том, что в качестве метода философствования выступает современная формальная математическая логика. "Логика есть сущность философии" - писал Рассел. Философия,- утверждал Карнап,- это "логика науки". Представители логического позитивизма задались целью разделить научное и ненаучное – принцип верификации. Этот принцип оказался нереализуемым. Действительно, в науке есть такие положения, которые не поддаются проверке, но являются опорными положениями научной теории, без них теория рассыпаются – они являются фундаментальными положениями, без которых теория невозможна, но опытным путем их одобрить или опровергнуть невозможно.

Своеобразным развитием логического П явилась концепция Поппера (Австрия, после эмигрировал в США) – он подверг критике принцип верификации. Он считал, что для признания научной теории необходима не её подтверждение – верификация, а ее опровержение - фальсификация. Теория научна тогда, когда можно указать явления, которые бы ее опровергали. А если таких событий и явлений нет, то тогда теория ненаучна. Развитие науки, по Попперу, совершается путем фальсификации тех или иных научных теорий, и тогда появляется новая теория (концепция). Несомненно, значение фальсификации было преувеличено Поппером, так как верификация имела не меньшее значение, чем фальсификация (но заслуга есть уже в том, что он ее выделил). Дальнейшее развитие позитивизма связано с творчеством Витгенштейна (1 этап – он примыкал к логическому позитивизму, а затем он пришел к выводу, что необходим анализ естественного языка, т.к. он считал, что философские проблемы коренятся в языке). Он явился основоположником лингвистического анализа – анализа естественного языка (это особое течение в философии 20века). Именно Поппер продвинул Логический позитивизм к постпозитивизму.

Представители: Карнап

4 Этап

Постпозитивизм - совокупность концепций в фи­лософии и методологии науки, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутой логическим эмпиризмом (неопозитивизмом), а с распадом этой программы пришедших ей на смену. В значительной степени эта реакция была инициирована идеями К. Поппера. Постпозитивизм эволюционировал от альтернативных ре­шений проблем, поставленных позитивистами, к признанию этих проблем неразрешимыми или бессмысленными и фор­мированию новой проблемной сферы. Прежде всего это относится к проблеме взаимоотношения между наукой и философией. Постпозитивизм взял курс на «реабилитацию» метафизи­ки, которая должна была осуществляться теми же аналитичес­кими методами, с помощью которых неопозитивисты пытались ее дискредитировать. В отличие от неопозитивистов, уповавших на установление несомненных оснований научного знания на почве чувственного опыта, постпозитивизм объявил «эмпирический базис» науки продуктом рациональной конвенции, выявил неустра­нимую «теоретическую нагруженностъ» (т. е. смысловую за­висимость от научных теорий, используемых в исследователь­ских процессах) терминов языка науки; тем самым была сня­та (или значительно ослаблена) дихотомия «теоретических» и «эмпирических» терминов языка науки.

Унаследовав от неопозитивизма проблему «рациональной ре­конструкции» истории науки (т. е. объяснения исторической эволюции научного знания с помощью «нормативных» методологических концепций), постпозитивизм затем пришел к плюрализму методологий, к идее принципиальной ущербно­сти любых попыток «втиснуть» историю науки в какую-то единую методологическую схему, наконец, к «дескриптивизму», т. е. сведению задач методолога к описанию конкретных приемов, методов, условий, которыми направляются научно-исследовательские действия, приводящие ученых к успеху. Тем самым постпозитивизм отказался видеть в методологических нормах универсальные критерии научной рациональности. Отсюда - постепенный отход пост­позитивизма от свойственных критическому рационализму установок на нормативную методологию и усиление интере­са к «ситуационному анализу» этих примеров с при­влечением социологических, социально-психологических и др. факторов, не принимавшихся в расчет методологами-нормативистами. Постпозитивизм перешел к радикальному пе­ресмотру представлений о науке как целенаправленном по­иске истин. Само понятие «истины» либо вовсе устранялось из методологических рассуждений, либо подвергалось специ­фической интерпретации «дискретным» моделям эволюции науки.

Представители: Кун, Лакатош, Фейерабенд